Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 14:24, контрольная работа
Хозяйственное судопроизводство должно осуществляться в строгом соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК), законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь в условиях равенства участников хозяйственного процесса перед законом, признания за каждым права на защиту его прав и законных интересов компетентным, независимым и беспристрастным судом, гласности судебного разбирательства, состязательности и равноправия сторон, а также с соблюдением других принципов правосудия. Однако не все принятые судами судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, действительным обстоятельствам дела и юридическим взаимоотношениям сторон спора.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
1. Сущность и значение производства по рассмотрению судебных постановлений в порядке надзора..……………………………………………….
5
2. Надзорные инстанции…………………………………………………………..
6
3. Поводы и основания к истребованию дела для проверки в порядке надзора.
7
4. Право на обращение с жалобой в порядке надзора………………………........
8
5. Порядок производства по поступившим жалобам………….……………..….
10
6. Принесение протеста в порядке надзора (порядок, поводы и основания)…..
7. Порядок и пределы рассмотрения дела по протесту в надзорной инстанции…………………………………………………………………………...
8. Полномочия надзорной инстанции……………………………………...........
9. Постановление экономического суда надзорной инстанции………………....
12
14
15
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
18
Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ И литературы………..
Рег. №_________
_______________
(дата)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени П.М. МАШЕРОВА»
Юридический факультет
КАФЕДРА ГРАЖДАСКОГО ПРАВА И ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
Тема: ПРОИЗВОДСТВО ПО РАССМОТРЕНИЮ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: «Хозяйственный процесс»
Работа __________________ |
Выполнила: | |
к защите |
студентка группы 54-З | |
«____» ___________ 20__ г. |
Свербеева | |
________________________ |
Татьяна Анатольевна | |
(подпись) |
№ з/к 1111011326 |
Витебск 2014 г.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1. Сущность и значение производства по рассмотрению судебных постановлений в порядке надзора..………………………………………………. |
5 |
2. Надзорные инстанции……………………………………………………… |
6 |
3. Поводы и основания к истребованию дела для проверки в порядке надзора. |
7 |
4. Право на обращение с жалобой в порядке надзора………………………........ |
8 |
5. Порядок производства по поступившим жалобам………….……………..…. |
10 |
6. Принесение протеста в порядке надзора (порядок, поводы и основания)….. 7. Порядок и пределы рассмотрения
дела по протесту в надзорной инстанции……………………………………………………… 8. Полномочия надзорной инстанции……………………………………....... 9. Постановление экономического суда надзорной инстанции……………….... |
12
14 15 16 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
18 |
Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ И литературы……….. |
20 |
ВВЕДЕНИЕ
Хозяйственное судопроизводство должно осуществляться в строгом соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК), законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь в условиях равенства участников хозяйственного процесса перед законом, признания за каждым права на защиту его прав и законных интересов компетентным, независимым и беспристрастным судом, гласности судебного разбирательства, состязательности и равноправия сторон, а также с соблюдением других принципов правосудия. Однако не все принятые судами судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, действительным обстоятельствам дела и юридическим взаимоотношениям сторон спора.
Сегодня обязательным элементом права на судебную защиту признается возможность обжалования судебных постановлений. Система обжалования является, как правило, двухступенчатой. Данное правило известно в мировой практике под названием «принцип контроля, единства и развития права» и включает в себя: право на апелляцию, предполагающее возможность пересмотра дела по существу судом второй инстанции, и право на кассацию – проверку законности решения. В этой связи процессуальное законодательство предусмотрело институты пересмотра и проверки правильности вступивших в законную силу судебных актов (надзорное производство).
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами хозяйственного процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений судов, рассматривающих экономические дела.
Производство в суде надзорной инстанции как исключительная стадия хозяйственного процесса по исправлению ошибок, допущенных рассматривающими экономические дела нижестоящими судами первой, апелляционной, кассационной и, в ряде случаев, надзорной инстанции, одновременно является одним из самых актуальных и дискуссионных институтов.
Теоретическую основу работы определили труды следующих ученых-процессуалистов: С.В. Борико, Л.Н. Завадской, И.И. Мартиновича, М.Н. Пастухова, В.С. Каменкова, В.В. Жандарова, С.В. Лунева и других.
Цель работы – выявить особенности стадии пересмотра в порядке надзора вступивших в законную силу судебных постановлений как важнейшей гарантии исправления судебных ошибок, восстановления нарушенных прав и законных интересов участников хозяйственного процесса.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. раскрывается сущность и значение стадии надзорного производства;
2. обозначаются надзорные инстанции Республики Беларусь относительно принятых рассматривающими экономические дела судами судебных постановлений;
3. определяются поводы и основания к истребованию дела для проверки в порядке надзора;
4. конкретизируются субъекты, имеющие право на подачу надзорной жалобы, принесение протеста;
5. раскрывается порядок производства по поступившим жалобам, порядок и пределы рассмотрения дела по протесту в надзорной инстанции;
6. отмечаются полномочия надзорных инстанций, имеющих право пересматривать в порядке надзора вступившие в законную силу судебные акты;
7. рассматривается постановление суда надзорной инстанции и порядок его принятия и другие.
