Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 20:39, реферат
Прошлый год продемонстрировал шаткость национальной финансовой системы как ввиду ее неизбежной спекулятивности (в силу кризиса инвестиционной деятельности), ток и вследствие непредсказуемости основного субъекта фондового рынка – государства в лице Министерства финансов и Центрального банка.
Финансовый рынок в Российской Федерации
Перспективы развития финансового рынка в Российской Федерации.
Прошлый год продемонстрировал шаткость национальной финансовой системы как ввиду ее неизбежной спекулятивности (в силу кризиса инвестиционной деятельности), ток и вследствие непредсказуемости основного субъекта фондового рынка – государства в лице Министерства финансов и Центрального банка.
Отток рублевых средств инвесторов с фондового рынка, слухи о введении фиксированного курса доллара и замораживании валютных вкладов привели к хроническому кризису денежного предложения на рынке ГКО, что повлекло их чрезмерную доходность (от 300% годовых и выше). Этот уровень доходности сделал невозможным построение Минфином «финансовой пирамиды», а саму эмиссию ГКО из скрытой формы денежной эмиссии превратил в непосредственную денежную эмиссию.
Кроме того, сама идея «пирамиды»
на эмиссии государственных ценных
бумаг имела несколько
Во-первых, в мировой практике
создание «финансовой пирамиды»
только в том случае для государства-
эмитента не заканчивалось катастрофически,
если последнее использовало максимальное
количество привлеченных капиталов
на инвестиции в реальное производство
с тем, чтобы в короткие сроки
успеть подвести под эмитированные
ценные бумаги имущественное и товарно-
Во-вторых, руководство Министерства
финансов РФ своей целью декларировало
создание благоприятных условий
для частных инвестиций в национальную
экономику (через поддержание
В-третьих, сейчас широкомасштабные
частные инвестиции в национальное
производство вообще представляются мало
возможными ввиду некоммерческого
характера такой деятельности. Нынешний
уровень банковского процента за
пользование кредитом позволяет
рентабельно функционировать
Задача концентрации денежных
средств решается Центробанком за счет
увеличения активности в следующих
направлениях. Первое – максимальное
полное использование средств
увеличение размеров отчислений коммерческих банков в резервные и страховые фонды;
сохранение низкой скорости
платежей, позволяющей дополнительно
оборачивать переводимые
Наряду с политикой
Минфина по увеличению налогооблагаемой
базы доходов коммерческих банков,
это деятельность Центробанка своим
следствием имеет увеличение непроизводительных
расходов субъектов финансового
рынка, снижение уровня рентабельности
коммерческого кредитования. Реализация
политики компенсации снижения доходной
части госбюджета за счет хозяйствующих
субъектов, в первую очередь коммерческих
банков, способствует повышению рискованности
финансовой деятельности на отечественном
рынке, а также увеличению числа
банков – потенциальных банкротов.
Второе – целенаправленная деятельность
по возвращению в Центральный
банк всех бюджетных счетов государственных
организаций, которые в настоящее
время размещены среди
Проблемы государственного регулирования финансовых рынков в Российской Федерации.
Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов – один из важнейших элементов развития и формирования финансовых рынков капиталистических стран. Основными направлениями государственного регулирования являются:
политика центрального банка
в отношении кредитно-
налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;
участие правительства в
смешанных (полугосударственных) или
государственных кредитных
законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.
В развитых странах политика
центрального банка распространяется
главным образом на коммерческие
и сберегательные банки и осуществляется
в следующих формах: учетная политика;
регулирование нормы
Учетная политика центрального
банка состоит в учете и
переучете коммерческих векселей, поступающих
от коммерческих банков, которые в
свою очередь, получают их от промышленных,
торговых и транспортных компаний.
Центральный банк выдает кредитные
ресурсы на оплату векселей и устанавливает
так называемую учетную ставку. Учетная
политика центрального банка направлена
на имитирование переучета векселей,
установление предельной суммы кредита
для каждого коммерческого
Следующей формой регулирования
центрального банка является определение
нормы обязательных резервов для
коммерческих банков. Смысл этой формы
регулирования заключается в
том, что коммерческие банки обязаны
хранить часть своих кредитных
ресурсов на беспроцентном счете
в центральном банке. Норма резерва
может уменьшаться или
Еще одной формой регулирования
центральным банком кредитной системы
являются операции на открытом рынке
с государственными облигациями
путем из купли-продажи кредитно-
Формой регулирования
является также прямое государственное
воздействие центрального банка
на кредитную систему путем прямых
предписаний органов контроля в
форме инструкций, директив, применения
санкций за нарушения. Один из методов
регулирования – налоговая
Другим регулирующим методом является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях:
приобретение части кредитных институтов государством путем национализации;
организация новых учреждений как дополнение к частным;
долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.
Большое влияние на регулирование финансовых рынков оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов. В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы. В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы.
Система государственного регулирования
финансовых рынков представляет собой
сложный, эффективный и довольно
противоречивый механизм. Однако он складывался
длительное время, пройдя этапы приспособления
и структурных изменений. Современному
механизму регулирования в
Российская система
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru