Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:10, реферат
Административный метод ценообразования – это нормативный метод, основанный на нормативах расходов (себестоимости) и плановой прибыли, преимущественно устанавливаемых централизованно (за исключением случаев применения договорных цен). Интересное определение данного метода дается в словаре экономических терминов, а именно «Метод ценообразования административный - ценовая политика, основанная на том, что цены на товары и услуги устанавливаются "сверху" (руководством)».
Административный метод
ценообразования – это
Интересное определение
данного метода дается в словаре
экономических терминов, а именно
«Метод ценообразования
Особенно выражен
Влияние государства на микроэкономику выражается в установлении расценок (цен, тарифов, надбавок) на те или иные виды товаров. Например, во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 12.12.2004 N 769 "О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг", от 17.10.2005 N 619 "О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства" и в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323, и приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 N 665 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи", Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития определяет предельные отпускные цены производителей на лекарственные средства (по торговым наименованиям), отпускаемые по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Так, с 1 ноября 2006 г. установлены такие предельные цены в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 2 октября 2006 г. N 2240-Пр/06 "О государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства (по торговым наименованиям), отпускаемые по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи".
Систематизируя в общем
виде формы административного
1. Установление фиксированных цен и тарифов.
2. Установление пределов возможного роста цен за определенный период времени или предельного уровня цены: максимального или минимального уровня цены.
3. Установление предельного норматива рентабельности (желаемого дохода).
4. Общее замораживание цен (применяется при сильном развитии инфляции) или замораживание цен на отдельные группы товаров.
5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок.
6. Декларирование цен.
7. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам товаров.
В экономической литературе
большинства зарубежных авторов
административный метод ценообразования
не рассматривается, так как структура
экономики развитых зарубежных стран
предопределяет роль государства как
наблюдателя, предоставляя косвенные
рычаги регулирования
Государственное регулирование цен и тарифов
Государственное регулирование и контроль цен (тарифов) в Российской Федерации представляет собой осуществление законодательных, экономических, административных и контрольных мероприятий направленных на стабилизацию экономических и рост воспроизводственных процессов, повышение благосостояния населения, поддержание благоприятной конкурентной среды, а также обеспечение оптимального соотношения монополии и конкуренции.
В соответствии с пунктом
2 Указа Президента Российской Федерации
от 28 февраля 1995 года №221 «О мерах по
упорядочению государственного регулирования
цен (тарифов)» Правительство
· устанавливает порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги;
· устанавливает порядок государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию по представлению Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (далее ФЭК РФ);
· осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по государственному регулированию цен (тарифов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утверждены три перечня видов продукции и услуг, на которые распространяется государственное регулирование цен (тарифов).
Во-первых, это Перечень продукции
производственно – технического
назначения, товаров народного потребления
и услуг, на которые государственное
регулирование цен (тарифов) на внутреннем
рынке Российской Федерации осуществляют Правите
Во-вторых, это Перечень продукции производственно – технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
И, в-третьих, это Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Отдельным категориям потребителей, которые указаны в действующих законах или иных правовых актах, предоставляются льготные тарифы по оплате реализуемых им товаров (работ, услуг). Соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации предусматривается возмещение из бюджетов различного уровня разницы между рыночными (отпускными) ценами и регулируемыми ценами (тарифами).
В виде социальной помощи выступает
регулирование цен как
Правовой основой деятельности
субъектов обращения
Постановлением Правительства
РФ от 9 ноября 2001 года №782 «О государственном
регулировании цен на лекарственные
средства» утверждено Положение
о государственном
Относительно регулирования цен в этой сфере также действуют Постановление Правительства РФ от 17 октября 2005 года №619 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства» и Приказ Росздравнадзора от 22 декабря 2004 года №660-Пр/04 «Об установлении торговых надбавок к зарегистрированным ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан».
В качестве примера из судебной практики можно привести Постановление ФАС Уральского округа от 08.08.2005 №Ф09-3316/05-С1, где указано, что материалами дела подтверждается и судом установлено, что общество на момент проведения проверки превысило предельные размеры торговых надбавок к отпускным ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, то есть нарушило порядок ценообразования.
Правовое регулирование деятельности торговли по реализации водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, производимой на территории Российской Федерации или ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, установлено в виде регулирования цен на данные виды товара.
Данная сфера регламентирована Федеральным законом от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 года №131 «О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности» Правительство РФ постановило ввести минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации, в качестве нижней границы цены реализации при осуществлении оптовой (юридическими лицами) и розничной (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) торговли этой продукцией на внутреннем рынке, и для организаций-изготовителей, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
Установленные минимальные цены включают оптовые цены организаций-изготовителей, ставки акциза, налог на добавленную стоимость, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в Содружество Независимых Государств, - таможенную стоимость и таможенные платежи.
Несоблюдение установленных
минимальных цен на указанную
продукцию рассматривается как
нарушение государственной
Относительно ценообразования
в области алкогольной и
Более
подробно с вопросами, касающимися
производства и торговли алкогольной
продукции, Вы можете ознакомиться в
книге авторов ЗАО «BKR-
Ответственность за нарушение порядка ценообразования
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 года №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» к«организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки. Лица, виновные в нарушении норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), привлекаются к ответственности в установленном порядке».
Так, в постановлении ФАС
Западно-Сибирского округа от 29.11.2000 №Ф04/3093-801/А27-2000
указано, что при нарушении
За нарушение порядка ценообразования Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ (далее КоАП РФ) установлена административная ответственность.
Административная
В качестве меры административной
ответственности помимо санкции
в виде административного штрафа
может дополнительно
Согласно части 1 статьи 23.51 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования.
В Постановлении ФАС