Методы исследования: метод общенаучного диалектического познания, формально-логический, метод сравнительного и комплексного анализа.
Ошибки, допускаемые судом первой инстанции, по общему правилу должны исправляться судом кассационной инстанции. Вместе с тем по ряду причин судебные решения и определения могут оказаться незаконными или необоснованными и после пересмотра их в кассационном порядке. Как правило, это бывает вследствие того, что, во-первых, незаконные либо необоснованные судебные акты не всегда обжалуются (опротестовываются) в кассационном порядке (как показывает практика, только 6–7%); во-вторых, судом кассационной инстанции иногда не исправляются ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу; в-третьих, некоторые судебные акты не подлежат обжалованию в кассационном порядке (решения и определения Верховного Суда Республики Беларусь, решения районных (городских) судов по жалобам на действия избирательных комиссий).
В механизме судебной защиты в качестве неотъемлемого компонента присутствует устранение судебных ошибок и после вступления постановления суда в силу. В соответствии с ХПК судебные акты, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены либо в порядке надзора (ст. 300–318 ХПК), либо по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 319–324 ХПК).
Таким образом, пересмотр дел в порядке надзора – это самостоятельная стадия хозяйственного процесса, на которой возможен пересмотр вступивших в законную силу судебных актов судов, рассматривающих экономические дела, первой, апелляционной и кассационной инстанций, как один из способов защиты прав и охраняемых законом интересов юридических лиц и граждан.
Важнейшей задачей данного института является обеспечение строгого и неуклонного применения и толкования такими судами норм материального и процессуального права, единообразного и правильного применения законов и других нормативных актов, исправление судебных ошибок на основании имеющихся в деле материалов.
Надзорными инстанциями в системе судов Республики Беларусь, рассматривающих экономические дела, согласно статье 302 ХПК являются:
Если рассмотрение конкретного дела в надзорной инстанции данного суда, рассматривающего экономические дела, по объективным причинам невозможно он направляет представление и дело вышестоящему должностному лицу для решения вопроса о принесении протеста в вышестоящую надзорную инстанцию.
Статьей 301 ХПК определен круг должностных лиц, по протесту которых могут быть пересмотрены вступившие в законную силу судебные постановления судов, рассматривающих экономические дела, в порядке надзора, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
Протесты в порядке надзора вправе приносить:
Поводами к истребованию дела, а также принесению протеста являются жалобы лиц, указанных в статье 303 ХПК, либо представление судьи, участвующего в рассмотрении этого дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение, а также ходатайство судьи по иным основаниям. Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители вправе истребовать дело и принести протест на судебные постановления по делу по иску (заявлению) прокурора, предъявленному им в целях защиты государственных и общественных интересов, без наличия жалобы лиц, указанных в статье 303 ХПК. Основаниями для истребования дела являются содержащиеся в жалобе, представлении или ходатайстве доводы, вызывающие сомнения в законности судебного постановления.
При наличии вышеперечисленных поводов и оснований к истребованию дела для проверки в порядке надзора, решение об истребовании дела в письменной форме направляется в экономический суд, вынесший обжалуемое судебное постановление, который в пятидневный срок со дня его получения должен направить истребуемое дело в Верховный Суд Республики Беларусь или Генеральную прокуратуру Республики Беларусь.
Вместе с тем, в ряде случаев и при наличии поводов к истребованию дела и принесению протеста должностное лицо, имеющее на это право, может принять решение об отказе использования данного права: 1) из жалобы в порядке надзора и представленных документов видно, что изложенные доводы не могут повлечь отмену судебного постановления; 2) причины пропуска срока подачи жалобы или неподачи кассационной жалобы (протеста) неуважительны.
Настоящее решение оформляется соответствующим требованиям части 9 статьи 308 ХПК письмом имеющего право принесения протеста в порядке надзора должностного лица и не может быть обжаловано иным указанным в статье 301 ХПК должностным лицам.
В соответствии с частью первой статьи 303 ХПК право на подачу жалобы в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные постановления экономических судов (далее - жалоба) имеют как лица, участвующие в деле, так и лица, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу.
В связи с этим следует иметь в виду, что не участвующие в деле лица, права и законные интересы которых нарушены судебным постановлением, вправе знакомиться с материалами дела на основании письменного заявления, с указанием номера дела, даты принятия судебного постановления, а также нарушенных вступившим в законную силу судебным постановлением прав и законных интересов.
Согласно части второй статьи 300 ХПК жалоба в порядке надзора на судебное постановление может быть подана лицам, имеющим право принесения протеста, в срок не более одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления.
Срок подачи жалобы исчисляется со дня вступления судебного постановления в законную силу, который определяется по правилам, предусмотренным статьей 204, частью 5 статьи 281, частью 5 статьи 298, частью 5 статьи 318 ХПК.
Срок подачи жалобы исчисляется:
- на судебное постановление, которым спор (дело) разрешен по существу, не отмененное (не измененное) последующими судебными постановлениями, - со дня вступления его в законную силу;
- на судебное постановление об отмене (изменении) судебного постановления, которым спор (дело) разрешен по существу, - со дня вступления его в законную силу.