Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 23:20, реферат
В соответствии со ст. 13 Конституции Украины государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования. На выполнение этого требования, согласно ст. 20 ГК Украины, каждый субъект хозяйствования и потребитель имеет право на защиту своих прав и законных интересов путями, определенными нормами действующего законодательства. А согласно ст. 19 ГК Украины лицо имеет право на самозащиту своего права. Самозащитой является применение лицом средств противодействия, которые не запрещены законом и не противоречат моральным основам общества.
1. Защита прав и законных
В соответствии со ст. 13 Конституции Украины
государство обеспечивает защиту прав
всех субъектов права собственности и
хозяйствования. На выполнение этого требования,
согласно ст. 20 ГК Украины, каждый субъект
хозяйствования и потребитель имеет право
на защиту своих прав и законных интересов
путями, определенными нормами действующего
законодательства. А согласно ст. 19 ГК
Украины лицо имеет право на самозащиту
своего права. Самозащитой является применение
лицом средств противодействия, которые
не запрещены законом и не противоречат
моральным основам общества. Существует
также немало других нормативно-правовых
актов, которые направлены на выполнение
этого важнейшего конституционного положения.
То есть субъект хозяйствования имеет
право совершать самозащита путем защиты
своих прав и законных интересов самостоятельно,
своими собственными действиями. Другими
словами - это защита без обращения в суд
или другой орган за помощью. По общему
правилу самозащитой не признается проведения
мероприятий по охране своего имущества,
обращения к третьим лицам, которые предоставляют
услуги по поводу обеспечения сохранности
имущества или лица. Самозащитой является
препятствование действовать любым третьим
лицам, которые неправомерно посягают
на права или законные интересы субъекта
хозяйствования.
Некоторые ученые-юристы, В частности.
Ф. Скакун, рассматривают защиту как восстановление
нарушенного правового статуса и привлечения
нарушителей к юридической ответственности.
Вместе с тем определение понятия защиты
через восстановление может быть в полной
мере применено для характеристики защиты
в процессуальных отношениях, например
при осуществлении правосудия, что несколько
сужает его реальное содержание.
В науке достаточно распространена позиция,
представители которого предлагают рассматривать
правовую защиту как систему юридических
норм, направленных на предупреждение
и ликвидацию правонарушений. Вместе с
тем, как отмечает И. О. Дзера, правовая
защита фактически отождествляется в
этом случае с правовым институтом, нормы
которого обеспечивают реализацию защитных
функций относительно существования и
осуществления соответствующих прав.
По мнению Г. Б. Шишки, защита является
следствием совершенного правонарушения
и содержит материально-правовые и процессуальные
нормы, обеспечивающие инвестору возможность
оперативно и полностью восстановить
свое положение путем применения принуждения
к нарушителю. В то же время трудно согласиться
с автором в том, что защита всегда является
следствием правонарушения, поскольку
в ряде случаев он может быть опосредован
не только правонарушением, а также посягательством
на право. Кроме того, представляется спорной
и та часть приведенного понятия, в которой
защита определяется через материально-правовые
и процессуальные нормы, поскольку такие
нормы, как справедливо отмечает автор,
служат обеспечению возможности лица
восстановить свое право, однако все правозащитные
способы, с помощью которых непосредственно
реализуется такое восстановление, остаются
за пределами авторского понятия защиты.
Под защитой прав субъектов хозяйствования
И. В. Головань понимает введения в действие
системы правовых и организационно-творческих
мероприятий, направленных на обеспечение
реализации этих прав субъектов и недопущения
их нарушений. Вместе с тем можно согласиться
с О. П. Подцерковним в том, что приведенное
выше определение представляется спорным,
поскольку за пределами защиты в этом
случае остается совокупность взаимосвязанных
правовых средств, способов и форм, с помощью
которых при необходимости обеспечивается
защита. Когда же указанные способы и средства
вводятся в действие, речь идет о механизме
защиты. С учетом этого автором предложено
более удачное по смыслу понятие: защита
прав субъектов хозяйствования - это совокупность
взаимосвязанных правовых средств, способов
и форм, с помощью которых при необходимости
обеспечивается защита законных прав
субъектов хозяйствования при их порушенні1.
В научной литературе понятие защиты прав
конкретизируется в зависимости от субъектов.
