Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 23:38, реферат
Доходы бюджета должны обеспечивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправления. На практике он реализуется путем законодательного зак-репления за каждым органом соответствующих видов доходов. Основным показателем, характеризующим степень выполнения этого условия, является величина бюджетного дефицита. Принцип достаточности в конечном итоге достигается двумя методами: сокращением расходных обязательств того или иного органа власти либо путем увеличения объема его доходов (собственных и регулирующих) в соответствии с текущими или прогнозируемыми потребностями.
Доходы бюджета —
денежные средства, поступающие в
безвозмездном и безвозвратном
порядке в соответствии с законодательством
Российской Федерации в бюджеты
органов государственной власти
и органов местного самоуправления.
Организация системы доходов бюджета
базируется на следующих определенных
принципах.
1. Принцип достаточности. Доходы бюджета
должны обеспечивать необходимые общественные
потребности, возложенные на органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
На практике он реализуется путем законодательного
зак-репления за каждым органом соответствующих
видов доходов. Основным показателем,
характеризующим степень выполнения этого
условия, является величина бюджетного
дефицита. Принцип достаточности в конечном
итоге достигается двумя методами: сокращением
расходных обязательств того или иного
органа власти либо путем увеличения объема
его доходов (собственных и регулирующих)
в соответствии с текущими или прогнозируемыми
потребностями.
2. Принцип стабильности доходов бюджета.
Нормативные акты, определяющие формирование
бюджетных доходов (налоговое, бюджетное,
таможенное законодательство, акты, регулирующие
поступления от государственного и муниципального
имущества, от внешнеэкономической деятельности
и т.п.), должны устанавливаться на длительный
срок, чтобы обеспечить стабильность поступлений
ri бюджет и возможность их прогнозирования
и планирования. При этом должна предусматриваться
высокая доля собственных доходов, закрепленных
на постоянной основе полностью или частично
за соответствующим бюджетом.
3. В условиях развития бюджетного федерализма
особую актуальность приобретает принцип
относительной автономности доходов бюджета
каждого уровня. Базируется на четком,
установленном на длительный срок разграничении
полномочий в области доходов и расходов
между федерацией, ее субъектами и органами
местного самоуправления. В соответствии
с закрепленными за бюджетом конкретного
уровня расходами должны закрепляться
и его доходы в объеме, достаточном для
их покрытия.
4. Принцип оптимального сочетания поступлений
налоговых и неналоговых доходов на разных
фазах экономического цикла. В частности,
преодоление кризисных явлений согласно
Дж. Кейнсу может быть достигнуто посредством
стимулирования потребления через увеличение
государственных расходов. Возрастающие
затраты при этом в основном покрываются
за счет налоговых доходов или же за счет
государственных (внешних и внутренних)
заимствований. Реализация данного принципа
состоит в установлении такого соотношения
налоговых и неналоговых доходов, которое
с макроэкономической точки зрения наиболее
целесообразно в конкретной экономической
ситуации.
Анализ формирования доходов бюджетов
в разных странах, а также в Российской
Федерации в различные исторические периоды
показывает, что, несмотря на многообразие
конкретных платежей, существовали и существуют
два основных вида доходов бюджета: обязательные
платежи физических и юридических лиц,
представленные различными налогами и
сборами, и платежи за пользование государственным
имуществом и общегосударственными ресурсами.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ
в состав доходов бюджетов всех уровней
входят налоговые и неналоговые доходы,
а также безвозмездные и безвозвратные
перечисления (ст. 41БКРФ). С точки зрения
функционального назначения в отдельную
группу доходов бюджета отнесены доходы
целевых бюджетных фондов, формируемых
в бюджетах всех уровней бюджетной системы
РФ, а также доходы от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности,
осуществляемой бюджетными учреждениями
федерального, регионального и местного
подчинения. Вместе с тем необходимо отметить,
что последние учитываются обособленно,
их формирование и использование осуществляются
в особом порядке.
Решающую роль в доходах бюджета играют
налоговые доходы, предусмотренные налоговым
законодательством РФ, федеральные, региональные
и местные налоги и сборы, а также пени
и штрафы, возникшие в результате налоговых
правоотношений. В последние годы их удельный
вес в консолидированном бюджете РФ составлял
от 85 до 92%. В 2003 г. почти 90 % общей суммы
налоговых доходов поступило за счет пяти
основных видов налогов: НДС — 23,2%, налог
на прибыль организаций — 19,7, налог на
доходы физических лиц — 17, платежи за
пользование природными ресурсами — 14,9,
акцизы — 13%.
