Федеральное агентство
по образованию
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Ковровская государственная
технологическая академия
им. В.А.Дегтярёва»
Кафедра Гуманитарных наук
Контрольная работа
По дисциплине «Хозяйственное право»
На тему: «Государственное регулирование предпринимательской
деятельности (формы и методы)»
Исполнитель:
Голикова И.И.
ст.гр. Мн-109
Руководитель:
Бабушкина С.В.
Ковров 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
4
1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМЫ.
6
1.1.Виды и формы государственного
регулирования предпринимательской деятельности
6
1.2.Основные направления в государственном
регулировании
9
1.3.Методы государственного регулирования
предпринимательской деятельности
10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
11
Список литературы
13
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы. В современных условиях происходит
усиление государственного регулирования
и содействия развитию предпринимательства,
меняются организационные формы
взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса,
происходят существенные сдвиги в целях,
механизме, аппарате управления, в сочетании
государственного и рыночного механизмов
регулирования.
Целью государственного
регулирования предпринимательской
деятельности является создание определенных условий,
обеспечивающих нормальное функционирование
экономики в целом и стабильное участие
предпринимателей страны в международном
разделении труда и получение от этого
оптимальных выгод. Правительство каждой
страны безусловно имеет свои собственные
цели на каждом конкретном этапе и добивается
их решения доступными ему методами и
средствами применительно к складывающейся
экономической ситуации в своей стране
и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и
задачи государственного регулирования
подвержены изменениям, между тем, как
механизм регулирования достаточно хорошо
отработан, хотя и имеет особенности в
каждой отдельно взятой стране.
Характеризуя
государственное регулирование
экономики в современных условиях,
прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании
переместился к активному участию государства
в организационно-хозяйственном регулировании
производства. Его основными задачами
являются:
- осуществление
структурной перестройки производства,
что предполагает создание новых отраслей, ориентированных
на экспорт, модернизацию традиционных
отраслей и приспособление их продукции
к требованиям мирового рынка, переориентацию
отдельных видов производств на мировые
рынки в рамках международной специализации;
- повышение
конкурентоспособности продукции экспортных
отраслей и отдельных видов производств;
- поиск и
использование возможностей долгосрочного
обеспечения производства гарантированными
источниками поступления сырья,
топлива, полуфабрикатов;
- укрепление
положения в приоритетных и наиболее прогрессивных
отраслях экономики, ориентация их на
обслуживание экспортного производства;
- пересмотр
форм связей между краткосрочными
и долгосрочными мерами правительственной
политики, традиционное воздействие
на конъюнктуру, основанное на
регулировании спроса, которое
все теснее переплетается с мерами государственного
регулирования внешнеэкономических связей;
- использование
мер воздействия на процесс
концентрации в ведущих отраслях
экономики, в том числе специализированных
на экспорт, осуществление мероприятий, направленных
на укрепление организационной структуры
крупных фирм, развитие новых форм связей
между ними.
Регулирование
все более направлено на повышение
эффективности производства. Акцент
в нем переносится с регулирования
спроса на регулирование предложения.
Существенные изменения произошли и в
механизме регулирования. Важнейшей формой
государственного регулирования предпринимательской
деятельности стало включение в программы
долгосрочного развития экономики основных
направлений структурной перестройки
промышленности с ориентацией на экспортную
специализацию.
Проблемы
структурной политики стали на современном
этапе ведущими направлениями экономической
политики, в которой акцент делается
на целевые инвестиционные программы,
объединяющие частный и государственный
капитал, для решения глобальных проблем
наилучшего приспособления предпринимательства
к условиям развития мирового хозяйства.
Под саморегулированием,
в самом общем смысле, понимается
такое регулирование предпринимательской
деятельности, которое осуществляется
сообществом предпринимателей объединенных
по профессиональному или отраслевому
признаку, замещает собой государственное
регулирование в профессиональных ее
аспектах и предъявляет к участникам рынка
более жесткие требования по качеству
оказываемых услуг и/или производимой
продукции, чем это делает государство.
Саморегулирование
всегда базируется на действующем законодательстве
и является одним из легитимных способов
самоорганизации предпринимателей,
в том числе и для защиты
их законных прав и интересов.
В условиях России,
где издержки на повседневное преодоление
административных барьеров в предпринимательской
деятельности составляют существенную
часть интеллектуальных и материальных
затрат любого предпринимателя, саморегулирование должно рассматриваться
как один из важных инструментов вытеснения
бюрократии из сферы экономической жизни.
Все вышеприведенные
факторы обуславливают актуальность
и значимость тематики работы на современном
этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение.
Целью данной
работы является систематизация, накопление
и закрепление знаний о государственном
регулировании и саморегулировании
предпринимательской деятельности.