В частности, по субъектами, опосредующие
применения способов защиты, выделяют
понятие судебной защиты, осуществляется
судебными органами, под которым некоторые
авторы понимают способ обеспечения субъективных
прав и свобод, а также совокупность процессуальных
действий, направленных на защиту чести
и достоинства, жизни и здоровья, личной
свободы и имущества лиц от противоправных
посягательств.
С учетом различных подходов к понятию
защиты прав для уточнения определения
защиты прав субъектов хозяйствования
целесообразно провести анализ признаков,
которые чаще всего встречаются в литературе
относительно такого понятия. В большинстве
определений относительно указанного
понятия называются такие признаки, как
цель, обеспеченность защиты уполномоченными
государственными органами, наличие определенных
способов защиты. В первую очередь анализ
этих признаков представляет интерес
для выяснения сущности категории защиты
прав субъектов хозяйствования.
Одним из признаков защиты, которые встречаются
в научной литературе, есть цель, а именно
- восстановление нарушенных прав, которая
одновременно является и назначению защиты,
поскольку защита имеет значение только
при условии возможности и желания лица,
чьи права нарушены, восстановить свои
права, что обязательно должно быть осуществлено
при их защите. Впрочем, необходимо учитывать
тот факт, что в некоторых случаях восстановление
нарушенных прав может привести к нежелательным
для общества последствий (в частности,
когда решение о восстановлении имущественного
права субъекта хозяйственной деятельности
принимается юрисдикционным органом в
отношении учреждения пенитенциарной
системы), поэтому при достижении цели
защиты значимым является максимальное
соблюдения при этом интересов общества.
Второй признак защиты прав - обеспеченность
защиты уполномоченными государственными
органами - также встречается во многих
определениях защиты, в том числе и вышеуказанных.
При защите прав субъектов хозяйствования
этот признак проявляется в том, что органами,
которые уполномочены государством на
обеспечение такой защиты, в соответствии
с законодательством Украины являются:
хозяйственные и административные суды
Украины; органы прокуратуры, Министерства
юстиции Украины, Государственного комитета
Украины по вопросам регуляторной политики
и предпринимательства, а также государственные
органы со специальным статусом (налоговые
органы защиты прав потребителей, охраны
труда, Антимонопольный комитет и др.).
Из этого следует, что защита в выбранном
аспекте обеспечивается множеством уполномоченных
лиц, которые имеют различную компетенцию,
функции и задачи. При этом заслуживает
внимания то, что для органов государственной
власти обеспеченность защиты прав субъектов
хозяйствования является не столько правом,
сколько обязанностью, на что неоднократно
обращалось внимание в научной литературе.
Кроме этого, особенность указанной признаки
заключается и в том, что в зависимости
от органа, что обеспечивает защиту, в
науке конкретизируются формы такого
защиты. В частности, выделяют судебную
защиту (осуществляется судебными органами),
защита административный (осуществляется
соответствующими органами государственной
власти), самозащита (осуществляется лицом
самостоятельно) и др. Например, административный
защита традиционно соотносится с принятием
уполномоченным органом государственной
власти (должностным лицом) решения по
результатам рассмотрения заявления,
жалобы, ходатайства участвующего в деле
лица.
Еще одной из особенностей защиты прав
субъектов хозяйствования является то,
что такая защита может обеспечиваться,
кроме указанных органов, также другими
лицами, права которых также вытекающие
из законодательства (например, Хозяйственного
и Гражданского кодексов, Закона Украины
"Об объединениях граждан").
Изложенное позволяет подтвердить, что
вторым признаком защиты прав субъектов
хозяйствования от нарушений органами
государственной власти является обеспеченность
защиты уполномоченными органами и другими
лицами.
Следующий признак защиты прав заключается
в наличии ряда способов, с помощью которых
уполномоченные органы государства обеспечивают
защиту. Среди таких способов законодательством
предусмотрено: признание права, признание
недействительными актов органов государственной
власти, взыскание причиненных убытков,
отмены актов, противоречащих закону,
другие способы, предусмотренные законом.
Последнее условие (указание на тот или
иной способ в законе) является обязательным
при выборе способов защиты прав субъектов
хозяйствования, что прямо следует из
п. 2 ст. 20 ГК Украины и нормативно-правовых
актов о статусе органов, уполномоченных
их применять.
