Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:36, реферат
Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т. е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.
Введение
Государственное регулирование
цен в странах с рыночной экономикой
является попыткой государства с
помощью законодательных, административных
и бюджетно-финансовых мероприятий
воздействовать на цены таким образом,
чтобы способствовать стабильному
развитию экономической системы
в целом, т. е. через цены нивелировать
циклические колебания
Несмотря на действие принципа
свободного установления цен, государство
во Франции может прямо
Во Франции регулированием цен занимаются Департамент по конкурен-
ции, Министерство экономики, финансов и бюджета.
Эта тема интересна потому, что Франция как страна является одним из примеров стабилизации экономики за счет государственного влияния, что является довольно характерным для развитых стран. Также в экономике Франции есть масса особенностей, исследование которых могло бы помочь и нашей стране.
Главной целью данной работы является более подробное рассмотрение политики ценообразования Франции.
-
1 Особенности государственного контроля цен
Экономика Франции, как и
других, промышленно развитых капиталистических
стран, основана на принципе свободного
предпринимательства и
Государственный сектор в
экономике Франции занимает относительно
небольшой удельный вес в ВНП
и включает в себя отрасли-монополисты(газовую
промышленность, электроэнергетику
и транспорт) и отрасли, работающие
в режиме рыночной конкуренции (национальный
и коммерческие банки, страховые
компании и т.д.). В первом случае
государство устанавливает все
экономические параметры
Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых капиталистических стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохранился до настоящего времени.
Во Франции на протяжении
почти 30 лет (1947-1986) государственное
регулирование цен являлось составной
частью политики "дирижизма" (государственного
регулирования экономики). Начало французской
системы регулирования цен было
положено законами от 39 июня 1945 года, которые
провозгласили принцип
-
Сложная экономическая ситуация в стране в послевоенный период, резкое снижение покупательной способности французского франка обусловили необходимость принятия решительных мер по контролю за ценами. В январе-феврале государство снизило цены на 10% на довольно широкую группу товаров.
В конце 1947 года, с учетом некоторого повышения темпов восстановления экономики, была заимствована политика "контролируемого роста цен", в соответствии с которой предприниматели получили право повышать цены, предупредив об этом государственные органы, которые могли отменить эти изменения. Однако уже в начале 1948 года цены на товары были переведены в режим полной или частичной свободы их установления.
В течение восьми последующих лет правительством Франции были приняты 6 законов о блокировке цен, которые привели к постоянному ужесточению ценового контроля. В 1960-1962годах была проведена почти полная либерализация цен, а промышленные товары. Однако уже с середины 1963 года правительство Франции приняло решение о новой блокировке цен на уровне 31 августа 1963 года в связи с новой экономической политикой ("развитие без инфляции"). Одновременно были заморожены цены на некоторые продукты питания и услуги.
В период с 1965 по 1972 государственное
регулирование цен
В соответствии с "контрактами стабильности" государство заключило с предприятиями соглашения, по которым эти предприятия имели право повышать цены на одни товары, одновременно
снижая цены на другие. Основная цель заключалась в поддержании
стабильности общего уровня цен.
В соответствии с " программными контрактами" государство способствовало такой эволюции цен, которая отвечала бы условиям международной конкуренции. Этот механизм распространялся на все товары и -
услуги, которые в соответствии
с "контрактами стабильности"
ранее подвергались контролю. В соответствии
с "программными контрактами" предприятия
предоставляли государству
"Контракты против повышения
цен" имели целью обеспечить
высокую конкурентоспособность
французских товаров и
В 70-х годах правительство
Франции стало применять
В первой половине 70-х годов
правительство проводило
С середины 70-х годов экономическое
положение Франции резко
обеспечения возможности самофинансирования неоднократно повышали цены, раскручивая этим спираль "заработная плата - цены".
В этот период стало ясно, что система жесткого контроля за ценами с использованием принципа их блокировки исчерпала себя. Подобный контроль за ценами делает рынок негибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капитала, мобильность рынка труда, товаров и услуг.
Предприятия, которые в
связи с блокировкой цен не
могли их повысить на контролируемых
рынках, терпели убытки и не имели
достаточно средств на возобновление
производства и увеличение инвестиций.
Как считают французские
Контроль за ценами в тот
период привел к переливу капиталов
в США, Швейцарию и другие страны,
где существовала возможность получения
большей прибыли на единицу вложенного
капитала. Контроль за ценами привел также
к таким негативным последствиям,
как рост импорта, так как стало
выгоднее покупать некоторые товары
за границей, чем производить их
во Франции. Другой чертой стало ослабление
позиций французских
В 1973г. правительство Франции
либерализовало цены на промышленную
продукции. Однако программа либерализации
осуществлялась достаточно осторожно.
На первом этапе были отобраны отрасли,
где имелась сильная
скачки цен (пищевая промышленность); отрасли, которые из-за социального обеспечения имели стабильный рынок (фармацевтическая промышленность).
Безусловно, жесткий контроль за ценами в течение почти 30 лет способствовал стабилизации экономики. Однако любое административное вмешательство в ценообразование в рыночной экономике приводит к нарушению законов ценообразования. Блокировка цен, устраняя на некоторое время противоречия в сфере обращения, вызывает противоречия в сфере производства. В этих условиях государство вынуждено на определенном этапе "дирижисткого" регулирования цен прибегнуть к защите конкуренции с целью достижения оптимального сочетания монопольных и конкурентных сил на тех или иных товарных рынках.
В течение первой половины 80-х гг., особенно после поражения социалистов, процесс либерализации цен продолжался и, к 1986г. было освобождено около 90% цен.
Постановление Совета Министров Франции от 1 декабря 1986г., отменившее постановление от 30 июня 1945 г., ввело практически полную свободу цен на товары и услуги. Оно отменило право правительства в любой момент вмешиваться в процесс ценообразования. Это означало свободное формирование цен в процессе конкуренции.
Исключение из свободного
ценообразования составляют отрасли,
где регламентация необходима (здравоохранение,
общественный транспорт). Вмешательство
администрации в процесс
-
В стране законодательно определены
общие принципы свободного ценообразования
и основные условия, при которых
они могут реально
Либерализация цен не означает
полного невмешательства
Либерализация цен привела
к необходимости изменения
Совет по конкуренции может применять следующие санкции:
1) предписать предприятию
или лицу прекратить
деятельность в течение определенного срока;
2) наложить на предприятие
или лицо денежный штраф,
-
3) потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах.
Все эти меры могут применяться в комплексе, они не являются взаимоисключающими.
Меры, применяемые Советом по конкуренции, можно назвать общественными мерами. Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд.
В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их основная задача - контроль за государственной дисциплиной цен. Контролеры имеют право составлять акты по нарушению правил ценообразования с последующей переда-