Центральные банки Европы после Войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 17:19, доклад

Краткое описание

Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, имеющий наиболее широкие связи в банковской системе. Постепенно такие банки монополизировали функцию эмиссии денег и утвердились в качестве эмиссионных центров страны. Затем они получили особые полномочия по обслуживанию правительств своих стран, а также по кредитованию банков и как кредиторы последней инстанции расширили регулирующее воздействие на национальную банковскую систему.
В большинстве развитых стран полномочия центрального банка были закреплены за определенными банками с середины XIX - начала XX в. После Второй мировой войны произошло усиление позиций центральных банков в финансовой системе и постепенное превращение их в органы государственного регулирования экономики. На этом этапе власти большинства стран национализировали центральные банки, сохранив в некоторых случаях их акционерный статус

Вложенные файлы: 1 файл

ЦБ Европы.docx

— 22.34 Кб (Скачать файл)

Первоначально термин «центральный банк»  подразумевал самый крупный банк, имеющий наиболее широкие связи  в банковской системе. Постепенно такие  банки монополизировали функцию  эмиссии денег и утвердились  в качестве эмиссионных центров  страны. Затем они получили особые полномочия по обслуживанию правительств своих стран, а также по кредитованию банков и как кредиторы последней инстанции расширили регулирующее воздействие на национальную банковскую систему.

В большинстве развитых стран полномочия центрального банка были закреплены за определенными банками с середины XIX - начала XX в. После Второй мировой  войны произошло усиление позиций  центральных банков в финансовой системе и постепенное превращение  их в органы государственного регулирования  экономики. На этом этапе власти большинства  стран национализировали центральные  банки, сохранив в некоторых случаях  их акционерный статус. Причинами  национализации центральных банков послужили мировой экономический  кризис 1929 - 1933 гг. и Вторая мировая  война, усилившие тенденции государственного регулирования экономики. 

После Второй мировой войны некоторые  вновь созданные центральные  банки учреждались сразу как  государственные институты, например Немецкий федеральный банк (Бундесбанк) (1957 г.), Резервный банк Австралии (1960 г.). Немецкий федеральный банк - это  государственное учреждение, относящееся  непосредственно к компетенции  федерации, его уставный капитал  в размере 290 млн немецких марок принадлежит последней. Штаб-квартира банка находится во Франкфурте-на-Майне.

Как известно, вслед за событиями Великой  депрессии и Второй мировой войны правительства Великобритании, стран континентальной Европы, Японии и даже США в целом ужесточили контроль за деятельностью центральных банков и банковской сферой (Capie et al., 1999). Центральные банки снова стали играть важную роль в финансировании и управлении государственным долгом, накопленным за время войны. В послевоенный период центральные банки превратились также в инструмент восстановления и реструктуризации национальных экономик, действуя зачастую в соответствии с указаниями правительства. Для достижения новых поставленных перед ними целей центральные банки активно регулировали процессы кредитования и в большинстве случаев устанавливали контроль за движением капитала для поддержки своей политики (см., например, Epstein and Schor, 1992).

В разное время и в разных странах центральные банки прибегали к разнообразным формам контроля и использовали их с разной степенью эффективности. Однако независимо от степени эффективности такой политики к середине 1980-х гг. центральные банки практически полностью прекратили или существенно ограничили практику контроля за движением капитала.

В странах континентальной Европы и Англии независимые центральные банки также попали под контроль правительства после окончания Второй мировой войны (Capie et al., 1999: 72). Во время войны денежно-кредитная политика в основном проводилась при помощи прямых инструментов регулирования. При этом процентные ставки устанавливались на стабильно низком уровне. После окончания войны практика применения инструментов прямого регулирования была во многом сохранена (Capie et al. 1999: 25).

Методы регулирования  кредитования

Под регулированием кредитования понимается комплекс инструментов, используя которые государство пытается изменить складывающиеся под воздействием рыночных сил параметры кредитования экономики, включая стоимость и доступность кредита (Hodgman, 1972: 137). Регулирование кредитования направлено на изменение структуры выдаваемых кредитов и процентных ставок 5 по ним (там же). В Европе кредитное регулирование использовалось для достижения следующих целей: (1) финансирование госдолга по низким процентным ставкам; (2) ограничение притока капитала и одновременное недопущение роста внутренних процентных ставок; (3) воздействие на структуру размещаемых финансовых ресурсов в соответствии с приоритетными целями; (4) ограничение каналов финансового посредничества и проведение тем самым жесткой денежно-кредитной политики и (5) придание большей популярности мерам, ограничивающим рост заработной платы и цен путем одновременного сокращения процентных доходов(там же).

