Сущность, значение, виды, формы и методы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:54, контрольная работа

Краткое описание

Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом мой.docx

— 104.03 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Сущность, значение, виды, формы и методы финансового контроля.

    1. Сущность, виды, формы и методы финансового контроля

 

Финансовый контроль –  составная часть, или специальная  отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что  финансам как экономической категории  присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому  использование государством финансов для решения своих задач обязательно  предполагает проведение с их помощью  контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными  органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам  государства.

Финансовый контроль –  это контроль над законностью  действий в области образования  и использования денежных средств  государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль включает в себя контроль над исполнением:

    1. федерального бюджета
    2. бюджетов субъектов Российской Федерации
    3. бюджетов внебюджетных фондов
    4. контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга
    5. государственных резервов

Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге  он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

Конкретные формы и  методы финансового контроля позволяют  обеспечить интересы и права как  государства и его учреждений, так и всех других экономических  субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение  и исполнение бюджетов всех уровней  и внебюджетных фондов, а также  контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому  помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок  проведения финансового контроля в  целом, имеются нормы, предусматривающие  его специфику в отдельных  финансовых правовых институтах.

Основное содержание финансового  контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:

  1. проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;
  2. проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);
  3. проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
  4. выявлении внутренних резервов производства;
  5. устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В случае их выявления в  установленном порядке принимаются  меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального  ущерба государству, организациям, гражданам.

Формы, виды и методы финансового контроля

 

В экономически развитых странах  финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный  финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового  контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит  от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.

Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные  пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с  формированием государственных  ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролёры наделены правом осуществлять ревизии и проверки, как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковым предопределены общенациональными экономическими интересами.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Государственные и негосударственные  виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными  целями. Главная цель государственного контроля – максимизация поступлений  ресурсов в казну и минимизация  государственных издержек управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) – напротив минимизировать свои отчисления в пользу государства  и другие издержки с целью повышения  норм прибыли на вложенный капитал. В то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих  законов.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало  основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное  цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСА. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

Из этих базовых принципов  вытекают и другие, носящие более  прикладной характер, в том числе: результативность, четкость и логичность предъявляемых контролерами требований, неподкупность субъектов контроля, обоснованность и доказательность  информации, приведенной в актах  проверок и ревизий, превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений), презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц, согласованность  действий различных контролирующих органов и др.

Принимая законы, прямо  или косвенно затрагивающие систему  организации финансового контроля, государство ориентируется на вышеназванные  принципы. В то же время в каждом государстве существует свой регламент (порядок и последовательность) контрольных  действий, что в конечном итоге  сказывается на результатах.

Виды финансового контроля принято классифицировать по следующим  критериям:

  1. Форма проведения — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
  2. Время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;
  3. Субъекты контроля — президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский (Рис.1);

 

 

 

 

Государственный и муниципальный

контроль


 

Главное контрольное

управление

Президента РФ

Представительный орган

государственной власти

Контрольные и финансовые органы исполнительной власти





Счетная палата РФ

Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию

 

Комитет по бюджетным  налогам, банкам и финансам

 

Министерство  финансов РФ

 

Финансовые органы субъектов РФ

 

Правительство РФ




 

 

 

 

 

 

Ведомственный и внутрихозяйственный

контроль




 


 

Аудиторский финансовый контроль




 


 

Рисунок 1

  1. Объекты контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Обязательный контроль над  финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю над целевым использованием бюджетных  ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических  и стратегических целей.

Среди форм финансового контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль - проводиться до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и.т.п.

Текущий финансовый контроль - проводится в процессе исполнения финансов, то есть, когда запланированные проекты начинают внедряться в жизнь. Само название «текущий» говорит о сущности этой формы контроля.

При текущем финансовом контроле проверяются практически те же стороны  деятельности объекта контроля, что  и при предварительном, но только сам контроль уже носит не превентивный, а корректирующий характер. То есть, текущий финансовый контроль позволяет  выявить не желательные отклонения от запланированного процесса, и провести корректировку самого процесса.

Данная форма контроля подразумевает проверку соблюдения норм расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, их соответствие плану расходов. Текущий  финансовый контроль осуществляется повседневно  финансовыми службами организации  или государственными органами финансового  контроля. Одной из целей текущего финансового контроля является исключение нарушений финансовой дисциплины, в частности, по вопросам расчёта (налоговые платежи) с бюджетом.

Информация о работе Сущность, значение, виды, формы и методы финансового контроля