Неналоговые доходы, на которые приходится
около 10 % консолидированного бюджета
РФ, по сравнению с налоговыми имеют ряд
отличий:
• механизм их установления исчисления
и взимания определяется соответствующими
законодательными актами: о порядке использования
и приватизации государственного и муниципального
имущества, Гражданским кодексом РФ, Уголовным
кодексом РФ, Кодексом РФ об административных
правонарушениях и др.;
• они могут носить как обязательный (санкции,
штрафы), так и необязательный характер
и взиматься соответственно на принудительной
и добровольной основе;
• основные их виды не предполагают установления
конкретных ставок, сроков уплаты и других
элементов, характерных для налоговых
платежей;
• большинство неналоговых доходов зачисляется
в тот или иной бюджет в полном объеме,
являясь его собственными доходами.
Основными видами неналоговых доходов
являются:
доходы от использования имущества, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности (полученная арендная плата
за сдачу имущества во временное пользование
и/или владение; средства от передачи имущества
под залог и в доверительное управление;
проценты по остаткам бюджетных средств
на счетах в кредитных организациях; дивиденды
по акциям, принадлежащим органам государственной
власти и органам местного самоуправления;
часть прибыли государственных и муниципальных
унитарных предприятий и т.п.);
• доходы от платных услуг, оказываемых
органами государственной власти и органами
местного самоуправления;
• доходы от продажи или иного возмездного
отчуждения имущества, находящегося в
государственной или муниципальной собственности;
• средства, полученные в результате применения
мер гражданско-правовой, административной
и уголовной ответственности (штрафы,
конфискации, компенсации), а также средства,
поступившие в возмещение вреда, причиненного
Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным
образованиям, и иные суммы принудительного
изъятия;
• прочие неналоговые доходы.
Относительно высокая доля неналоговых
доходов в Российской Федерации наблюдалась
в периоды масштабного проведения приватизации.
В 1998 г. она значительно сократилась вследствие
кризиса экономики, снижения рыночной
стоимости государственной собственности
и как следствие невыполнения программ
приватизации. В настоящее время в условиях
реформирования бюджетной сферы ставятся
задачи, направленные на повышение роли
неналоговых доходов и обеспечение стабильности
их поступления. Наряду с этим предполагается
перевод ряда налоговых платежей (таможенные
пошлины, плата за пользование водными
объектами) в группу неналоговых доходов.
СТРУКТУРА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
Принадлежность налогов
Федеральные – налоги и сборы, установленные НК и
обязательные к уплате на всей территории
РФ.
Региональными – признаются налоги и сборы, установленные
НК и законами субъектов и обязательные
к уплате на территориях соответствующих
субъектов.
Местные – налоги и сборы, устанавливаемые НК
и нормативными актами представительных
органов местного самоуправления и обязательные
к уплате на территории соответствующих
МО.
Специальные налоговые режимы – режимы,
предоставляемые НК, а введение их в действие
осуществляется соответствующим представительным
органом субъекта или МО в зависимости
от уровня зачисления данного налога по
уровням бюджетной системы.
УСН вводится в действие законами субъектов,
в которых также определяются категории
плательщиков и особенности уплаты данного
налога.
ЕНВД – вводится в действие решениями
муниципальных представительных органов,
а также муниципалитеты устанавливают
виды деятельности, переводимые на вмененный
налог в рамках требуемых НК, а также на
местном уровне устанавливается корректирующий
коэффициент К2, отражающий особенности
деятельности.
Принципы распределения налоговых доходов
между уровнями бюджетной системы:
Характеристика налоговых доходов бюджетов
разных уровней
В соответствии со ст. 50 БК РФ в федеральный бюджет
зачисляются:
Налоговые доходы субъектов РФ. В соответствии со ст. 56 БК РФ в бюджеты субъектов подлежат зачислению налоговые доходы от региональных налогов: налога на имущество организаций; налога на игорный бизнес; транспортного налога – по нормативу 100 процентов. В бюджеты субъектов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
Налоговые доходы МО
- земельный налог – по нормативу 100%;
- на имущество физических лиц – по нормативу
100%;
- НДФЛ – по нормативу 30 %;
- ЕНВД для определенных видов деятельности
– по нормативу 90%;
- государственная пошлина в соответствии
с перечнем, определенным БК;
- налоговые доходы от федеральных и региональных
налогов по нормативам органов государственной
власти субъектов РФ
Характеристика неналоговых доходов
бюджетов разных уровней
Неналоговые доходы федерального
бюджета:
В доходах федерального
бюджета, также учитываются прибыль
ЦБ РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по
нормативам, установленным федеральными
законами; и доходы от внешнеэкономической
деятельности.
Неналоговые доходы бюджетов
субъектов Российской Федерации формируются за счет:
Информация о работе Характеристика бюджетов различных уровней