Сущность, значение и задачи финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 13:31, контрольная работа

Краткое описание

Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств. Финансовый контроль производится финансовой службой совместно с другими отделами, которые участвуют в выполнении финансовых заданий, ведут учет их выполнения и результативности.

Содержание

1. Сущность, значение и задачи финансового контроля…………….
2. Зарубежный опыт социальной защиты населения…………………
3. Задача (6)…………………………………………………………….
4. Задача (21) …………………………………………….......................
5. Открытый тест (1)…………………………………………………….
6. Список литературы ………………………………………………….. .

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1.  Сущность, значение и задачи финансового контроля…………….

3

  1. Зарубежный опыт социальной защиты населения…………………

8

  1. Задача (6)…………………………………………………………….

13

  1. Задача (21) …………………………………………….......................
  2. Открытый тест (1)…………………………………………………….
  3. Список литературы ………………………………………………….. .

14

15

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 21

 

  1. Сущность, значение и задачи финансового контроля.

 

Финансовый  контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается  в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств. Финансовый контроль производится финансовой службой совместно с другими отделами, которые участвуют в выполнении финансовых заданий, ведут учет их выполнения и результативности.

Наличие финансового  контроля объективно обусловлено тем, что финансам, как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан [10,с.40].

Значение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Финансовый  контроль – это основная форма  государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности  действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств [5, с.6].

В условиях рыночных отношений повышается ответственность  финансовых служб за полную мобилизацию  собственных средств, финансовое состояние  предприятия, эффективных проводимых операций, конечные результаты работы, так как от этого во многом зависит конкурентоспособность, процветание предприятия.

Финансовый  контроль - составная часть, или специальная  отрасль, осуществляемого в стране контроля. Финансы по своей сути выполняют три функции, в том  числе и контрольную. Контрольная функция финансов проявляется в финансовом контроле, важнейшем в системе государственного контроля. Необходимость в финансовом контроле вытекает так же из управления финансами государства. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются и объектом и субъектом контроля.

В самом общем  плане реализация контрольной функции  финансов состоит в выявлении  отклонений от заданной экономической  и финансовой политикой нормативных  предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений. В более узком значении контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства, трудовых коллективов и большинства населения.

Особенностями финансового контроля являются его  всеобъемлющий и универсальный  характер и то, что его объекты- это не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные отношения выражаются в денежной форме.

В сфере финансового  контроля находятся практически  все органы государственной власти и государственного управления, предприятия, независимо от форм собственности, та часть населения, которая является участниками финансовых отношений. Что касается государственных органов, то они одновременно являются субъектами и объектами финансового контроля. Универсальность заключается в том, что, несмотря на специфику всех объектов финансового контроля, последний использует практически одни и те же приёмы и способы.

Итак, финансовый контроль - это контроль за законностью  и целесообразностью действий в  области образования, распределения  и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально - экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый  контроль присущ всем финансово - правовым институтам. Поэтому помимо общих  финансово - правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово - правовых институтах.

Основное содержание финансового контроля в отношениях регулируемых финансовым правом, заключается  в:

А) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

Б) проверке правильности использования государственными и  муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в  их хозяйственном ведении или  оперативном управлении денежных ресурсов ( бюджетных или собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и др. средств.)

В) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств  предприятиями, организациями, учреждениями.

Г) выявления  внутренних резервов производства - возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

Д) устранении и  предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый  контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д. [10, с.42].

Проблема усиления финансовой ответственности, действенности  финансового контроля требуют, с  одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности.

Таким образом, финансовый контроль - это важнейший  вид государственного контроля, представляющий собой контроль компетентных государственных  органов за законностью, правильностью и экономической целесообразностью деятельности участников финансовых отношений по планомерному образованию, распределению и использованию государственных денежных средств.

 

Список литературы

1. Абрамчик Л.Я.  Финансовое право: Учеб.-метод.  пособ. для студ. - Гродно: Гродненский гос. ун-т, 2002. - 129 с.

