Влияние налогов на процессы ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:06, реферат

Краткое описание

Система налогов оказывает влияние на цену. Цены в свою очередь определяют размеры налогов. Все налоги, пошлины, сборы и другие налоговые платежи, представляющие собой финансовые взаимоотношения предприятий и организаций с государством, отражаются в составе цен различными методами. Одни из них входят в состав затрат, другие уменьшают прибыль, остающуюся в распоряжении предпри­ятия, третьи же являются прямой надбавкой к цене, форми­рующей его доходы.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние налогов на процессы ценообразования.docx

— 25.32 Кб (Скачать файл)

Влияние налогов на процессы ценообразования.

1.Взаимодействие цен и налогов.

Система налогов оказывает  влияние на цену. Цены в свою очередь  определяют размеры налогов. Все  налоги, пошлины, сборы и другие налоговые  платежи, представляющие собой финансовые взаимоотношения предприятий и  организаций с государством, отражаются в составе цен различными методами. Одни из них входят в состав затрат, другие уменьшают прибыль, остающуюся в распоряжении предпри­ятия, третьи же являются прямой надбавкой к цене, форми­рующей его доходы.

К налогам, входящим в состав себестоимости продукции, относятся социальные налоги. Ставка социального налога влияет на уровень себестоимости и долю прибыли в цене. Чем она выше, тем выше себестоимость и ниже доля прибыли. Платежи социального назначения и заработная плата, являясь ценой воспроизводства рабочей силы, участвуют в формировании себестоимости и таким образом взаимодействуют с ценами на продукты.

На себестоимость продукции  относятся также платежи за предельно  допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи по страхованию  имущества предприятия, которые  учитываются в составе производственных фондов, а также земельный налог, государственные и таможенные пошлины и др.

Налоги по-разному оказывают  воздействие на уровень и структуру  себестоимости и цен по различным  отраслям и предприятиям. Это объясняется, во-первых, тем, что некоторые налоги определены с учетом специфики отдельных  видов производства. Например, налоги, связанные с разработкой природных  ресурсов, включаются в себестоимость  предприятий добывающих отраслей. Во-вторых, следует иметь в виду, что даже такие общие для всех отраслей и предприятий налоги, как отчисления на социальные нужды, налог на недвижимость и некоторые другие налоги по разному оказывают влияние на уровень затрат и цен в связи с различной трудоемкостью и фондоемкостью производства.

Налог на недвижимость возмещается  за счет финансовых результатов деятельности предприятия, т.е. за счет прибыли, до ее налогообложения. Ставки этого налога определяются местными исполкомами в пределах законодательства. Воздействие этого налога на структуру и уровень цен находится в прямой пропорциональной зависимости от фондоемкости производства.

Налоговыми платежами, оказывающими наибольшее влияние на структуру  и уровень цен, являются налог  на добавленную стоимость (НДС), акцизы и налог на прибыль.

Воздействие налога на прибыль  на уровень и структуру цен  на много меньше, чем влияние НДС  и акцизов. Ставка НДС установлена  в размерах 18%, а по некоторым продовольственным  товарам и товарам для детей - 10%, имеется также ставка 0, по сахару -24%, а ставка налога на прибыль –  в размере 24%. Однако ставка НДС установлена  к цене реализации, а ставка налога на прибыль – к прибыли, составляющей лишь часть цены.

Величина прибыли в  основном зависит от двух факторов: во-первых, от прибыли на один руб. продаж: 1) если расходы повышаются, то прибыль  снижается; 2) если конкуренция приводит к снижению продажных цен, то прибыль  также снижается, и наоборот; во-вторых, от величины товарооборота – любой  рост объемов сбыта приводит к  росту прибыли.

Акциз относится к косвенным  налогам, уплачиваемый покупателями определенных товаров: водки, табака, бензина, автомобиля, драгоценностей и др. Законодательством  предусмотрено два вида ставок акцизов. Ставки акцизов могут быть адвалорными (в процентах от оборота по реализации) или специфическими (в евро или  белорусских рублях на единицу реализованной  продукции). Этот налог дифференцирован  по видам товаров в зависимости  от отношения затрат и цен. Так, низкая себестоимость спирта и водки  и высокие цены на них позволили  по этим видам продукции установить высокие ставки акциза (от 80 и выше процентов к стоимости в отпускных  ценах). По другим видам товаров, облагаемым акцизом, по которым высоким ценам  не соответствуют низкие затраты, ставки акцизов установлены ниже. Таким  образом, размеры акцизов определяются в строгой зависимости от соотношения  цен и затрат на различные виды товаров.

Формально плательщиками  акциза являются, предприятия производящие подакцизную продукцию, но действительным его плательщиком является потребитель, который оплачивает акциз при  покупке товара или получении  услуг.

Налог на добавленную стоимость  – косвенный налог с предприятия, но уплачиваемый, в конечном счете, потребителем. Как косвенный налог  НДС является формой надбавки к цене товара (работ, услуг) и непосредственно не затрагивает доходность предприятия. Этот налог устанавливается не на предприятие, а на потребителя. В республике Беларусь принят за основу зачетный метод исчисления НДС. В себестоимость продукции не включается НДС, уплаченный по сырью и комплектующим, за исключением случаев, когда обороты по какому-либо товару или услуге в соответствии с законодательством Республики Беларусь освобождены от уплаты НДС. В этом случае суммы НДС, уплаченные при покупке сырья и комплектующих, относятся на увеличение стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), используемых в производстве.

