Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:18, доклад
Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
3. Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Задачи
Финансовому контролю
как неотъемлимой части финансовой деятельности
присущи те же принципы, на которых
строится её осуществление и которые законодательно
закреплены в Конституции РФ и иных нормативно
- правовых актах.
Принцип законности в финансовой деятельности
выражается в том, что весь процесс создания,
распределения и использования фондов
денежных средств детально регламентируются
нормами финансового права, соблюдение
которых обеспечивается возможностью
применения к правонарушителям мер государственного
принуждения.
Принцип гласности при осуществлении
финансовой деятельности проявляется
в процедуре доведения до сведения граждан,
в том числе, с помощью СМИ, содержания
проектов различных финансово - плановых
актов, принятых отчётов об их выполнении,
результатов проверок и ревизии финансовой
деятельности и т.д.
Принцип федерализма в финансовой
деятельности проявляется в установлении
Конституцией РФ разграничения компетенции
РФ и субъектов РФ в области финансов.
Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано,
что в ведении РФ находятся финансовое,
валютное, кредитное регулирование, федеральные
бюджет, налоги и сборы, к совместному
ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление
общих принципов налогообложения и сборов
в РФ.
Принцип плановости в осуществлении
финансовой деятельности означает, что
вся финансовая деятельность государства
базируется на основе целой системы финансово
- плановых актов, структура которых, порядок
составления, утверждения, исполнения
закрепляются в соответствующих нормативных
актах.
Независимость контроля должна быть
обеспечена финансовой самостоятельностью
контрольного органа, более длительными
по сравнению с парламентскими сроками
полномочий руководителей органов контроля
и закреплением в конституции их статуса.
Объективность и компетентность подразумевают
неукоснительное соблюдение контролёрами
действующего законодательства, высокий
профессиональный уровень работы контролёров
на основе строго установленных стандартов
проведения ревизионной работы.
Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. Используются следующие методы финансового контроля: наблюдения, анализ ФХД, надзор, ревизии и др.
Наблюдение — общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.
Проверкакасается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.
Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.
Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.
Основной метод финансового контроля — ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.
По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные. По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих проверки), комплексными (проводимыми совместно с несколькими контролирующими органами).
Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей. Выборочная (частичная) ревизия — проверка финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.
Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.
Немаловажное место
среди методов финансового
Формы контроля: внешний / внутренний — обязательный / инициативный
1.Обязательный контроль
за финансовой деятельностью физических
и юридических лиц осуществляется на основе
закона. Это относится, например, к налоговым
проверкам, контролю за целевым использованием
бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому
подтверждению данных финансово-бухгалтерской
отчетности предприятий и организаций
и т. д., осуществляемым в основном внешними,
независимыми контролерами. 2.Инициативный
(внутренний) контроль не вытекает из финансового
законодательства, но является неотъемлемой
частью управления финансами для достижения
тактических и стратегических целей.
2. По времени проведения:
-Предварительный финансовый контроль
проводится до совершения финансовых
операций и имеет важное значение для
предупреждения финансовых нарушений.
Он предусматривает оценку финансовой
обоснованности расходов для предотвращения
неэкономного и неэффективного расходования
средств. Примером такого контроля на
макроуровне является процесс составления
и утверждения бюджетов всех уровней и
финансовых планов внебюджетных фондов
на основе прогноза макроэномических
показателей развития экономики страны.
На микроуровне — это процесс разработки
финансовых планов и смет, кредитных и
кассовых заявок, финансовых разделов
бизнес-планов,
—
Текущий (оперативный) финансовый контроль
производится в момент совершения денежных
сделок, финансовых операций, выдачи ссуд
и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные
злоупотребления при получении и расходовании
средств, способствует соблюдению финансовой
дисциплины и своевременности осуществления
денежных расчетов. Большую роль здесь
играют бухгалтерские службы.
— Последующий финансовый контроль,
проводимый путем анализа и ревизии отчетной
финансовой и бухгалтерской документации,
предназначен для оценки результатов
финансовой деятельности экономических
субъектов, эффективности осуществления
предложенной финансовой стратегии, сравнения
финансовых издержек с прогнозируемыми
и т. д.
3. По содержанию: комплексный — не комплексный
4. По степени императивности: государственный — не государственный (например — аудиторский)
5. По методам проведения: - проверка - обследование - надзор - анализ финансовой деятельности - наблюдение (мониторинг) - ревизия
Государственный
финансовый контроль предназначен
для реализации финансовой политики государства,
создания условий для финансовой стабилизации.
Это, прежде всего разработка, утверждение
и исполнение бюджетов всех уровней и
внебюджетных фондов, а также контроль
за финансовой деятельностью государственных
предприятий и учреждений, государственных
банков и финансовых корпораций. Финансовый
контроль со стороны государства негосударственной
сферы экономики затрагивает лишь сферу
выполнения денежных обязательств перед
государством включая налоги и другие
обязательные платежи, соблюдение законности
и целесообразности при расходовании
выделенных им бюджетных субсидий и кредитов,
а также установленных правительством
правил организации денежных расчетов,
ведения учета и отчетности.
Счетная палата РФ занимает особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица - государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБ РФ; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные некоммерческие организации - в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием бюджетной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.
Финансовый контроль
со стороны Министерства финансов
Важнейшее место
в системе финансового контроля
со стороны исполнительных органов
занимает Министерство
финансов РФ, которое не только разрабатывает
финансовую политику страны, но и непосредственно
контролирует ее осуществление. Все структурные
подразделения Минфина России в той или
иной форме контролируют финансовые отношения.
Прежде всего Минфин России осуществляет
финансовый контроль в процессе разработки
федерального бюджета; контролирует поступление
и расходование бюджетных средств федеральных
внебюджетных фондов; участвует в проведении
валютного контроля; контролирует направление
и использование государственных инвестиций,
выделяемых на основе решений Правительства
РФ.
Отраслевые виды контроля.
Бюджетный контроль
Налоговый контроль
Валютный контроль
Банковский контроль
Таможенный контроль
В зависимости от уровня выделяют следующие виды контроля:
Федеральный
Региональный (контроль субъектов РФ)
Муниципальный