Практика  регулирования кредитования была различной  в разных странах Европы. В Германии контроль применялся в течение относительно небольшого промежутка времени после Второй мировой войны. В Нидерландах и Великобритании регулирование получило

широкое применение, хотя оно всегда рассматривалось  как временная мера. В Нидерландах  кредитный контроль использовался  в большей степени для поддержки  макроэкономической политики, чем собственно для изменения структуры кредитования. В Великобритании главной целью регулирования было обеспечение низкой стоимости обслуживания государственного долга. Правительство было озабочено тем влиянием, которое оказывали высокие процентные ставки по государственным обязательствам на рынок облигаций, неравенство доходов и состояние платежного баланса. Одним из элементов регулирования кредитования являлось установление количественных ограничений, введение которых было связано с необходимостью получения гарантированных объемов финансирования на выгодных условиях для таких приоритетных направлений деятельности, как кораблестроение, финансирование экспортных операций и инвестиций в обрабатывающие отрасли промышленности. При введении так называемых «потолков» кредитования приоритетные сектора экономики получали определенные привилегии (Hodgman, 1972: 144). Кроме того, Банк Англии также определил сектора, где требовалось ограничить объемы кредитования, к которым, в частности, относились потребительские расходы и импортные операции. В Англии, как и в других странах, проведение политики регулирования кредитования сопровождалось также установлением контроля за движением капитала.

Несколько иная политика проводилась во Франции, Италии и Бельгии. В этих странах осуществлялось регулирование выдаваемых кредитов и процентных ставок по ним. Во Франции действовал, пожалуй, наиболее широкий и эффективный набор инструментов регулирования, который являлся частью общей промышленной политики, проводимой правительством. Банк Франции был национализирован в 1945 г. и передан в подчинение Национальному кредитному совету — организации, ответственной за финансирование правительственных программ (Hodgman, 1972: 147; Zysman, 1987). Общей целью кредитной политики Франции являлось содействие модернизации национальной экономики и повышение ее международной конкурентоспособности. Для влияния на объем и структуру выдаваемых кредитов Банк Франции использовал самые различные методы (см. Hodgman, 1972: 148 и Zysman, 1987 для более подробной информации).

Для банков были установлены требования по резервированию при приобретении ими различных финансовых активов (asset-based reserve requirements). В соответствии с этими требованиями банки должны были поддерживать определенные минимально допустимые объемы резервов в зависимости от структуры своих активов. При этом центральный банк мог изменять требования для того, чтобы способствовать размещению кредитов в приоритетных секторах экономики, т. е. снижал ставки резервных требований для отдельных приоритетных категорий активов. Вторым распространенным инструментом являлось введение количественных ограничений («потолков») на объемы кредитования. Такие «потолки» устанавливались для того, чтобы сдержать рост кредитования и не допустить при этом повышения процентных ставок. Также установление «потолков» было направлено на изменение структуры выдаваемых кредитов — приоритетные направления деятельности освобождались от кредитных ограничений. К таким направлениям относились краткосрочные экспортные кредиты, среднесрочные займы для строительства и др. Ограничения применялись к широкому кругу финансовых институтов и сопровождались также введением контроля за движением капитала (Hodgman, 1972: 148—149; Zysman, 1987).

Третьим инструментом политики являлся тщательный контроль со стороны Банка Франции за кредитами, выдаваемыми банками. В рамках такого контроля Банк Франции выдавал разрешения на предоставление кредитов для финансирования приоритетных проектов. Кроме этого денежные власти имели возможность влиять на структуру выдаваемых кредитов за счет того, что финансирование приоритетных проектов позволяло осуществлять переучет векселей по более низким процентным ставкам (там же: 151)17.

Zysman (1987) в своей работе подчеркивает то, какую роль данные методы регулирования сыграли в восстановлении французской экономики и ее адаптации к новым вызовам послевоенного времени. Аналогичная политика была использована в Италии и Бельгии. В Италии основной целью такой политики являлось развитие южных регионов страны.

По  странному стечению обстоятельств  не было проведено ни одного исследования, в котором был бы представлен  комплексный анализ эффективности политики по регулированию кредитования в промышленно развитых странах. Однако результаты имеющихся исследований свидетельствуют об эффективности такой.

  Как показывает анализ исторического  опыта, регулирование кредитования  проходило наиболее успешно в  тех случаях, когда оно распространялось на большинство финансовых институтов (для того чтобы исключить возможность проведения арбитражных операций и ухода от исполнения установленных правил), сопровождалось введением контроля за движением капитала и проводилось в рамках единого плана экономического развития.

Подобная  политика вполне применима в развивающихся  странах, однако она не всегда реализовывалась в этих странах.

17В исследовании, проведенном Lester Thurow и Комитетом США по банковскому делу

(US House Banking Committee) в начале 1970-х гг., было выделено три основных инстру-

мента защиты и стимулирования развития приоритетных секторов экономики: (1) уста-

новление резервных требований в зависимости от структуры активов; (2) осуществление

государственных заимствований для  кредитования приоритетных секторов и (3) развитие

конкуренции между государственными финансовыми институтами за привлечение  сбере-

жений для последующего кредитования приоритетных секторов (например, через прави-

тельственную почтовую сберегательную систему). В случае Швеции требования о резерви-

ровании в зависимости от активов использовались для развития рынка жилья (там же). В

Японии государственные сберегательные институты использовались для аккумуляции

частных сбережений, которые далее  распределялись Министерством финансов, частью ко-

торого являлся Банк Японии, и направлялись в те отрасли промышленности, которые счи-

тались наиболее важными для поддержания экономического роста (там же: 13).__


Информация о работе Центральные банки Европы после Войны