Тесно связана с ценами (не только с внутренними, но и с  ценами мирового рынка) такая разновидность  налоговых платежей, как таможенные пошлины.

В практике зарубежных стран  система таможенных пошлин построена  таким образом, чтобы не допустить  на национальный рынок иностранные  товары по ценам ниже товаров отечественных  производителей. В тоже время на экспортируемые товары в целях усиления их конкурентоспособности на внешних  рынках налогом не облагаются. В  ряде случаев по таким товарам  даже предоставляются государственные  субсидии, что обеспечивает установление пониженных цен на них с целью  продвижения этих товаров на мировые  рынки.

В республике Беларусь в  соответствии с таможенным законодательством  ставки таможенных пошлин дифференцируются в зависимости от страны происхождения  товара. Таможенные пошлины определяются в процентах к контрактной  стоимости товаров. Могут применяться  специфические (на единицу облагаемого  товара), адвалорные (в процентах  к таможенной стоимости) и комбинированные  ставки таможенных пошлин.

Взаимосвязь цен и налогов  проявляется: во-первых, цены и налоги решают очень близкие и взаимосвязанные  задачи. Во-вторых, цены являются исходной основой для определения количества и размеров налогов. В-третьих, налоги в значительной степени определяют уровень и структуру цен и  характеризуют степень реализации ими функции перераспределения.

Налоги и политика цен  тесно взаимосвязаны не только через  затратную составляющую цены, но и  посредством пла­тежеспособного спроса. Формируя доходную часть бюджета, которая, несомненно, сбалансируется с расходной, налоги вызывают рост расходной части бюджета, что усиливает по­требность в повышении доходной части. Часть налоговых поступлений возрастает автоматически с ростом цен, по­скольку большинство из них по форме исчисления связаны либо в целом с ценой, либо с ее составляющими. В тех случа­ях, когда этого недостаточно, ставки налогов повышаются или вводятся новые налоговые платежи, что, в свою очередь, создает инфляционный рост цен. Таким образом, введение налога в цену или его увеличе­ние повышает цену равновесия при одинаковом объеме спроса.

Очевидно, необходим дифференцированный подход к на­логообложению в зависимости от степени свободы ценообра­зования и монополизма в производстве. Однако следует отметить, что снижение действующих ста­вок налога не обязательно должно сопровождаться снижением текущих цен. Если рынок принимает действующие цены, то предприятие не пойдет на их снижение. Снижение налогов способствует повышению активности предприятий. Чем ни­же налог на прибыль, тем больше средств на осуществление инвестиций в производство. Оптимальная налоговая система повышает активность ценовой политики предприятия.

2. С вступлением в силу с 1 января 1999 г. первой части налогового кодекса РФ изменился порядок определения цены реализации товаров, работ, услуг для налогообложения. Ценой реализации, используемой при расчете налогов, является цена сделки, указанная сторонами в договоре. Предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (п. 1, ст. 40 НК РФ). Обязанность доказывать правильность применения цены реализации и определять рыночные цены возложена на налоговые службы. Однако с помощью налоговых органов контролировать правильность применения цен по сделкам можно только в случаях, когда:

·          сделка заключена между взаимозависимыми лицами;

·          сделка является товарообменной (бартерной);

·          имеют место значительные колебания (более чем на 30% в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам  в пределах непродолжительного периода  времени.

В перечисленных выше случаях, когда по мнению налогового органа примененные сторонами сделки цены товаров, работ, услуг отклоняются (в ту или иную сторону) более чем на 30% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров, услуг, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из рыночных цен.

Рыночной ценой товара, услуги признается цена, сложившаяся  при взаимодействии спроса и предложения  на рынке идентичных (или однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

При определении рыночных цен товара учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара сделках с идентичными (однородными) товарами в сопоставимых условиях. При определении сопоставимости условий сделок учитываются, в частности, такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежа и  другие разумные условия, которые могут  оказывать влияние на цены.

При определении степени  значительности колебания уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в  пределах непродолжительного периода  времени, учитываются обычные при  заключении сделок надбавки к цене или скидки, учитывающие факторы  спроса и предложения на рынке  товаров, услуг.

Доначисление налога не применяется, если скидки вызваны сезонными и  иными колебаниями потребительского спроса на товары, потерей товарами качества или иных потребительских  свойств, истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров, маркетинговой ценовой  политикой, в том числе при  продвижении товаров на новые  для них рынки, при продвижении  на рынки новых изделий, не имеющих  аналогов, при предоставлении индивидуальных скидок новым потребителям, а также при реализации опытных моделей и образцов в целях ознакомления потребителей с ними и в иных аналогичных случаях.

При отсутствии на соответствующем  рынке товаров сделок по идентичным (однородным) товарам или недоступности  информационных источников для определения  рыночной цены могут использоваться следующие методы:

• метод цены последующей  реализации, при котором рыночная цена определяется как разность цены, по которой такие товары реализованы  покупателем при последующей  реализации (перепродаже), и разумных затрат, понесенных покупателем для  продвижения на рынок, последующей  реализации им приобретенных товаров, работ, услуг а также наценки  покупателю. Наценка определяется так, чтобы обеспечить разумную и обычную для данной сферы деятельности прибыль.

 

Список литературы

Учебник для вузов «ЦЕНЫ и ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»

В. Е. Есипова.

 


Информация о работе Влияние налогов на процессы ценообразования