Правовые основы приватизации и национализации имущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 13:24, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии со ст. 1 указанного выше закона под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Указанный выше имеет ограниченную сферу действия и не распространяется на приватизацию объектов, перечисленных в его ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ (в ред. от 7 декабря 2011 г. №417-ФЗ) «О приватизации государственного и муниципального имущества». К таким объектам относится, например, земля (за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы), природные ресурсы, государственный резерв, государственный и муниципальный жилищный фонд и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Хозяйственное право вар. 5.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

I. Теоретические вопросы

5. Правовые  основы приватизации и национализации имущества

 

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества установлены в соответствии с нормами ГК РФ, а также Федерального закона от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ (в ред. от 7 декабря 2011 г. №417-ФЗ) «О приватизации государственного и муниципального имущества»1.

В соответствии со ст. 1 указанного выше закона под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Указанный выше имеет ограниченную сферу действия и не распространяется на приватизацию объектов, перечисленных в его ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ (в ред. от 7 декабря 2011 г. №417-ФЗ) «О приватизации государственного и муниципального имущества». К таким объектам относится, например, земля (за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы), природные ресурсы, государственный резерв, государственный и муниципальный жилищный фонд и др.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется на основе следующих принципов:

1) признание равенства  покупателей государственного и  муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) возмездность (за плату  либо посредством передачи в  государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество);

3) самостоятельность  органов местного самоуправления в принятии решений и осуществлении приватизации муниципального имущества.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества. Законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только следующими способами:

1) преобразование унитарного  предприятия в открытое акционерное  общество;

2) продажа государственного  или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых  акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного  или муниципального имущества  на конкурсе;

5) продажа за пределами  территории РФ находящихся в  государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых  акционерных обществ через организатора  торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного  или муниципального имущества  посредством публичного предложения;

8) продажа государственного  или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного  или муниципального имущества  в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых  акционерных обществ по результатам  доверительного управления.

По существу все перечисленные  в Законе способы приватизации могут  быть сведены к:

- преобразованию крупных  и средних государственных и  муниципальных унитарных предприятий в ОАО;

- аукционной продаже;

- иным формам продажи;

- внесению имущества,  находящегося в публичной собственности в качестве вклада, в уставные капиталы хозяйственных обществ.

Национализация –  это изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства.

Цели национализации могут быть самими различными.

Во-первых, сохранение предприятий  для обеспечения национально - государственной  безопасности страны либо социально  значимых, в которые частный капитал  не идет либо идет в недостаточном  объеме из-за высокой стоимости, длительных сроков окупаемости, высокой степени риска и т.п. В результате, государство, принимает на себя содержание коммерчески невыгодных, но нужных для нормального функционирования народного хозяйства структур. При этом частному сектору поставляется продукция национализированных предприятий не по рыночным ценам и тарифам. Это способствует повышению рентабельности отечественного частного сектора и усилению его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Во-вторых, целью национализации, может быть выведение из-под контроля иностранного капитала важных для обеспечения экономического суверенитета страны предприятий посредством их передачи в государственную собственность.

В-третьих, национализация может быть необходима для обеспечения  экологической безопасности страны.

В-четвертых, национализация может проводиться для защиты потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий. Не случайно на Западе прибегали к национализации там, где не было возможности преодолеть негативные последствия естественной монополии рыночными методами.

В-пятых, осуществление  путем национализации структурной  перестройки народного хозяйства, необходимость которой остро ощущается в сегодняшней России.

В-шестых, пресечение незаконного  перевода прибылей за границу.

В-седьмых, изменение  профиля приватизированного предприятия (в случае, когда это изменение противоречит общественным интересам)2.

Право государства лишить то или иное лицо его собственности  «в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом» признано в Европейской конвенции по правам человека, принятой Советом Европы.

Мировая практика свидетельствует, что национализация может проводиться как на возмездной основе (в денежной форме или в виде долгосрочных государственных облигаций, подлежащих погашению по истечении срока, определенного законодательством о национализации), так и на безвозмездной.

Конституция РФ обусловливает «принудительное отчуждение имущества для государственных нужд» предварительным и равноценным возмещением. Это противоречит ряду международных актов. Например, Европейская конвенция по правам человека не гарантирует право на получение полной компенсации при любых обстоятельствах, поскольку законные «интересы общества» могут требовать выплаты возмещения в сумме ниже полной рыночной стоимости.

