Прекращение деятельности субъектов хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:29, контрольная работа

Краткое описание

Реорганизация может быть добровольной и принудительной. Решение о добровольной реорганизации может быть принято учредителями (участниками) коммерческой организации либо ее органом, уполномоченным на то ее учредительными документами. Принудительная реорганизация осуществляется по решению суда или уполномоченного государственного органа в случаях, прямо указанных в законодательных актах. В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации.

Вложенные файлы: 1 файл

хозяйственное право.docx

— 24.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Прекращение  деятельности субъектов хозяйствования.

Прекращение деятельности субъектов  предпринимательской деятельности возможно в двух формах: реорганизации  и ликвидации.

Реорганизация представляет собой прекращение деятельности юридического лица с правопреемством, т.е. с переходом прав и обязанностей к другим лицам. Целью реорганизации является изменение правового статуса юридического лица.

Реорганизация может быть добровольной и принудительной. Решение  о добровольной реорганизации может  быть принято учредителями (участниками)  коммерческой организации либо ее органом, уполномоченным на то ее учредительными документами. Принудительная реорганизация  осуществляется по решению суда или  уполномоченного государственного органа в случаях, прямо указанных  в законодательных актах. В решении  государственного органа должен быть определен срок реорганизации.

Действующим законодательством  предусмотрено пять форм реорганизации:

  1. Слиянием юридических лиц признается создание нового юридического лица путем передачи ему всех прав и обязанностей участвующих в слиянии юридических лиц прекращением их деятельности в порядке, установленном законодательными актами. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят в соответствии с передаточным актом к вновь возникшему субъекту предпринимательской деятельности.
  2. Присоединением к юридическому лицу признается прекращение деятельности одного или нескольких присоединяемых юридических лиц с передачей их прав и обязанностей юридическому лицу, к которому осуществляется присоединение. При присоединении юридического лица его права и обязанности в соответствии с передаточным актом переходят к юридическому лицу, к которому осуществляется присоединение.     
  3. Разделением юридического лица признается прекращение его деятельности с передачей прав и обязанностей в соответствии с разделительным балансом к вновь возникшим юридическим лицам.
  4. Выделением из юридического лица признается создание одного или нескольких новых юридических лиц с передачей им в соответствии с разделительным балансом части прав и обязанностей реорганизованного юридического лица без прекращения его деятельности.
  5. Юридическое лицо одного вида может преобразовываться в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) в случаях и порядке, установленных законодательными актами. При преобразовании юридического лица его права и обязанности переходят в соответствии с передаточным актом к вновь возникшему юридическому лицу, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать последнему.

Юридическое лицо считается  реорганизованным, за исключением случаев  реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации  вновь возникших юридических  лиц в порядке, определяемом законодательством. При присоединении к юридическому лицу другого юридического лица первое считается реорганизованным с момента  внесения в Единый государственный  регистр юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного  юридического лица. При реорганизации  юридического лица в случаях, установленных  законодательством, составляется передаточный акт или разделительный баланс, которые  должны содержать положения о  правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами [2, с.42-44].

Ликвидация юридического лица – это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Действующий Гражданский кодекс и Декрет Президента Республики Беларусь № 1 от 16 января 2010 года, в котором утверждено Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, различает два способа ликвидации юридических лиц – субъектов хозяйственной деятельности: добровольный и принудительный.

 В добровольном порядке  коммерческая организация может  быть ликвидирована по решению собственника имущества, учредителей (участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного ее учредительными документами и, в частности, в связи с истечением срока на который она создана, либо достижением той цели, ради которой она создана или признания хозяйственным судом недействительной регистрации данной организации.

Принудительная ликвидация коммерческой организации происходит по решению хозяйственного суда. К  судебной процедуре прибегают, если коммерческая организация создана  на определенный срок и этот срок истек  или же для выполнения определенной работы и работа ею выполнена, но несмотря на эти обстоятельства не было принято решения о ее ликвидации. К судебной процедуре прибегают в тех случаях, когда коммерческая организация осуществляла свою деятельность без надлежащего разрешения (лицензии) либо занималась запрещенной деятельностью, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов.

В судебном порядке ликвидируются  юридические лица – субъекты хозяйствования и случаи признания судом недействительной регистрации коммерческой организации, аннулирования государственной  регистрации индивидуального предпринимателя, экономической несостоятельности (банкротства) субъекта хозяйствования, а также уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, по результатом второго и каждого последующего финансового года ниже минимального уставного фонда, определяемого законодательством.

В судебном порядке ликвидируются  юридические лица – субъекты хозяйствования и в иных, предусмотренных законодательными актами, случаях.

Субъект хозяйствования может  быть ликвидирован и поп постановлению  регистрирующего органа: при неосуществлении  предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев  подряд и не направления им налоговому органу сообщения о причинах неосуществления  такой деятельности; несения налоговым  органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

Инициировать ликвидацию субъекта хозяйствования – юридического лица вправе органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел  Комитета государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции.

Ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется только по решению собственника имущества (учредителей, участников или  органа этой организации, уполномоченного  на то ее учредительными документами, либо в судебном порядке).

Деятельность индивидуального  предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям, предусмотренным  Положением.

Собственник имущества (учредители, участник) либо орган юридического лица, уполномоченный учредительными документами, принявший решение  о ликвидации юридического лица, назначает  ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливает порядок и сроки ликвидации.

Со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят  полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого лица выступает  в суде.