2. Инструкция  о порядке исчисления и уплаты  земельного налога физическими  лицами: Постановление Государственного  налогового комитета Республики  Беларусь от 27.02.2001г. № 21 (в ред.  от 28.12.2004г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.-2001.- N 29. –Ст. 8/5211; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. - № 10. -Ст. 8/11979.

3. Инструкция  о порядке организации и проведения  проверок налоговыми органами: Утверждена Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.12.2003г. № 124 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - № 25. –Ст. 8/10533.

4. Конституция  Республики Беларусь от 15.03.1994г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.-1999.-N 1.-Ст. 1/0.

5. Круглов В.А., Орлова Е.И. Финансовое право:  ответы на экзаменационные вопросы. - Мн.: ТетраСистемс, 2005. - 144 с.

6. О бюджете  Республики Беларусь на 2005 год:  Закон Республики Беларусь от 18.11.2004г. № 339-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2004. -№ 189. –Ст. 2/1088.

7. О бюджетной  системе Республики Беларусь  и государственных внебюджетных  фондах: Закон Республики Беларусь  от 04.06.1993г. N 2347-XII (ред. от 24.07.2002г.) // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь.- 1998.- N 34.- Ст. 476.

8. О платежах  за землю: Закон Республики  Беларусь от 18.12.1991г. № 1314-XII (ред.  от 18.11.2004г.) // Ведомости Верховного  Совета Республики Беларусь. -1992. -№ 3. -Ст. 49.

9. Порядок организации  и проведения проверок (ревизий)  финансово-хозяйственной деятельности  и применения экономических санкций:  Утвержден Указом Президента  Республики Беларусь от 15.11.1999г.  № 673 // Национальный реестр правовых  актов Республики Беларусь. -1999. - № 89. –Ст. 1/788.

10. Финансовое право: Учебник  / Отв. ред. Н.И. Химичева.-М.: Юристъ, 2004. - 749с.

11. Финансы. Учебник / Под  ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы  и статистика, 1992 - 475 с.

12. Ханкевич Л.А. Финансовое  право Республики Беларусь: Практ. пособ. - Мн.: Молодежное научное общество, 2004. - 282 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/

 

 

 

 

 

2.Зарубежный опыт социальной защиты населения.

 

Основы социального  страхования ФРГ заложены в прошлом веке канцлером Бисмарком, и с тех пор механизм социальной политики, совершенствуясь, создает надежную социальную защиту населения. 
 
В ФРГ в законодательном порядке установлено обязательное страхование каждого работающего при достижении определенного возраста по всем видам страхования: пенсионному, по безработице и больничному. 
 
Страховые фонды составляют на каждом предприятии около 37 % фонда заработной платы. Они образуются за счет отчислений от заработной платы рабочего и взносов работодателя примерно в равном соотношении. Государство законодательно определяет лишь размеры выплат в страховые фонды. Система платежей в фонды социального страхования действует на принципе солидарности: сильный платит за слабого. 
 
Отчисления по пенсионному страхованию составляют 1,7 % фонда заработной платы и обеспечивают формирование одного из самых больших страховых фондов — пенсионного фонда. Фонд предназначен для финансирования следующих видов пенсий: а) пенсии по старости (назначаются работающим мужчинам с 65 лет, женщинам с 60 лет). Размер пенсий определяется стажем работы, а значит сроком уплаты взносов в пенсионный фонд. При стаже до 40 лет выплачивается 61 % чистого заработка перед выходом на пенсию, а при стаже 45 лет и более — 69 %. Следует отметить, что в стаж работы включается время, потраченное на воспитание детей, службу в армии и период вынужденной безработицы; б ) пенсии по нетрудоспособности в связи с ее утерей в результате несчастного случая и если человек нетрудоспособен с детства; и последний пункт в) пенсии по смерти кормильца всей семьи. 
 
Страхование по безработице обеспечивает отчисление в данный фонд в размере 6,8 % фонда заработной платы. 
 