В России нет пока закона о национализации. Имеются несколько  законопроектов. В правительственном законопроекте допускается возможность национализации для удовлетворения потребности государства в продукции (работах, услугах), непосредственно обеспечивающей обороноспособность и безопасность государства, с предварительным, единовременным и равноценным возмещением РФ национализируемого имущества по рыночной стоимости в денежной форме, а также других убытков, причиняемых прежнему собственнику за счет средств федерального бюджета. При этом, национализированное имущество должно быть закреплено за федеральными казенными предприятиями, основная деятельность которых связана с удовлетворением потребности государства в соответствующей стратегической продукции, а при необходимости на базе национализированного имущества может быть создано новое федеральное казенное предприятие.

15. Правовой  статус товарных, валютных и фондовых  бирж

 

В соответствии с классами биржевого товара принято подразделять биржи на товарные, фондовые и валютные. На товарных биржах торгуют собственно товарами, на фондовых – ценными бумагами, на валютных – конвертируемой валютой. Для последнего класса биржевого товара специальные биржи отсутствуют, поскольку каждый сводный индекс биржевых цен связан с конкретной биржей3.

Правовое положение  товарных бирж определяется Законом  РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле»4. Указанный закон не регулирует отношения, связанные с деятельностью других бирж (фондовых, валютных, трудовых), а также фондовых и валютных отделов товарных, товарно-фондовых и универсальных бирж.

В соответствии с легальным  определением товарная биржа – это  организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (ст. 2).

Закон четко определяет сферу деятельности товарной биржи. Она вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли. При этом подчеркивается, что бирже запрещено осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли, например, запрещено совершать биржевые сделки. Также бирже запрещено осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции других организаций, если эти организации не ставят целью осуществление деятельности, непосредственно связанной с организацией и регулированием биржевой торговли, т.е. допускается только создание союзов, ассоциаций и других объединений бирж при условии соблюдения антимонопольного законодательства (ст. 3–4).

Организации, не отвечающие вышеуказанным требованиям, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем наименовании слов «биржа» или «товарная биржа» и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти слова в любых сочетаниях.

Закон допускает существование  товарных бирж двух видов: коммерческих организаций и некоммерческих организаций. Однако конкретные организационно-правовые формы товарных бирж законом не определены. С учетом ряда положений Закона о товарных биржах, а также практики создания товарных бирж следует заключить, что они могут создаваться в форме хозяйственных обществ и некоммерческих партнерств5.

В соответствии с п.3 ст. 11 и п.3 ст. 14 Закона о товарных биржах доля каждого учредителя или члена  биржи в ее уставном капитале не может превышать десяти процентов (т.е. число учредителей не должно быть менее 10), а членство на бирже дает право получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи. С учетом этих условий следует заключить, что товарные биржи могут создаваться и действовать в форме хозяйственных обществ (очевидно, акционерных) или некоммерческих партнерств (ст. 8 Федерального закона РФ от 12.01.1996 г. №7-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О некоммерческих организациях»6).

Исходя из целей деятельности бирж, и товарных бирж в частности, они должны создаваться в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства, что требует внесения изменений в Закон о товарных биржах.

Следует подчеркнуть, что в настоящее  время Правительство РФ проводит политику, направленную на стимулирование деятельности товарных бирж, имеющих статус некоммерческих организаций (пониженные размеры сборов за выдачу лицензий, ставок арендной платы за арендуемые помещения, тарифов за услуги связи и т.п.).

Товарная биржа может учреждаться  юридическими и (или) физическими лицами. Однако в ее учреждении не могут участвовать и ее членами не могут быть: органы государственной власти и управления; банки и иные кредитные организации; страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные организации; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, например, должностные лица органов государственной власти и управления (ст. 9 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»); служащие данной или какой-либо иной товарной биржи; любые организации, если их руководители являются служащими данной биржи.

Члены биржи имеют право участвовать  в управлении товарной биржей, т.е. участвовать в принятии решений на общих собраниях членов биржи и в работе других органов управления биржи; участвовать в распределении прибыли и получать дивиденды, если это предусмотрено учредительными документами биржи; участвовать в биржевой торговле.

Члены товарной биржи имеют право сдавать в аренду (уступать на определенный договором срок) свое право на участие в биржевой торговле только одному юридическому или физическому лицу. Такой договор подлежит регистрации на бирже. Субаренда (переуступка) прав на участие в биржевой торговле не допускается.

В зависимости от объема прав закон  различает две категории членов товарной биржи: полные и неполные.

Полные члены имеют право  на участие в торгах во всех секциях (отделах) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секции (отделов) биржи.

Неполные члены товарной биржи  имеют право на участие в торгах только в соответствующей секции (отделе) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции (отдела) биржи.

Товарная биржа, являясь юридическим  лицом, подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Однако биржевая торговля может осуществляться на бирже только после получения специальной лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам.

Информация о работе Правовые основы приватизации и национализации имущества