Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:49, контрольная работа
Приватизация проводится с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий, и эта цель достигается, государство имеет возможность увеличить поступление доходов в бюджет за счет возросших поступлений в форме налогов от этих предприятий.
Целью работы стало исследование.
Для достижения цели контрольной работы были поставлены следующие задачи: проанализировать приватизацию государственных и муниципальных предприятий.
Введение
1. Понятие и правовое содержание приватизации
2. Нормативно-правовая основа приватизации государственного и муниципального имущества
3. Правовое регулирование процесса приватизации
Заключение
Библиографический список
Содержание
Введение
1. Понятие и правовое содержание приватизации
2. Нормативно-правовая основа приватизации государственного и муниципального имущества
3. Правовое регулирование процесса приватизации
Заключение
Библиографический список
Введение
В развитии человеческой цивилизации,
экономических систем, становлении
и развитии товарного производства
наряду с разделением труда решающую
роль играет собственность. Отношения
собственности составляют основу любой
экономической системы. Истории
человеческого общества известны самые
разнообразные формы
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке.
Приватизация проводится
с целью повышения
Целью работы стало исследование.
Для достижения цели контрольной работы были поставлены следующие задачи: проанализировать приватизацию государственных и муниципальных предприятий.
В работе были использованы нормативные материалы и работы таких авторов как Комарицкий С. И., Жилинский С. Э. и других.
1. Понятие и правовое содержание приватизации
Обстоятельное изучение приватизации государственного и муниципального имущества, ее значения в развитии предпринимательства невозможно в отрыве от уяснения приватизации в целом - совершенно нового для России явления.
Приватизация как
Суть огосударствления состоит
в следующем. Свое социальное назначение
в обществе и его политической
системе государство реализует
посредством функций - основных направлений
деятельности в каждой из сфер общества.
Соответственно государство выполняет
экономическую, социальную, политическую
и духовную функции, которые распределяются
в виде полномочий государственных
органов и должностных лиц, составляющих
их компетенцию. Полномочия закрепляются
в законах и иных нормативных
правовых актах таким образом, что
государственные структуры
Так выстраиваются прямые и обратные связи между ними: государственные структуры должны обеспечивать права тех, на кого распространяется их управляющее воздействие, а последние, в свою очередь, - беспрекословно исполнять обязанности, соответствующие правам государственных структур.
Огосударствление и состоит в двусторонних связях государства и всех других участников общественных отношений через посредство нормативных правовых актов, а более конкретно огосударствленными являются общественные отношения, одной из сторон которых выступает государство в лице его органов, должностных лиц и иных представителей. Закрепленная в нормативных правовых актах компетенция государственных структур определяет пределы вмешательства непосредственно самого государства в жизнедеятельность общества.
Огосударствление общественных отношений состоит не только в их предельно полном нормативно-правовом регулировании, но и в наличии в них жесткой административной вертикали, выражающейся во властных полномочиях у стороны, представляющей государство. И для любого государства, тем более современной России, только что начавшей путь суверенного существования, вопросы огосударствления, его возможности и необходимости, недопущения излишеств, равно как и "недобора" в этом деле, никогда не утрачивают актуальности.
Огосударствление вызывается различными причинами, прежде всего объективными, обусловленными социальным назначением государства.
Такова, например, норма ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации, гласящая: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. А бывают причины субъективные, вытекающие из политического режима, "кадрового" состава властных структур.
Те и другие причины в ходе исторического развития претерпевают изменения - появляются новые, требующие огосударствления тех или иных социальных связей, исчезают прежние и, как следствие, возникает надобность в разгосударствлении каких-то общественных отношений.
