Финансы некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:05, доклад

Краткое описание

Финансы некоммерческих организаций иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм имеют ряд особенностей, связанных с правовым статусом организации, имущественными правами, с целью ее деятельности, порядком распределения доходов.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы некоммерческих организаций КОНЕЦ.docx

— 30.42 Кб (Скачать файл)

Финансы некоммерческих организаций  иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм имеют  ряд особенностей, связанных с  правовым статусом организации, имущественными правами, с целью ее деятельности, порядком распределения доходов.

Некоммерческие организации  создаются, как правило, с правами  юридического лица. Исключение составляют лишь общественные и религиозные  организации, которые могут осуществлять свою деятельность без государственной  регистрации и приобретения прав юридического лица. Приобретение прав юридического лица позволяет организациям защищать свои имущественные права  и интересы, а также пользоваться налоговыми и прочими льготами.

В зависимости от состава  участников некоммерческие организации  подразделяются на организации, имеющие  и не имеющие членство. К первой группе относятся потребительские  кооперативы, общественные и религиозные  объединения, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Во вторую группу входят фонды  и автономные некоммерческие организации. Разный порядок создания некоммерческой организации влияет на источники  образования финансовых ресурсов организации.

Некоммерческие организации  делятся на те, учредители, участники  или члены которых могут иметь  имущественные права в отношении  организации либо не иметь их. К  первым относятся потребительские  кооперативы, ассоциации и союзы, некоммерческие партнерства, ко вторым — общественные и религиозные организации (объединения), фонды, автономные некоммерческие организации. Эта особенность влияет на порядок  формирования и использования имущества  организаций разных организационно-правовых форм.

Большинство некоммерческих организаций создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и иных целей. В  отличие от них основной целью  деятельности потребительских кооперативов является удовлетворение материальных и иных потребностей его участников. Это обусловливает возможность  распределения доходов от предпринимательской  деятельности между членами кооператива  и осуществления кооперативных  выплат. Некоммерческие организации  иных организационно-правовых форм не имеют права распределять прибыль  между участниками.

 

Принципы формирования и  использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций зависят  от методов их хозяйствования. Для  бюджетных учреждений основным методом  ведения хозяйства является сметное  финансирование. Этот метод применяется  в таких отраслях социально-культурной сферы, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, а также  при финансировании органов государственной  власти и органов местного самоуправления, организаций обороны, правопорядка и безопасности государства.

 

При сметном финансировании основные услуги потребителям предоставляются  бесплатно. Главным источником формирования финансовых ресурсов выступают бюджетные  средства, предусматриваемые в смете расходов и доходов (по некоторым учреждениям социально-культурного назначения составляется только смета расходов).

На началах самоокупаемости  и самофинансирования функционируют  те организации, затраты которых  полностью возмещаются из выручки  от реализации нематериальных благ и  услуг. 
Финансовый механизм в отраслях непроизводственной сферы на современном этапе характеризуется сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг и выполнением работ по договорам с предприятиями. При этом считается недопустимой замена бесплатных услуг платными.

 

Основными принципами формирования и использования финансовых ресурсов при сметном финансировании являются:

  • определение объема бюджетных ассигнований на основе нормирования отдельных видов расходов, т.е. определения потребности в средствах, необходимых для возмещения текущих и капитальных затрат в целях обеспечения содержания и нормального функционирования учреждения;
  • целевое назначение бюджетных ассигнований в соответствии с кодами бюджетной классификации;
  • строгая регламентация бюджетных средств по назначению (в соответствии с установленными законодательством нормами расходов) и времени (в рамках финансового года и отдельных кварталов);
  • выделение бюджетных ассигнований в меру выполнения оперативно-сетевых показателей деятельности учреждения и с учетом использования ранее отпущенных средств;
  • контроль за обоснованным планированием ассигнований и рациональным и экономным использованием средств.

метное бюджетное финансирование распространяется на широкий круг объегосударственные или муниципальные учреждения в области образования - школы, училища, техникумы, вузы. Закон РФ "Об образовании" N 3266-1 от 10.07.1991 утверждает порядок финансирования образовательных учреждений - в расчете на каждого обучающегося. Образовательное учреждение помимо получения бюджетных средств, может получать доход за счет предоставления платных услуг, а также за счет получения добровольных пожертвований от физических и юридических лиц. Для образовательных учреждений дополнительные финансовые средства называются внебюджетными средствами.Нормативы финансирования образовательных учреждений устанавливаются в расчете на одного ученика по каждому типу и виду этого учреждения при утверждении федерального бюджета и бюджетов разных уровней. Все образовательные учреждения наделены правом привлечения в законодательно установленном порядке дополнительных финансовых ресурсов, в том числе и валютных За счет предоставления платных дополнительных образовательных и других услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных и зарубежных. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров бюджетного финансирования.

Однако в условиях ограниченности бюджетных средств формирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений производится путем сочетания принципов  сметного финансирования и самоокупаемости. Частичная или полная самоокупаемость  предполагает возмещение всех затрат на простое или расширенное воспроизводство  за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг). На принципах самоокупаемости функционируют часть учреждений социально-культурной сферы (поликлиники и диагностические центры, культурно-просветительные учреждения, театрально-зрелищные организации и др.) и некоммерческие организации иных организационно-правовых форм (фонды, общественные и религиозные организации и др.). Формирование и использование финансовых ресурсов этих организаций отражается в их финансовых планах, формируемых в виде смет доходов и расходов.