При таком порядке ликвидации в регистрирующий орган представляются:

- заявление о ликвидации  по форме установленной Министерством  юстиции, с указанием в ней  сведений о порядке и сроках  ликвидации, составе ликвидационной  комиссии, ее председателе или  назначении ликвидатора;

- решение о ликвидации.

 При прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган подается заявление о прекращении деятельности по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в ней сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам.

На основании этих документов регистрирующий орган: 1) в течение трех рабочих дней со дня получения этих документов представляет в Министерство юстиции сведения о том, что субъект хозяйствования – юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а деятельность индивидуального предпринимателя в стадии прекращения для внесения этих сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; 2) не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, направляет уведомление налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и т.д. о начале процедуры ликвидации юридического лица, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.  

При ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального  предпринимателя требования его  кредиторов удовлетворяются в следующей  очередности:

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих временных платежей.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам.

В третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые небюджетные  фонды.

В четвертую очередь удовлетворяются  требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогам имущества  ликвидируемого юридического лица, прекращающего  деятельность индивидуального предпринимателя.

В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Юридическое лицо считается  ликвидированным, а деятельность индивидуального  предпринимателя прекращенной с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении их из этого регистра.

Решения регистрирующих органов  о ликвидации субъектов хозяйствования, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, иные действия (бездействия),  связанные с ликвидацией или  прекращением деятельности указанных лиц, могут быть обжалованы в хозяйственный суд [1, с. 93-95].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

Назовите основные этапы  прекращения предпринимательской  деятельности.

В случае смерти одного из участников, какие последствия наступают  для:

а) акционерного общества;

б) общества с ограниченной ответственностью;

в) полного товарищества?

 

Решение

Этапы прекращения предпринимательской  деятельности:

  1. Принятие решения о прекращении деятельности;
  2. на общем собрании участники решают вопрос о порядке и сроках ликвидации (например, путем утверждения соответствующего плана).
  3. Создание ликвидационной комиссии
  4. В соответствии с п. 46 Положения о регистрации в регистрирующий орган (для обычных субъектов хозяйствования таковыми являются облисполкомы и горисполкомы всех областных центров) представляются:

а) заявление о ликвидации.

б) решение о ликвидации (в виде протокола общего собрания учредителей);

в) сведения о составе  ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;

г) сведения о порядке  и сроках ликвидации (в виде плана, утвержденного общим собранием  учредителей либо ликвидационной комиссией).

5. На основании вышеуказанных  документов регистрирующий орган  в пятидневный срок представляет  Министерству юстиции сведения  о том, что коммерческая организация  находится в процессе ликвидации, для внесения их в ЕГР (п. 47 Положения о регистрации).

6. Подача объявления о  ликвидации в прессу;

7. проведение работы по  расчетам с кредиторами и взыскании дебиторской задолженности;

8. Составление проекта  ликвидационного баланса

9. Закрытие оставшихся  счетов в банках;

10. Обращение в регистрирующий орган с заявлением о внесении записи о ликвидации в Единый реестр регистрации.

В случае смерти одного из участников наступают последствия для:

Декрет N 3 Президента Республики Беларусь предусматривает, что акции  акционерных обществ, созданных  в процессе преобразования арендных и коллективных предприятий, принадлежащие  гражданам Республики Беларусь, а  также акции, приобретенные гражданами Республики Беларусь у государства  за денежные средства на льготных условиях (по цене на 20% ниже номинальной стоимости) и в обмен на именные приватизационные чеки "Имущество", не могут быть отчуждены в период безвозмездной приватизации, которая продолжается в настоящее время.

Исключение из указанного в предыдущем абзаце правила сделано  исключительно в отношении некоторых  ситуаций, в т.ч. переход акций  к наследникам умершего акционера. В этом случае, безусловно, акции  подлежат переоформлению на наследников, так как смерть участника акционерного общества прекращает его имущественные  права по отношению к обществу. Единственное, что законодатель подчеркивает в связи с рассматриваемой ситуацией, так это то, что в случае если у умершего участника нет наследников, то акции переходят в собственность Республики Беларусь. Хотя, если следовать ст. 1039 ГК, регламентирующей выморочное имущество, то такое имущество, т.е. имущество, в отношении которого нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо никто из наследников не имеет право наследовать, либо все они отказались от наследства, переходит в собственность административно-территориальной единицы по месту нахождения соответствующего имущества, входящего в состав наследства. Причем наследство может быть признано выморочным судом на основании заявления органа местного управления и самоуправления по месту открытия наследства по истечении одного года со дня открытия наследства. Наследство может быть признано выморочным до истечения указанного срока, если расходы, связанные с охраной наследства и управлением им, превышают его стоимость. Таким образом, если исходить из положений Декрета N 3 в отношении акций, оборот которых ограничен, фактически белорусский законодатель изменяет подход, если такие акции будут являться выморочным имуществом, а коль так, то нормы ГК не действуют в рассматриваемой ситуации и, следовательно, такое имущество не только переходит к Республике Беларусь, а не к ее административно-территориальной единице, но и вполне возможно, что на рассматриваемые акции не будут распространяться требования ГК о годичном сроке со дня открытия наследства для признания указанных акций выморочным имуществом, так как в Декрете N 3 предусмотрен иной, по сравнению с ГК, механизм перехода акций, в отношении которых не осталось наследников, в собственность государства (хотя, по нашему мнению, порядок перехода к государству выморочного имущества, в том числе и акций, безусловно, должен быть единым).

Информация о работе Прекращение деятельности субъектов хозяйствования