Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:13, реферат
Международное разделение труда (МРТ).
Мировое хозяйство - исторически сложившаяся совокупность взаимосвязанных
национальных хозяйств, в основе которой лежит МРТ, экономические
разнообразия, политические и иные отношения.
МРТ – это сосредоточение ресурсов и усилий отдельных стран на производстве с
учетом внешних потребностей.
Степень развития МРТ определяется участием отдельных компаний, стран,
подсистем в международном обмене.
Типы МРТ:
- общего типа – присуще экстенсивному типу развития, диктуется естественными
природно-географическими условиями, основано на теории сравнительных издержек
производства;
- частного типа – основано на технологических и квалификационных факторах;
- единичного типа – это специализация на отдельных операциях, большее
значение приобретают организационные факторы.
На каком типе МРТ находится Россия.
Интернационализация мирового хозяйства. Международное разделение труда (МРТ).
Мировое хозяйство - исторически сложившаяся совокупность взаимосвязанных
национальных хозяйств, в основе которой лежит МРТ, экономические
разнообразия, политические и иные отношения.
МРТ – это сосредоточение ресурсов и усилий отдельных стран на производстве с
учетом внешних потребностей.
Степень развития МРТ определяется участием отдельных компаний, стран,
подсистем в международном обмене.
Типы МРТ:
- общего типа – присуще
природно-географическими
производства;
- частного типа – основано
на технологических и
- единичного типа – это специализация на отдельных операциях, большее
значение приобретают
Показатели МРТ:
- удельный вес экспорта;
- удельный вес отрасли в общей стоимости экспорта;
- темпы роста отраслей
- экспортная и импортная квота.
3. Особенности международного
МРТ – это сосредоточение ресурсов и усилий отдельных стран на производстве с
учетом внешних потребностей. Особенности:
1) место многих стран в ТНК
2) взаимодействие национальной экономики происходит на всех стадиях производства
3) наиболее важное значение – обрабатывающая промышленность
4) дополнено внутреотраслевым
5) интенсивное развитие
С 1 января 1999 г. ЕС ввел единую европейскую валюту – Евро. Выход на мировой
рынок новой валюты внес серьезные изменения в существующую финансовую
систему, причем эти изменения зависят от целого ряда факторов, и в первую
очередь - от соотношения двух основных валют - доллара и Евро - на
международном финансовом рынке.
На страны ЕС приходится 1/3 общего объема внешнеторгового оборота России.
Партнерство со странами, имеющими крепкую денежную единицу и перспективы
экономического роста, может оказать стабилизирующее влияние на экономику
России и способствовать увеличению объемов российского экспорта.
Следует отметить важность сотрудничества России и ЕС в решении таких проблем,
как пересчет внешнего долга и урегулирование на недискриминационной основе
юридических и технических вопросов ведения российскими хозяйствующими
субъектами операций с Евро.
Учитывая роль стран Центральной и Восточной Европы для России в качестве
транзитно-распределительных
сферы приложения капитала, целесообразно строить отношения России с ними
таким образом, чтобы не появилась своеобразная экономическая буферная зона
между Россией и ЕС что было бы невыгодно всем затронутым сторонам и наносило
бы урон экономической ситуации в Европе в целом.
Вхождение России в мировое хозяйство должно носить в основном
производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете
существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. К наиболее
значимым преимуществам можно отнести следующие: крупные и в основном
комплексные минерально-сырьевые ресурсы, имеющие по некоторым категориям
мировое значение; наличие отвечающих мировому уровню, а иногда превосходящих
его промышленных и научно-технических мощностей; многочисленные трудовые
ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной
подготовкой; крупные масштабы основных производственных фондов в
промышленности и транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных
затратах.
Одновременно на внешнеэкономических связях и всей экономике страны
сказываются слабости, устранить которые в сжатые сроки без крупных финансовых
и иных затрат, нельзя: преобладание неконкурентоспособных по современным
стандартам технологий и методов организации производства, его чрезвычайно
высокая ресурсоемкость и затратность; колоссальный износ основных Иностранные инвестиции в России: направления и формы капиталовложений.
В РФ инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым
участием иностранного капитала (совместных предприятий); создания
предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и
представительств; приобретения иностранным инвестором в собственность
предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в
предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг; приобретение прав
пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных
прав; предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного
капитала. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных
зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и
займов.
Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением
тех которые находятся в
национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только
на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли,
связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов
(например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в
производственную
телекоммуникационную и
фондов,
ограниченные возможности
интенсивность труда, инерция бюрократизации экономики, а также значительная
социально-политическая неустойчивость;
резкая неравномерность в
развитии регионов и разрывы в стандартах жизни между ними; большая
зависимость стандартов жизни и производственной модернизации от импорта и
привлечения зарубежных кредитов, сложное положение с платежами по достигшей
крупных масштабов внешней
Главной целью развития является равноправная интеграция России в систему
международных экономических отношений, с тем чтобы использовать в интересах
страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель
взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным
возможностям, ни долговременным экономическим интересам.
Свободные экономические зоны в России, их функции, правовое и
экономическое регулирование.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) – это географические территории, которым
их политические центры предоставляют более льготный, по сравнению с
общепринятым для данного госуд
Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России
показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на
следующие основные типы: комплексные зоны производственного характера;
внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного
производства и транзитные); функциональные, или отраслевые (технологические
парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).
СЭЗ создаются в целях развития экспортного потенциала, увеличения поступлений
в РФ валютной выручки от экспорта
товаров, активизации
связей, экономического и социального развития РФ и ее отдельных регионов на
основе привлечения
технологий, опыта управления СЭЗ.
К СЭЗ на территории РФ относятся зоны экспортного производства, свободные
таможенные зоны производственного и торгового типов, а также особые
экономические зоны, технико-внедренческие зоны, зоны трансграничного оказания
услуг, в том числе банковские оффшорные центры и туристско-рекреационные
зоны.
В исключительных случаях с учетом местоположения территории субъекта РФ, либо
с учетом международного договора, который предусматривает упрощенный и
льготный режимы осуществления на территории субъекта приграничной или
прибрежной торговли с сопредельным государством, может быть создана особая
экономическая зона в пределах территориальных границ такого субъекта РФ.
Создание особой экономической зоны и регулирование ее правового режима
осуществляются на основании отдельного федерального закона, принимаемого для
каждой особой экономической зоны, иных правовых актов РФ.