Финансовый контроль
Подготовила: Акутина О.А
Государственный финансовый контроль
–
комплексная и целенаправленная
система экономико – правовых
действий конкретных органов
власти и управления, базирующихся
на положениях основных законов
государства.
Объект финансового контроля
денежные,
распределительные процессы
при формировании и использовании
финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной
системы.
Содержание контрольно-аудиторского
процесса
- Финансово – хозяйственный контроль и аудит во всех звеньях народного хозяйства, прежде всего в его основном звене – предприятии, осуществляется путём проведения ревизий тематических, выборочных, сплошных, аудиторских и других контрольных проверок с помощью определённых приёмов.
- Контрольно-аудиторский процесс – это совокупность организационных, методических и технических приёмов, осуществляемых с помощью определенных процедур.
- Организовывают и непосредственно осуществляют этот процесс контрольно-аудиторские подразделения, имеющиеся в структуре органов управления, на которые возложены контрольные функции на предприятиях. Независимый финансово-хозяйственный контроль проводится аудиторскими фирмами.
- Содержание любого процесса характеризуется стадиями его осуществления и состоит из средств, предметов труда и самого труда. Поэтому важно правильно определить средства и предметы труда в процессе аудита.
Содержание контрольно-аудиторского
процесса
- Средство труда – это инструмент, при помощи которого аудитор воздействует на предмет труда. Относительно процесса аудита, средством труда являются методические приёмы (экономический анализ, статистические расчёты, экономико-математические методы, информационное моделирование, экспертизы, исследование первичных документов, инвентаризация, экспертная оценка, лабораторный анализ, опрос).
- Предмет труда – это то, на что направлены действия аудитора. В зависимости от того, какую работу он выполняет (аудиторская фирма),
- проверка достоверности финансовой отчётности, оказание субъектам финансово-хозяйственной деятельности различных услуг, - будет изменяться объект аудита.
- Элементами процесса аудита являются методические приёмы, действия аудитора, объекты аудита.
Содержание контрольно-аудиторского
процесса
- Воздействие аудитора при помощи определённых методических приёмов на объект проверки определяет аудиторские процедуры, через которые осуществляется аудиторский процесс.
- Для полного раскрытия содержания аудиторского процесса необходимо глубокое понимание связи между его элементами. Процедура аудита с одной стороны состоит из совокупности методических приёмов, а с другой - из непосредственных действий аудитора.
- В аудиторскую процедуру может входить один, два или более методических приёмов, которые используют в определённой последовательности. Подбор процедур в процессе аудита в каждом конкретном случае определяет разработанная аудитором методика, отображаемая в программе проверки.
- Всякий динамический процесс, связанный с использованием средств и предметов труда, а также самого труда, состоит из организационной, технологической и завершающей стадий. Для контрольно-аудиторского процесса такими стадиями являются: организационная, исследовательская, обобщения и реализации результатов контроля.
- Вообще, среди отечественных и зарубежных авторов нет единого подхода к изучению стадий аудиторского процесса. Одни авторы, характеризуя процесс аудита, рассматривают его стадии, другие – этапы, а некоторые – одни и те же понятия называют стадиями (этапами). Стадия – это период, который определяет степень развития чего-либо, фазу развития, а слово этап – отдельный момент, стадия.
Во время исследовательской
стадии изучаются:
Стадии процесса аудиторской проверки
в условиях
подтверждающего аудита
системно-ориентированного аудита
аудита, базирующегося на риске
1. Начальная стадия
1.1.Выбор субъекта аудита, ознакомление
с его бизнесом и состоянием
учёта.
1.2.Ознакомление с уставом, уставными
документами и правовыми обязательствами
клиента
1.3.Определение объема работ,
согласование суммы оплаты и
составление договора
1.4.Составление плана и рабочей
программы аудита
1.1.Выбор субъекта аудита, ознакомление
с его бизнесом и состоянием
учёта.
1.2.Ознакомление с уставом, уставными
документами и правовыми обязательствами
клиента
1.3.Определение надёжности системы
учёта и внутреннего контроля
1.4.Определение объема работ,
согласование суммы оплаты и
составление договора
1.5.Разработка плана и программы
аудита
1.1.Выбор субъекта аудита, ознакомление
с его бизнесом и состоянием
учёта.