В ФРГ определены законом следующие размеры пенсий по безработице — 63—68 % средней зарплаты за последние перед потерей работы 3 месяца. Проценты эти начисляются от так называемой «чистой» зарплаты, т. е. остающейся после уплаты всех налогов и взносов. Право на пособие по безработице имеют рабочие с профессиональным образованием и стажем работы не менее трех лет, а неквалифицированные рабочие — со стажем не менее..6лет. 
 
Выплата пособий производится с соблюдением определенных условий (потеря работником работы полностью, а не частично; необходима обязательная регистрация на бирже труда; отсутствие альтернативных вариантов работы на другом предприятии). Пособие выплачивается от 6 до 32 месяцев. 
 
Если у работника нет прав на получение указанного пособия (например, не отработан необходимый для этого период времени), то в этом случае выплачивается помощь по безработице. Помощь выдается в том случае, если нет других источников существования и никто из родных не может содержать безработного. Размер помощи составляет 56—58 % чистой предыдущей зарплаты за последние три месяца работы. 
 
Третьим видом выплат из фонда по безработице является социальная помощь неимущим и не имеющим средств к существованию из-за длительной болезни или болезни близких родных. 
 
Пособие, помощь и социальные выплаты по безработице налогом не облагаются. 
 
Страхование по безработице в соответствии с Законом производится за счет предпринимателя. 
 
Больничное страхование (страхование по болезни) в ФРГ в правовом плане регламентировано Федеральным законодательством. Порядок больничного страхования состоит в том, что граждане автоматически являются членами местных больничных касс, затем вступают в производственные и отраслевые кассы, а далее по выбору на добровольной основе — в дополнительные. Размер отчислений составляет от 8 до 16 % (в среднем 12,5 %) фонда заработной.платы. 
 
В стране в настоящее время насчитывается около одной тысячи больничных касс четырех видов: производственные, местные, отраслевые, дополнительные. Производственные кассы создаются на предприятиях с численностью не менее 450 работающих. Местные соответствуют территориальному признаку (городские, квартальные, сельские и т. д.). Отраслевые обслуживают людей определенной специальности (транспортников, строителей и т. д.). Дополнительные кассы предназначены для людей с высоким уровнем дохода. 
 
Концепция больничного страхования в ФРГ основана на дифференциации и коммерческом подходе. Суть его состоит в том, что размер взносов и уровень мер обслуживания зависит от доходов страхователей. В частности, если у гражданина заработок на уровне минимального (около 5 тыс. марок в месяц), то он должен обязательнно страховаться. Это связано с тем, что в случае болезни его заработка не хватит на лечение, а по конституции ФРГ, заболевшего человека нельзя лишать медпомощи. 
 
При высоких доходах гражданин может вступить в частную больничную кассу, где обеспечивается престижный уровень медицинского обслуживания. В частных больничных кассах отсутствует принцип солидарной раскладки медицинских расходов, и поэтому в них молодые и здоровые платят меньше, старые и больные — больше. 
 
Следует подчеркнуть наличие очень высокого уровня медицинского обслуживания при обязательном медицинском страховании в ФРГ. Так, например, заболевший имеет бесплатное право на посещение врача, лекарство, больничный транспорт, большинство лечебных процедур, слуховой аппарат, инвалидную коляску, профилактический осмотр детей и т. д. Заболевшему выплачивается в течение 6 недель пособие по больничному листу в размере 100 % заработной платы. За счет работодателя, а затем (при длительном лечении — 1,5 лет) в размере 80 % такое пособие выплачивает больничная касса. Больничная касса выплачивает также пособие по уходу за близкими родными (по уходу за ребенком до 5 дней), а также единовременное пособие на похороны родственникам умершего в размере до 2 тыс. марок. 
 
На заболевшего приходятся лишь расходы по оплате выписываемого рецепта (3 марки за каждый), по уплате за престижные дорогостоящие, уникальные лекарства, на частичную доплату за пребывание в больнице. Но при этом максимальный размер доплат самим больным не должен превышать 2 % уровня зарплаты. 
 
В настоящее время в ФРГ обсуждается вопрос о создании еще одного вида страхования — по уходу за престарелыми и инвалидами. Это вызвано ростом продолжительности жизни.

Информация о работе Сущность, значение и задачи финансового контроля