Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть особенности финансового контроля в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики;
Показать виды, формы и методы финансового контроля;
Рассмотреть организация государственного финансового контроля;
Осветить сущность аудиторского финансового контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Содержание финансового контроля, его значение и функции
в условиях рыночной экономики………………………………………………..5
2.Виды, формы и методы финансового контроля……………………………..14
3. Организация государственного финансового контроля…………………...18
4. Аудиторский финансовый контроль………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованных источников…………………………………………..41
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

финансовый контроль.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Содержание  финансового  контроля, его значение и функции 

в условиях рыночной экономики………………………………………………..5

2.Виды, формы и методы  финансового контроля……………………………..14

3.  Организация государственного финансового контроля…………………...18

4. Аудиторский финансовый  контроль………………………………………...32

Заключение………………………………………………………………………40

Список использованных источников…………………………………………..41

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В основе функции финансового контроля находится процесс изучения определенного объекта (предмета или явления) с целью установления закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах рационального использования в практической деятельности людей. Поэтому возникает необходимость развития финансового контроля как и системы научных знаний.

Таким образом, финансовый контроль в своем развитии интегрируется  с другими функциональными экономическими науками.

В процессе взаимодействия наук достижения одних наук изучаются методом и средствами других. Потоки информации ряда наук перерабатываются одной наукой. Например, информация о развитии экономики обобщается статистикой, хотя эти информационные потоки образовались в процессе взаимодействия и влияния на хозяйственные процессы планирования, бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности, финансирования и других экономических наук. Правдивость этой информации, ее объективность и достоверность устанавливаются финансовым контролем.

Актуальность темы работы заключается в том, что финансовый контроль, используя экономическую теорию, выполняет жизненно важную роль в обеспечении практическими рекомендациями систем управления производством, распределением и потреблением. Выявляя диспропорции и негативные явления в обществе, он способствует их устранению и предупреждению повторения, рациональной организации производственных отношений и оптимальному использованию производительных сил.

Цель работы – рассмотреть  особенности финансового контроля в Российской Федерации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    • Рассмотреть содержание  финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики;
    • Показать виды, формы и методы финансового контроля;
    • Рассмотреть организация государственного финансового контроля;
    • Осветить сущность аудиторского финансового контроля.

Объект исследования – финансовый контроль России.

Предмет исследования -  содержание, формы, функции финансового контроля России.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы.

При подготовке и написании  работы использовалась учебная и  периодическая литература, нормативно-правовые акты и ресурсы Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Содержание  финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики

 

Государственный финансовый контроль (далее - финансовый контроль) является функцией управления производительными  силами и производственными отношениями. Он состоит из двух этапов: описательного, связанного со сбором фактов и их первоначальной группировкой, и логико-аналитического, представляющего качественный анализ фактов и сочетающий качественные и количественные методы познания. Следовательно, финансовый контроль включает в себя, с одной стороны, факты и данные опыта, а с другой определенную систему знаний - теорию.

Факты составляют реальную основу выводов и заключений финансового  контроля, но без систематизации и  обобщений, логического осмысления контроль существовать не может, так  как в нем не будет общественной потребности. Факты становятся составной частью научных и практических знаний лишь тогда, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде, являясь основанием и подтверждением законов действительности. Законы и факты в финансовом контроле получают определенную интерпретацию и служат базой для управления экономикой при условии, когда они обобщены в теории[4,с 130 ].

Финансовый контроль выполняет конкретные функции экономической  науки: познавательную - выявляет факторы, отрицательно влияющие на развитие производительных сил и производственных отношений, с целью их регулирования; практическую - обеспечивает управление экономикой конкретными методами в части рационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Отсюда финансовый контроль как наука интегрирует различные качества экономических наук и является непосредственной производительной силой

В практической деятельности финансовый контроль может быть классифицирован  по следующим признакам:

контроль на уровне верховной  власти, т.е. по показателям, отражающим динамику производства и потребления в стране и уровень благосостояния народа, уровень экономической безопасности государства;

контроль на уровне центральной  исполнительной власти (по показателям, данным в предыдущем параграфе);

контроль на уровне отрасли - здесь система показателей центральной исполнительной власти конкретизируется применительно к отраслевым особенностям;

контроль на уровне региона  предполагает интеграцию показателей  контроля верховной власти и отраслевых показателей;

контроль на уровне предприятия и организации. Здесь контрольная работа государства должна ограничиваться исполнением обязательств предприятия перед государством, а также за эффективностью и целевым использованием средств, полученных предприятием из государственного бюджета.

