Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:27, контрольная работа
Проблема государственного регулирования экономики в рыночных условиях остается предметом дискуссий. Как показывает мировой опыт, современная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Роль и значение государственных методов управления экономикой в настоящий период развития экономических отношений в России возрастает, формы управления изменяются. Это объясняется тем, что «стихийный» нерегулируемый переход к рыночным отношениям, характерный для России 90-х годов был чреват тяжелыми социально-экономическими последствиями.
Введение
1. Государство как экономический субъект.
2. Функции государства и основные инструменты государственного регулирования экономики.
3. Способы вмешательства государства в экономику. Ограничение государственного вмешательства в экономику страны
Заключение
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Брянский филиал
Кафедра права |
ЭССЕ
по дисциплине: «Теория хозяйства и права»
Тема: « Государство как институт регулирования экономических отношений»
Магистратура (продвинутый уровень)
СТУДЕНТКА |
Артюхова Ю.С. |
КУРС |
1 |
НАПРАВЛЕНИЕ |
Экономика |
№ ЗАЧ. КНИЖКИ |
100.04/120250 |
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ |
Мартьянова Г.В. |
Брянск — 2013
Содержание
Введение
1. Государство как экономический субъект.
2. Функции государства и основные инструменты государственного регулирования экономики.
3. Способы вмешательства государства в экономику. Ограничение государственного вмешательства в экономику страны
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема государственного
регулирования экономики в
Говоря о роли российского государства в переходный период в рыночных отношениях, нельзя не отметить то, что значительная доля их сегментов ныне вообще не управляется. Поспешная ликвидация административных инструментов воздействия на экономические отношения привела к тому, что они оказались выведенными из сферы рыночного управления в теневой оборот, бартер, неплатежи и т.п.
В современных условиях рыночная экономика заняла лидирующую позицию практически во всех странах мира и своим потенциалом доказала превосходство по отношению к другим типам устройства ведения хозяйства на национальном и глобальном уровнях.
В обеспечении нормального
Отсюда и возник вопрос
о возможном определении
1. Государство как экономический субъект
В любой экономической системе,
в том числе и рыночной экономике,
государство выступает как
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в ХVII и ХVIII вв. господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.
С развитием рыночных отношений
набравший силу класс предпринимателей
начал рассматривать
Согласно трактовке идей экономического
либерализма, рыночная система способна
к саморегулированию, в основе которого
лежит “невидимая рука” - личный интерес,
связанный со стремлением к прибыли.
Он выступает как главная
Разновидностью хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень государственного монополизма, была построенная в нашей стране централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало всеобъемлющее директивное планирование, т.е. централизованное решение вопросов о том, в каком количестве и что производить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата труда, и т.д. Задача составления сбалансированного, увязанного по всем статьям, плана практически неразрешима уже в силу своей колоссальной размерности и статичности. Но даже в маловероятном случае появления сбалансированного плана система, где все действия экономических субъектов расписываются на пять лет вперед, оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям. Одна из причин - из сферы экономики исключалась частная инициатива. Все экономические агенты действовали на основе спускаемых сверху плановых заданий, приказов и распоряжений. Жесткая централизация создавала бюрократические ограничения развитию.
В варианте государственного монополизма в управлении экономикой оказывается блокированным конкурентный механизм, которому рыночная экономика прежде всего и обязана своей эффективностью.
Таким образом, вне зависимости
от господствующих экономических доктрин
никто и никогда не снимал с
национальных правительств ответственности
за экономическое положение
Вне зависимости от изменения концепций государственного регулирования или применения сразу нескольких из них в конкретных ситуациях, на протяжении всего периода послевоенного развития мировой экономики шел поиск путей, при которых макроэкономическая роль государства обеспечивала бы условия нормального функционирования рынка как основы рационального хозяйствования.
Развитие рыночной экономики во второй половине ХХ в. выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо.
Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические функции: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики, антимонопольное регулирование, проведение политики макроэкономической стабилизации, воздействие на размещение ресурсов, деятельность в сфере распределения доходов.
В реальных условиях все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.
Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной основы – это установление юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители, само государство. Это законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и многое другое.
Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. За внешними формами коммерческих сделок зачастую стоят сговоры о ценах, дележ рынков сбыта и т.п., не говоря уже о криминальных разновидностях “деловой” активности, в которых также проявляется зло монополизма. Борьба с этими явлениями эффективна лишь на основе строгого государственно-правового регулирования.
Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состоянии экономики в целом.
2. Функции государства и основные инструменты государственного регулирования экономики
Вне зависимости от господствующих
экономических доктрин никто
не снимал с национальных правительств
ответственности за экономическое
положение в стране. Государство
призвано корректировать те "несовершенства",
которые присущи рыночному
В целом государство реализует
политические и социально-экономические
принципы данного сообщества граждан.
Оно активно участвует в
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции, важными из которых являются следующие:
- создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов;
- стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;
- социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;
- обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен.
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование, государственное предпринимательство.
Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение, как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.
Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда, как уже говорилось, относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.
Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов.
Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное регулирование осуществляется в различный формах — законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.
Информация о работе Государство как институт регулирования экономических отношений