Разгосударствление означает
устранение государства от ведения
определенных дел и передачу их негосударственным
организациям. Приватизация, будучи одним
из основных видов разгосударствления,
представляет собой процесс, направленный
на удовлетворение потребностей и интересов
участников общественных отношений
во все большей мере частными институтами
общества путем передачи им функций,
ранее выполнявшихся
Подытоживая изложенное, можно сделать выводы:
а) со времени возникновения
государства сложились две
Проявляться их действие может лишь через посредство права в форме закона и соответствующих ему нормативных правовых актов;
б) прибегать к приватизации надо там и тогда, где и когда государство неэффективно выполняет свои функции. Прежде чем приступать к приватизации, надо осуществить тщательный расчет - прогноз ее последствий;
в) приватизация должна сопровождаться повышением материального уровня жизни людей, созданием более благоприятных условий для удовлетворения их нужд;
г) приватизация должна вести
к укреплению России как демократического
федеративного правового
Самой радикальной приватизации
подверглась экономическая
С одной стороны, сосредоточение
собственности в руках
С другой стороны, государство, не имеющее собственности и не наладившее плодотворного сотрудничества, в том числе в налоговых отношениях, с субъектами частной и иных негосударственных форм собственности, лишенное действенных правовых средств влияния на них, включая контроль за их деятельностью, становится слабым и неэффективным.
С таким государством перестают
считаться, принимать его всерьез
как внутри страны, так и за рубежом.
Сказанным, однако, не исчерпывается
значение "правильной" приватизации
государственной собственности (здесь
и далее имеется в виду приватизация
также собственности
Самым важным последствием приватизации государственной собственности явилось качественное изменение состава участников рыночных отношений.
Ведущее место среди них
занял частный предприниматель.
Конечно, в качестве предпринимателя
вправе выступать каждый субъект
гражданского права, а само предпринимательство
осуществляться с использованием любой
формы собственности. Но российский
и мировой опыт свидетельствуют,
что отсутствие частного сектора
делает экономику неполноценной, лишает
необходимого динамизма, в целом
обедняет ее. Вхождение же в рынок
непосредственно самих
Деятельности предпринимателя - частного собственника, в отличие от других участников рынка, свойственна более полная мотивация и содержательная наполняемость, самостоятельность и инициатива, что, в конечном счете, повышает эффективность находящегося у предпринимателей имущества, а значит, и всего народного хозяйства.
Поэтому приватизацию не без
основания можно расценивать
как необходимое условие
2. Нормативно-правовая основа приватизации государственного и муниципального имущества
Начало приватизации, получившей
название спонтанной, характеризуется
крайне ограниченной нормативно-правовой
основой, которая не давала ответов
на элементарные вопросы, возникавшие
в ходе приватизации государственной
и муниципальной собственности.
Сейчас эта основа, напротив, включает
многие сотни актов различной
юридической силы. Ни один акт, к
сожалению, не был вынесен на всенародное
обсуждение, хотя речь в них идет
о замене собственника имущества, которое
веками накапливалось всеми
Надо особо подчеркнуть, что речь идет о приватизации государственного и муниципального имущества. Именно с последним связаны сама приватизация как социальное явление и наличие соответствующей нормативной правовой системы.
Сложившаяся нормативно-правовая
основа имеет сложную структуру.
Заметим сначала, что ни в действующей,
ни в прежних конституциях России
о приватизации государственной
и муниципальной собственности
ничего не говорится. Согласно Конституции
РФ 1993 г., повторим, признаются и защищаются
равным образом все формы
Основным регулятором
приватизации является законодательство.
Понятием приватизационного
Первый специальный Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" появился в 1991 г. (далее - Закон о приватизации).
Заметной вехой в развитии
приватизационного
Законодательство первых
четырех лет не содержало каких-то
отличий в приватизации государственной
и муниципальной собственности.
Обе формы собственности
Приватизационные нормы,
устанавливаемые государством, имели
обязательную силу и для приватизации
муниципального имущества, хотя его
собственником было не государство,
а иной субъект - муниципальные образования.
Этот явный изъян исправил Федеральный
закон "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации", п. 4 ст. 29 которого зафиксировал
правило: порядок и условия приватизации
муниципальной собственности
Необходимость учета своеобразия приватизации различных форм публичной собственности получила конкретизацию во втором специальном приватизационном Федеральном законе "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о приватизации 1997 г.).
В неразрывной связи с
первыми двумя федеральными законами
находилась Государственная программа
приватизации государственного имущества
в Российской Федерации (далее - Государственная
программа). Она устанавливала приоритеты
в осуществлении приватизации государственного
имущества в Российской Федерации,
ограничения при ее проведении, порядок
отчуждения государственного имущества
в собственность физических и
юридических лиц, а также основы
приватизации муниципального имущества
в Российской Федерации. Государственная
программа содержала также
Информация о работе Приватизация государственного и муниципального имущества