Принципами формирования и использования финансовых ресурсов организаций, работающих на самоокупаемости, являются:

  • формирование финансовых ресурсов, главным образом, за счет внебюджетных источников доходов (взносов учредителей, членских взносов, доходов от предпринимательской деятельности и др.), состав которых определяется целями и задачами деятельности организации, сформулированными в ее учредительных документах;
  • использование бюджетных средств, главным образом в виде субсидий, предоставляемых организации на расширение ее деятельности либо получателям услуг, а также в виде бюджетных ассигнований в рамках социально значимых программ;
  • формирование выручки на основе количества предоставленных услуг и цен на них (в театрально-зрелищных организациях — цены билета и количества зрителей, в вузах — количества студентов, обучающихся на платной основе, и стоимости обучения в год, и т.д.);
  • большая самостоятельность в распределении доходов (за исключением бюджетных средств) по видам расходов в пределах общей суммы доходов и их использовании;
  • покрытие за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг) и целевых поступлений всех затрат и формирование целевых фондов после уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством.

 

 

Первоначальные финансовые ресурсы некоммерческие организации  формируют за счет вносов учредителей, добровольных имущественных взносови пожертвований,средств бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления (за счет последних формируется финансовая база бюджетных, автономные и казенных учреждений).

Полученные финансовые ресурсынекоммерческая организация тратит наприобретение основных и оборотных средств необходимых для производства товаров или оказание услуг, заработную плату персонала, уплату налогов и обязательных страховых взносов в бюджетную систему.

В процессе деятельности некоммерческая организация в качестве источников финансовых ресурсов может использоватьрегулярные и единовременные поступления отучредителей;членские взносы; добровольные имущественные взносы и пожертвования; безвозмездные перечисления физических и юридических лиц, выручку от реализации товаров иуслуг; доходы от операций на финансовом рынке, средства из бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Однако состав источников и их соотношение неодинаково  для организаций различных организационно-правовых форм. К источникам формирования финансовых ресурсов, отражающим специфику разных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, относятся:

  1. Взносы учредителей. Учредителями некоммерческой организации различных форм могут выступать либо юридические и физические лица, либо только физические лица (в общественных организациях). Размеры и порядок внесения взносов определяются учредительными документами.
  2. Вступительные, членские и паевые взносы. Эти средства формируются только в организациях, имеющих членство, к которым относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Вступительные взносы, предназначенные для первоначального накопления основных и оборотных средств, уплачиваются участниками при вступлении в некоммерческую организацию. Членские взносы служат для покрытия административно-хозяйственных и иных расходов, связанных с деятельностью организации. Вступительные и членские взносы не подлежат возврату при выходе участника из некоммерческой организации.

Паевые взносы, являющиеся одним из основных источников формирования имущества только потребительских  кооперативов, формируют их паевые фонды. Паевые взносы вносятся пайщиками  при создании кооператива или  вступлении в него. Взнос в паевой фонд может осуществляться деньгами, ценными бумагами, земельным участком, другим имуществом, имущественными правами, имеющими денежную оценку. Паевые взносы возвращаются участнику в случае его выбытия из кооператива. Порядок поступления вступительных и регулярных взносов участников некоммерческой организации определяется учредительными документами либо решением ее органов управления.

Механизм регулярных поступлений  от учредителей определяется учредительными документами некоммерческой организации. Если учредителем является государство, то средства поступают в некоммерческую организацию на основе нормативного финансирования. Нормативы формируются  на таком уровне, чтобы некоммерческие организации имели возможность  обеспечить возмещение эксплуатационных доходов, расширить материально-техническую  базу, осуществить капитальный ремонт, произвести денежный расчет с работниками  и др. Нормативное финансирование осуществляется на основе специальных  расчетных показателей, которые  наиболее полно отражают результаты функционирования той или иной некоммерческой организации.

Например, в образовании одним  из таких показателей является стоимость  обучения одного учащегося в год. В то же время применение нормативного метода на практике не всегда позволяет  выявить реальные потребности некоммерческих организаций и определить тенденции  их развития. Иногда расчет нормативов ведется методом экстраполяции  с поправкой на текущие возможности  бюджета. Некоторые расходы некоммерческих организаций вовсе не удается  пронормировать. Поэтому использование нормативного метода не всегда способствует достижению высоких качественных показателей, а иногда порождает затратные методы достижения конечных результатов.

 

  1. Добровольные взносы и пожертвования. Поступают от юридических лиц (коммерческих организаций, учреждений, общественных объединений, иностранных юридических лиц) и от физических лиц (граждан РФ и иностранных физических лиц) для осуществления уставной деятельности. Данный источник доходов характерен для общественных объединений, благотворительных фондов, религиозных организаций. Для благотворительных организаций законом определены следующие условия привлечения благотворительных пожертвований: не менее 80% их в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения организацией благотворительного пожертвования.

К добровольным взносам и пожертвованиям относятся и спонсорские средства, которые представляют особую форму  оплаты рекламной деятельности.Добровольные имущественные взносы и пожертвования физических и юридических лиц не следует рассматривать только как воплощение бескорыстия. В обмен на ссужаемый капитал жертвователи получают прямые и косвенные выгоды. Прямые - льготное налогообложение, доступ к современной научно-технической, экономической и иным видам информации; использование труда высококвалифицированных специалистов; возможность проведения рекламы; признание общественности и пр. Косвенные выгоды заключаются в повышении образовательного, научного, духовного потенциала общества, здоровья населения и пр., что в целом способствует улучшению условий функционирования бизнеса.

Информация о работе Финансы некоммерческих организаций