С учетом изложенного закрепление в законодательстве
способов защиты прав субъектов хозяйствования
от нарушений органами государственной
власти, применение которых позволяет
достичь цели защиты, выступает третьим
признаком защиты в выбранном аспекте.
Таким образом, признаками защиты прав
субъектов хозяйствования являются: цель
защиты - восстановление нарушенного права,
обеспеченность защиты уполномоченными
государственными органами, а также закрепление
в законодательстве способов защиты, которые
позволяют достичь указанной цели. Приведенные
признаки должны быть положены в основу
определения защиты в выбранном аспекте.
Для обоснования сущности защиты прав
субъектов хозяйствования, кроме признаков
указанного защиты, целесообразно уточнить
место такого защиты в охранных правоотношениях
с учетом состава таких отношений, что,
исходя из общего учения о правоотношении,
включает субъект, объект и содержание.
Субъектом охранительных правоотношений,
с одной стороны, всегда есть нарушитель
субъективного права. Например, в охранных
возникших правоотношениях по поводу
нарушения права субъекта хозяйствования
органом государственной власти, таким
нарушителем является указанный орган
(должностное или служебное лицо). С другой
стороны, субъектом любых охранных правоотношений
выступает государство, которое делегирует
свои полномочия, обеспечивающие защиту
нарушенных прав, уполномоченным государственным
органам (суду, прокуратуре и др.), о чем
шла речь выше. Это иллюстрируется, в частности,
тем, что решения юрисдикционных органов
выносятся от имени Украины".
В отличие от субъектов охранительных
правоотношений, субъектом защиты является
субъект хозяйствования, который инициирует
защиту своих прав и выбирает способ защиты.
Объектом охранительных правоотношений,
как правило, есть субъективное право,
что возбуждено. При защите прав субъектов
хозяйствования - это право субъекта хозяйствования,
которое закреплено в законодательстве.
В смысле охранительных правоотношений
выделяют права и обязанности соответствующих
лиц (юридическое содержание) и фактическое
поведение, уполномоченное лицо может,
а обязан - должна осуществить (материальный
или фактическое содержание, состоящее
из разрешенной поведения уполномоченного
и должного поведения обязанного лица).
При этом к юридического содержания охранительных
правоотношений, возникающих при нарушении
права, входит прежде всего субъективное
право субъекта хозяйствования - право
на защиту.
Фактическое содержание охранительных
правоотношений составляет, кроме других
элементов, поведение уполномоченного
лица - субъекта хозяйственной деятельности,
что выражается в реализации своего субъективного
права на защиту, т.е. если своеобразным
толчком для возникновения правоохранительного
отношение является факт правонарушения,
то предпосылкой защиты выступает проявление
субъектом хозяйствования инициативы
в реализации своего права на защиту, без
которой не будет указанной деятельности
уполномоченных органов по защите прав
субъектов хозяйствования и соответственно-защиты.
Таким образом, поскольку проявление субъектом
хозяйствования инициативы в реализации
своего субъективного права на защиту
является "обеспечением" начала указанной
деятельности, осуществляемой посредством
применения соответствующих способов
защиты с целью восстановления нарушенного
права, защита является частью охранительных
правоотношений, возникших по поводу нарушения
права субъекта хозяйствования органом
государственной власти, и занимает в
них ту нишу, которая отведена поведении
уполномоченного субъекта хозяйствования.
Этот вывод указывает на целесообразность
использования в понятии защиты прав субъектов
хозяйствования ключевого слова "реализация"
в отношении такого субъекта права на
защиту, поскольку именно в процессе реализации
этого права, берет свое начало в момент
обращения субъекта хозяйствования за
защитой (путем подачи соответствующего
заявления или жалобы), происходит непосредственное
применение способов защиты и достигается
его цель - восстановление нарушенного
права.
Таким образом, защита прав субъектов
хозяйствования - это система мероприятий
(форм и способов деятельности), которые
осуществляются в соответствии с законом
субъектом хозяйствования как самостоятельно,
так и через уполномоченных лиц, и направленные
на предотвращение и устранение угроз
нарушения прав соответствующих субъектов,
устранение препятствий при осуществлении
этих прав, восстановления нарушенных
прав и правового статуса и привлечения
нарушителей к ответственности. Необходимо
отметить, что институт защиты прав и интересов
субъектов хозяйствования имеет комплексный
характер, поскольку формы, средства, порядок
правовой защиты обеспечиваются нормами
как материального, так и процессуального
права.