1.2.Ознакомление с уставом, уставными
документами и правовыми обязательствами
клиента.
1.3.Определение надёжности системы
учёта и внутреннего контроля.
1.4.Оценка величины аудиторского
риска и его элементов.
1.5.Определение объема работ,
согласование суммы оплаты, составление
договора
1.6.Разработка плана и программы
аудита
2. Стадия исследования
2.1.Проверка хозяйственных операций
и учётных записей
2.2.Корректировка плана и рабочей
программы
2.3.Проверка (анализ) финансовой
отчетности
2.1.Изучение хозяйственных операций,
тестирование контрольных моментов
или проверка учётных записей.
2.2.Корректировка плана и рабочей
программы
2.3.Проверка (анализ) финансовой
отчетности
2.1.Изучение хозяйственных операций,
тестирование контрольных моментов
или проверка учётных записей.
2.2.Корректировка плана и рабочей
программы
2.3.Проверка (анализ) финансовой
отчетности
3. Завершающая стадия
3.1.Оценка (анализ) результатов
проверки
3.2.Написание отчёта, подготовка
предложений, ознакомление с ними
заказчика
3.3.Сосавление аудиторского заключения
и акта выполнения работ
3.1.Оценка (анализ) результатов
проверки
3.2.Написание отчёта, подготовка
предложений, ознакомление с ними
заказчика
3.3.Сосавление аудиторского заключения
и акта выполнения работ
3.1.Оценка (анализ) результатов
проверки
3.2.Написание отчёта, подготовка
предложений, ознакомление с ними
заказчика
3.3.Сосавление аудиторского заключения
и акта выполнения работ
- Первым этапом на начальной стадии является выбор субъекта аудиторской проверки, ознакомление с его бизнесом и состоянием учета. Этот этап характерен для всех организационно-методических подходов к аудиту. Отечественная практика показывает, что выбор субъекта проверки преимущественно осуществляют сами аудиторы или аудиторские фирмы через рекламу, объявления в периодических изданиях, радио, телевидение. Зарубежные аудиторские фирмы для выборов фирм клиентов используют листы-обязательства. Аудиторы отправляют листы-обязательства на разные предприятия и организации, где перечисляют свои услуги, обязательства аудитора и его ответственность. После ответа клиента на лист-обязательство с приглашением для аудита представитель аудиторской фирмы выезжает на место проверки.
- На этом этапе важно ознакомится с информацией о бизнесе клиента, которая необходима для правильного толкования доказательств, полученных в процессе аудита. Знание бизнеса клиента требует от аудитора подробного изучения видов деятельности, отраслевых особенностей организации и технологии производств. Отраслевые особенности отдельных видов деятельности субъектов проверки существенно влияют на организацию учета. Кроме того, аудитор должен хорошо владеть нормативной базой, которая регулирует деятельность и систему учета предприятий разных отраслей народного хозяйства.
- Изучение бизнеса клиента дает аудитору возможность выбрать правильное направление при проверке предприятия, которое одновременно занимается несколькими видами (например, производством, торговлей, строительством и др.)
- На другом этапе начальной стадии процесса аудиторской проверки специалист знакомится с уставом предприятия, его уставными документами и правовыми обязательствами. Проверив, когда и кем зарегистрировано предприятие состав учредителей, он должен обратить особое внимание на предмет и виды деятельности, которые предусмотрены уставом. Всё это при дальнейшей проверке дает возможность определить законность осуществления тех или иных хозяйственных операций. Важно также проконтролировать наличие лицензий на виды деятельности и реализацию отдельных видов товаров.
- В условиях подтверждающего аудита, как свидетельствует отечественная практика, за последние годы большинство аудиторов ограничиваются только обзорным изучением состояния бухгалтерского учёта.
- Аудитор должен исследовать и изучить систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента для того, чтобы понять, как готовится бухгалтерская информация, и иметь полное представление о надежности определенных систем.