В соответствии
с поставленной целью в работе
предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть
сущность, виды и формы государственного
регулирования предпринимательской
деятельности;
- изучить
методы государственного регулирования
предпринимательской деятельности;
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМЫ
1.1 Виды и формы государственного
регулирования предпринимательской
деятельности
Государственное
регулирование - комплекс мер законодательных,
исполнительных и судебных органов
власти, а также контрольных функций,
осуществляемых на основе нормативных правовых
актов государственными учреждениями
и общественными организациями в целях
стабилизации существующей социально-экономической
системы.
Цель государственного
регулирования предпринимательской
деятельности хозяйствующих субъектов
реализуется через три основные
функции:
1) создание
условий цивилизованного функционирования
рынка:
- определение
формы собственности хозяйствующих
субъектов и правил управления;
- создание
механизма обеспечения исполнения
хозяйственных договоров;
- предупреждение споров между хозяйствующими
субъектами и разрешение их в судебном
порядке;
- защита интересов
и прав потребителей продукции
хозяйствующих субъектов;
- установление
денежной системы;
- установление
стандартов и мер на продукцию.
2) стратегическое
планирование науки и научно-технического
прогресса;
3) решение
макроэкономических проблем:
- объем национального
производства;
- пропорциональность
развития экономики;
- темпы экономического
роста;
- внешнеэкономический
баланс страны;
- уровень
занятости трудоспособного населения страны;
- социальная
защита.
Специфика рыночных
отношений, так же как и вид
субъекта предпринимательской деятельности,
обусловливает пределы, формы и
методы государственного контроля, регулирования
и управления предпринимательской
деятельностью хозяйствующих
субъектов.
При выборе средств
государственно-правового воздействия
на рыночные отношения имеет значение
экономическая среда (внешняя и
внутренняя), в которой действует
хозяйствующий субъект. Под экономической
средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют
на функционирование хозяйствующего субъекта,
принятие им решений.
Государственно-правовому
регулированию в большей степени
подвержены факторы внешней экономической
среды, которые делятся на следующие
категории:
- характер рыночных отношений;
- характер
правовых связей между хозяйствующими
субъектами;
- общесоциальные
факторы;
- общеэкономические
условия;
- общеполитические
факторы.
Рынок - система
экономических отношений между
продавцами и покупателями, основными
элементами которой являются спрос,
предложение и цена. Поскольку эти элементы
не во всем предсказуемы, говорить об эффективности
прямого государственно-правового воздействия
на рынок (механизм рыночных отношений)
не приходится. Многие процессы здесь
не подвластны правовому регулированию.
И это в определенном смысле благо для
общества.
Контроль и последующее
государственное регулирование
в предпринимательской сфере
подразделяются на прямой и косвенный.
На практике трудно отдать предпочтение
какому-либо виду, так как косвенный
контроль и регулирование проявляют себя
иногда как весьма эффективное средство.
Сюда относятся: система льгот и налогов;
ценовая политика; регулирование занятости
населения, профессиональной подготовки;
влияние на развитие инфраструктуры, информационное
обеспечение и т. д.
К прямому государственному
контролю и регулированию относят:
финансовый, экологический, санитарный,
пожарный, за мерой весов и денежной
единицы, за качеством и сертификацией
продукции.
Эти и другие,
прямые и косвенные, меры осуществляются
в правовой и организационной
форме как в процессе правотворческой
деятельности, так и в ходе реализации
права.
Вмешательство
государства в сферу предпринимательской
деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено следующими обстоятельствами:
- предупреждением
экологических катастроф и решением
экологических проблем, порождаемых
свободой выбора субъектами сферы
экономической деятельности;
- борьбой
с криминализацией предпринимательских
отношений;
- предотвращением экономических
кризисов, социальных потрясений;
- контролем
за использованием общенациональных
ресурсов;
- социальной
защитой наименее обеспеченных
слоев населения.
На практике
и в теории многие считают, что
характер отношений между государством и субъектом предпринимательской
деятельности представляется как партнерство.
На самом же деле это не так, где государство
выступает в качестве политической и властной
структуры, его "партнеры" вынуждены
следовать воле государства, где последнее
выступает в качестве субъекта предпринимательской
деятельности, - идет конкурентная борьба.
Вместе с тем государство и субъект предпринимательской
деятельности зависят друг от друга, взаимно
дополняют друг друга в решении общенациональных
задач.
1.2 Основные направления в государственном
регулировании
Основные
направления в государственном
регулировании рыночных отношений
следующие:
1. Установление
целей развития рынка. В государственном
законодательстве указываются только
общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать
в соответствии с принципом: все, что не
запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются
на те цели, которые по своей природе антигуманны
и противоестественны.