Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 05:10, контрольная работа
Возникновение государства предполагает установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ м/у государством в лице верховной власти остальными субъектами воспроизводственных отношений.Эти отношения и определялись понятием «финансы».Понятие «финансы» в современном его представлении можно отнести к этапу обособления государственной казны,возникновению государственного бюджета.Итак можно говорить о том,что понятие «Ф» рассматривалось только в плоскости формирования и использования денежных фондов для удовлетворения государственных нужд.Позднее эта экономическая категория получила название «публичные Ф»,к-рые в наст.вр. включают в себя государственные и местные финансы(финансы ОМСУ).
Тема 1.Сущность и функции финансов
Возникновение государства предполагает
установление определенных взаимоотношений
по распределению и
Для публичных финансов характерными признаками являются:1)денежный хар-р отношений;2)безвозмездный и безвозвратный хар-р платежей хозяйствующими субъектами и населением в гос-ные и местные бюджеты,а также во внебюдж.фонды;3)принудительная со стороны гос.органов и ОМСУ форма денежных отношений с хозяйств-ми субъектами и населением;4)отношения перераспределения уже распределенного совокупного обществ-го продукта в его денежной форме.
Особую значимость в распределительном процессе приобретают вопросы движения денежных средств,обособленные от движения товаров.Они сопряжены как с различными формами кредита,так и с распределением и перераспределением стоимости совокупного обществ-го продукта м/у различными субъектами,каждый из которых претендует на получение определенной доли в произведенном продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота,что и является сферой финанс-х отн-ний.
Отличительным признаком финансовых
отношений является процесс перераспределения
совокупного обществ-го продукта сопровождается
созданием различных фондов денежных
средств,имеющих целевое назначение.Фонды
денежных средств,создаваемые на уровне
государства,ОМСУ,называются централизованными фондами,а денежные
фонды,создаваемые на уровне хозяйствующих
субъектов,домохозяйств,-децент
Из Дх-в от различных видов
деят-ти хоз-х субъектов формируются
специальные фонды денеж-х
В распределении совокупного
Финансы как экономическая категория предст.собой систему распределительных денеж-х отнош-й,возникающих в процессе формир-ния и использ-ия фондов денеж-х средств у субъектов,участвующих в создании совокупного обществ-го продукта.
Характерными признаками финансов
явл-ся:1)распределит-й хар-р отношений,к-рый
основан на правовых нормах или этике
ведения бизнеса,связан с движением реальных
денег независимо от движения стоимости
в товарной форме.2)односторонний(
Основным материальным источником денеж-х Дх-ов населения,хозяйств-щих субъектов,государства и ОМСУ является национальный Дх.
Финансовые отнош-я связаны с
денежными отношениями,к-рые
Совокупность денеж-х средств,находящихся
в распоряжении населения,хозяйст-х субъектов,госуд-ва,ОМСУ
предст.собой финансовые ресурсы.Источниками финанс-х
ресурсов выступают:1)на уровне хозяйст-х
субъектов:прибыль,амортизация,
Главной функцией финансов явл-ся распределительная функция.
Посредством финансов гос-во воздействует
на перераспределение нац-го Дх,на производство,накопление
капитала,сферу потребления.
Распределит-я функ-я финансов позволяет:1)создавать
целевые фонды денеж-х средств на уровне
хоз-х субъектов,населения,гос-ва,
Наряду с распределительной к главным ф-циям финансов относят и контрольную ф-цию. Основу контрольн-й ф-ции финансов составляет движение финансов-х ресурсов.Из хар-ра движения общ-во имеет возмож-ть знать о том,как складываются пропорции в распределении денеж-х средств;как обеспеч-ся своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение суб-в хозяйствования.Если контрольная ф-ция финансов не осущ-ся на практике,то невозможно оценить и эффект-ть распред-ной функ-и.
Регулир-щая ф-ция финансов проявл-ся не только на уровне гос-ва,хоз-щих субъектов,но и в орг-ции собственно финансов-х отношений.
Тема 3. Финансовая система
По мнению Дробозиной,финансовая система-это сов-ть различ-х сфер финанс-х отнош-й,в процессе к-рых образ-ся и использ-ся фонды денеж-х средств.
Финансовая система - это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводительного процесса по распределению и прераспределению совокупного общественного продукта. Источником первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме: (а) заработной платы наемных работников; (б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов; (в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления. Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т. п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов.
Процесс распределения и
Финансовый механизм представляет собой <<систему организации, регулирования финансовых отношений способов формирования и использования ресурсов>>.
В зависимости от методов формирования
доходов экономических
Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: (а) у хозяйствующих субъектов, (б) у населения, (в) у государства и органов местного самоуправления.
Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: (1) финансы организаций ( хозяйствующих субъектов); (2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); (3) домашних хозяйств (домохозяйств).
Основной финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сферы формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во вне бюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а так же возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).
Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.
Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а так же государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирования бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
Бюджетная система Российской Федерации также включает три условия: (1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; (2) бюджеты субъекты Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных внебюджетных фондов; (3) бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты).
Государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В первой половине 90-х годов общее число федеральных внебюджетных фондов составляло около сорока.