- Система внутрихозяйственного контроля может давать надежную финансовую информацию, обеспечивать сохранение активов субъекта проверки. Если у клиента достаточно надежная система внутреннего контроля, то риск контроля будет незначительным, а количество аудиторских доказательств меньшим, чем при слабом внутреннем контроле. Кроме этого, оценка внутреннего контроля и риска дает возможность аудитору выявлять контрольные моменты и снижает вероятность выявления наличия ошибок.
- Исследование системы учета, оценку внутреннего контроля и риска аудитор осуществляет при помощи изучения организационных структур, должностных инструкций предприятия, бесед с руководством и работниками клиента, ознакомление с документооборотом, наблюдение за работой менеджеров и внутренних аудиторов и т.п.
- Основная цель оценки системы внутреннего контроля предприятия – создание основы для планирования аудита и определения времени и объема аудиторских процедур, а также суммы оплаты за предоставленные услуги.
- Следовательно, логично определить объем работ, согласование суммы оплаты и составление договора как отдельного этапа процесса аудита.
- Договор аудиторской проверки содержит не только виды услуг, время его проведения, сумму оплаты, но и обязательства и права как исполнителя, так и заказчика.
- Составление плана и рабочей программы является завершающим этапом процесса аудита. В МСА 300 «Планирование» определено, что планирование должно предусматривать:
- знание бизнеса и клиента
- понимание системы бухгалтерского учета
- риск и сущность
- характер, время и объем процедур
- координация, руководство надзор и проверка
- другие аспекты.
- Для выполнения плана аудита с учетом информации, полученной на предыдущих этапах процесса аудиторской проверки, аудитор в письменной форме составляет рабочую программу. В неё входит перечень конкретных процедур, направленных на выявление доказательств о достоверности информации о финансовой отчетности предприятий. В программе определены аудиторские задания для каждого направления исследования, и она может служить инструкцией для младших аудиторов и использоваться как способ контроля за своевременностью и качеством выполненных ими работ.
- На стадии исследования в условиях подтверждающего аудита целесообразно выделить такие этапы процесса:
· проверка хозяйственных
операций и учетных записей
· корректировка плана и
рабочей программы
· проверка (анализ) финансовой
отчетности, сбор аудиторских доказательств.
- Для системно-ориентированного аудита и аудита, базирующегося на риске используют одинаковые названия этапов (кроме первого). Если в условиях подтверждающего аудита для первого этапа стадии исследования предлагается название «проверка хозяйственных операций и учетных записей», то в условиях системно-ориентированного аудита и аудита, базирующегося на риске, - «изучение хозяйственных операций и учетных записей» или «тестирование контрольных моментов». Это имеет своё объяснение. Если при условии оценки внутреннего контроля и аудиторского риска выявлено, что уровень риска низкий, то, возможно достаточно ограничиться тестированием только контрольных моментов. Если риск внутреннего контроля высокий, - целесообразно осуществлять проверку хозяйственных операций и учетных записей, т.е. проверять первичные документы, учетные записи подробнее.
- Этап корректировки плана и рабочей программы предусмотрено МСА, где указано, что они должны составляться и корректироваться (при необходимости) в период проведения аудита. Корректировка плана и внесение определенных изменений в рабочую программу осуществляется на стадии исследования, т.е. сбора доказательств, вследствие объективных и субъективных причин. Решение о внесении изменений в план и программу аудита принимает руководитель аудиторской фирмы или аудиторов. На завершающем этапе исследовательской стадии основной задачей является получение достаточного объема аудиторских доказательств для определения того, насколько объективно отображено отображение отдельных счетов в балансе и других формах финансовой отчетности. Характер и объем этой работы зависит доказательств, выявленных на предыдущих этапах.
- Для выполнения заданий на этапе проверки (анализа) финансовой отчетности в практике аудита используют аналитические процедуры и процедуры проверки отдельных статей баланса. К аналитическим процедурам относятся:
- анализ соотношений различных финансовых
(или финансовых и нефинансовых) показателей;
- сравнение фактических данных с плановыми
или с аналогическими за предыдущие годы;
- сравнение отдельных показателей
с соответствующими показателями аналогичных
предприятий или среднеотраслевыми;
- определение отклонений;