С учетом изложенного под защитой прав
субъектов хозяйствования предлагается
понимать реализацию субъектами хозяйствования
права на защиту посредством применения
специально уполномоченными лицами или
субъектом хозяйствования самостоятельно
предусмотренных законом способов защиты
с целью восстановления нарушенного права.
Субъекты хозяйствования должны активно
бороться с нарушениями закона со стороны
государственных органов и защищать свои
права, используя все возможности, предоставленные
им законодательством. Впрочем, в этом
деле существует немало специфических
трудностей, в том числе чисто юридического
характера, преодолению которых может
способствовать использование постепенного
практического опыта и соответствующего
научного обеспечения. Уточняя понятие
механизма защиты прав субъектов предпринимательской
деятельности, И. В. Головань сформулировал
их как систему соответствующих средств,
методов и технико-юридических приемов,
введение в действие которых обеспечивается
прежде всего правовой работой этих субъектов.
Таким образом, механизмы защиты прав
субъектов хозяйствования - это совокупность
юридических средств, юридических норм,
регулирующих определенные отношения,
действий соответствующих субъектов и
юридических средств принуждения, которые
в совокупности направлены на эффективное
осуществление и защита хозяйственных
прав, принадлежащих субъектам хозяйствования
и обеспечивают осуществление последним
хозяйственной деятельности в соответствии
с направлениями деятельности и положениями
законодательства.
При применении методов и средств защиты
прав субъектов предпринимательства существуют
определенные особенности в зависимости
от того, в процессе отношений с какими
государственными органами возникает
необходимость в защите прав.
Часть 2 ст. 20 ГК Украины закрепляет, что
каждый субъект хозяйствования имеет
право на защиту своих прав и законных
интересов. Права и законные интересы
указанных субъектов защищаются путем:
признания наличия или отсутствия прав;
признании полностью или частично недействительными
актов органов государственной власти
и органов местного самоуправления, актов
других субъектов, которые противоречат
законодательству, ущемляющие права и
законные интересы субъекта хозяйствования
или потребителей; признание недействительными
хозяйственных сделок по основаниям, предусмотренным
законом; восстановления положения, существовавшего
до нарушения прав и законных интересов
субъектов хозяйствования; пресечения
действий, нарушающих право или создающих
угрозу его нарушения; присуждения к исполнению
обязанности в натуре; возмещения убытков;
применение штрафных санкций; применение
оперативно-хозяйственных санкций; применение
административно-хозяйственных санкций;
установления, изменения и прекращения
хозяйственных правоотношений; иными
способами, предусмотренными законом.
Более того, ст. 147 ГК Украины декларирует:
1) имущественные права субъектов хозяйствования
защищаются законом; 2) изъятие государством
у субъекта хозяйствования его имущества
допускается не иначе как в случаях, по
основаниям и в порядке, предусмотренных
законом; 3) убытки, причиненные хозяйствующему
субъекту нарушением его имущественных
прав гражданами или юридическими лицами,
а также органами государственной власти
или органами местного самоуправления,
возмещаются ему в соответствии с законом;
4) право собственности и другие имущественные
права субъекта хозяйствования защищаются
способ, указанный в ст. 20 ГК.
В свою очередь, среди способов защиты
права собственности можно выделить:
-речово-правовые средства защиты (виндикационный
и негаторный иски);
- зобов'язально-правовые (при наличии
обязательств, договорных отношений).
Формы защиты: судебная, внесудебная, самозащита,
защита прав нотариусом.
Относительно форм (способов) защиты от
неправомерных действий органов власти
и должностных лиц этих органов, то можно
выделить следующие:
1) административную - заключается в обращении
к вышестоящего органа;
2) административно-судебной - заключается
в обращении к специализированных судов
по административным прав в порядке административного
судопроизводства.
Относительно форм правовой защиты в отношениях
с другими субъектами права, то можно отделить:
- обще-судебный порядок - заключается
в обращении в хозяйственный суд или суд
общей юрисдикции;
- договорный
защиту-в виде оговорок, заключается
в защите прав соответствующих
субъектов хозяйствования при составлении
проекта договора, его заключении, исполнении
должным образом и принуждения в отношении
выполнения.