Особое место в системе  финансового контроля занимает государственный  финансовый контроль. Он имеет более  узкий спектр действия и должен распространяться, по нашему мнению, во-первых, на сферу  формирования доходной части бюджета; во-вторых, на сферу расходования средств государственного бюджета, т.е. необходимо обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета и государственной собственности. В этой связи государственный финансовый контроль распространяется на министерства и ведомства, отвечающие за формирование доходной части государственного бюджета, и на министерства и ведомства, использующие средства государственного бюджета, а также предприятия, организации, банки, которым предоставлены бюджетные средства на безвозвратной и возвратной основах, а также имеющие какие-либо финансовые льготы (таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.).

Кроме того, государство  должно следить и за финансовой, кредитной и эмиссионной деятельностью  государственного банка.

С учетом изложенного  возникает вопрос о высшем органе государственного финансового контроля. Его место, структура, функции, права  и ответственность определяются как сущностью контроля, так и  формой организации верховной власти в государстве (монархия, республика (президентская или парламентская).

Объектом финансового  контроля в этой связи является комплекс хозяйственных процессов и денежных отношений сферы материального  производства и непроизводственной сферы. В финансовом контроле в таком  его понимании на первый план выдвигаются два аспекта его осуществления: во-первых, обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, достоверности учетных и отчетных данных, соблюдение государственной финансовой дисциплины; во-вторых, объективная оценка деятельности предприятий, выявление резервов интенсификации производства и повышение эффективности хозяйствования [7,с 192].

Как система специальных  знаний, финансовый контроль в отраслях народного хозяйства (равно как  и анализ хозяйственной деятельности) возник в недрах бухгалтерского учета. Однако, вобрав в себя и синтезировав его достижения в области контроля экономической деятельности предприятий, объединений и отраслей, финансовый контроль выступает как отдельная отрасль знаний, имеющая свой предмет, метод и специфические методические приемы, исследования. Достижение своих целей финансовый контроль обеспечивает только ему присущими способами. Он пользуется учетной информацией, приемами экономического анализа, отнюдь не ограничиваясь ими. Например, в предварительном контроле, последующем фактическом контроле нередко применяются специальные источники данных и методики, выходящие за пределы учетной информации и инструментария бухгалтерского учета (специальные приемы логического контроля, обратного счета, встречных проверок и др.).

Место финансового контроля в системе экономических дисциплин  характеризуется тем, что это  межотраслевая функциональная экономическая  дисциплина. Возникновение ее является результатом необходимости удовлетворения нужд практики в контроле как специализированной функции управленческой деятельности.

Исходя из этого, можно  говорить о специфических его  целях, задачах, функциях, предмете и  принципах осуществления.

Целью государственного финансового контроля является обеспечение  законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности.

В соответствии с этим основными его задачами являются:

организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а  также нормативных правовых актов  федеральных органов государственной  власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

контроль за законностью  и своевременностью движения средств  федерального бюджета и средств  федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

обеспечение поступления  в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и  прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;

оценка эффективности  деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;

контроль за правильностью  ведения бухгалтерского учета и  отчетности;

улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

выявление резервов роста  доходной базы бюджетов различных уровней  и снижения расходной части бюджета;

контроль за реализацией  механизма межбюджетных отношений;

проверка обращения  средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;

контроль за формированием  и распределением целевых бюджетных  фондов финансовой поддержки регионов;

пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых  и таможенных льгот, государственных  дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

выявление финансовых злоупотреблений  в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

проведение профилактической информационной работы с целью повышения  бюджетной дисциплины [11,с 208].

Хотя государственный финансовый контроль охватывает только общественный сектор экономики, он, как видно из перечня задач, распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность, и на все формы собственности, главным образом, путем проверки правильности составления налоговых расчетов, выполнения предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета: при предоставлении частным предпринимателям, предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот. Следовательно, объектом финансового контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и определяется огромная роль и значение финансового контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.

Система финансового  контроля в целом состоит из следующих  элементов:

1) субъект контроля (кто  контролирует);

2) объект контроля (кого  контролируют);

Информация о работе Финансовый контроль