Гарантии государства по защите прав субъектов
хозяйствования можно разделить на: общие
имущественные.
Общие гарантии заключаются в том, что
гарантируют всем хозяйствующим субъектам
независимо от формы собственности равные
права и создают равные возможности доступа
к материально-технических, финансовых,
трудовых, информационных, природных и
других ресурсов.
Имущественные гарантии права субъектов
хозяйствования заключаются в том, что
государство путем принятия соответствующего
законодательства, создание специальных
структур гарантирует неприкосновенность
имущества Украины и обеспечивает защиту
их права собственности.
Право на защиту - это предусмотренная
законодательством возможность правомочного
лица самостоятельно применять разрешенные
или санкционированы законом юридические
средства воздействия на нарушителя или
обратиться к соответствующему юрисдикционного
органа с требованием побудить нарушителя
к определенному поведению.
Право на защиту нельзя сужать только
к возможности обратиться с требованием
защиты права в соответствующих государственных
органов. Право на защиту в его материально-правовом
смысле представляет собой возможность
применения к правонарушителю мер принудительного
воздействия.
При этом меры принуждения включают в
себя, во-первых, возможность управомоченного
лица использовать разрешенные законом
средства собственного принудительного
воздействия на правонарушителя, осуществлять
самозащиту прав.
Во-вторых, возможность применения непосредственно
самой уполномоченным лицом юридических
мер оперативного воздействия на правонарушителя,
т.е. оперативных санкций.
В-третьих, возможность уполномоченного
лица обратиться в компетентных государственных
органов или общественных организаций
с требованием принуждения обязанного
лица до определенного поведения.
Если положить в основу классификации
способов защиты результат, на который
рассчитан их применения, то все универсальные
способы защиты (которые могут быть применены
для защиты, как правило, любого имущественного
права) для удобства анализа могут быть
распределены на следующие группы:
1. Правопідтверджувальні способы, к которым
относятся: а) признания права; б) присуждения
к исполнению обязанности в натуре; в)
неприменения судом акта государственного
органа или органа местного самоуправления,
противоречащего закону; г) прекращение
или изменение правоотношения.
2. Способы, применение которых позволяет
предупредить или пресечь нарушения права,
к ним относятся: а) прекращения действий,
нарушающих право или создающих угрозу
его нарушения; признание недействительным
акта государственного органа или органа
местного самоуправления; самозащиты
права; в) взыскания неустойки.
Цель применения
указанных способов защиты заключается
в том, чтобы заставить или побудить нарушителя
прекратить действия, нарушающие права
субъектов хозяйствования, или предупредить
такие действия. Именно с этой целью осуществляются,
например, массовые обращения в хозяйственные
суды юридических лиц, выступающих в качестве
налогоплательщики, с исками о признании
недействительными актов налоговых органов
о применении к ним финансовой ответственности
за различные нарушения налогового законодательства.
Такие иски предоставляются и в случаях,
когда в соответствии с актом налогового
органа уже осуществлено частичное списание
денежных средств со счетов организаций.
3. Способы защиты прав, применение которых
имеет целью восстановления нарушенного
права и/или компенсации убытков, понесенных
в связи с нарушением права. Такой результат
может быть достигнут путем восстановления
положения, существовавшего до нарушения
права; признания оспариваемой сделки
недействительной и применения последствий
ЕЕ недействительности, возмещения убытков,
компенсации морального вреда. Из указанных
способов защиты прав наиболее универсальным
является возмещение вреда, причиненного
нарушением права. Предоставляя лицу,
чье право было нарушено, возможность
требовать от нарушителя возмещения не
только понесенных потерь, но и расходов,
которые она может произвести для восстановления
нарушенного права как одного из элементов
реального вреда, законодатель тем самым
открыл возможность для широкого использования
абстрактного способа определения убытков
в обязательственных отношениях. Этот
метод определения убытков значительно
облегчает доказывания их объема, поскольку
в его основе лежит сравнение договорной
цены неисполненного или ненадлежаще
исполненного обязательства с ценой на
товар (работы, услуги), которая существовала
на рынке в установленный момент, то есть
текущей цене. От кредитора не требуется
предъявления доказательств, подтверждающих
заключение ими договора, который заменит
договор не выполнен должником.
Информация о работе Защита прав и законных интересов субъектов хозяйствования, механизм их защиты