Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:55, реферат
Как это не парадоксально звучит, но история звукозаписи началась от укола иглой. Развиваясь от единичных экспериментов энтузиастов-инженеров, пытавшихся подарить миру, способ сохранения звука, до современной индустрии звукозаписи, обороты которой сравнимы с самыми доходными видами деятельности, технологии и системы записи и воспроизведения звука превратились сегодня в абсолютно обыденный, естественный и всем привычный процесс. С течением времени менялись носители, появлялись новые стандарты звука.
Введение
Как
это не парадоксально звучит, но
история звукозаписи началась от
укола иглой. Развиваясь от единичных
экспериментов энтузиастов-
Как
известно, многие выдающиеся открытия
были получены совершенно случайно. Вспомнить
того же Ньютона и приснопамятное
яблоко, упавшее ему на голову, или
Менделеева, которому приснилась его
периодическая система
В
фонограф постоянно вносились
Глава 2. Звуковые стандарты
Для удобства, разделим все существовавшие и существующие стандарты на 2 категории, звук – как музыка (основные форматы, используемые для хранения и воспроизведения именно музыкальных файлов), и звук – как домашний кинотеатр.
Моно.
День рождения этого стандарта записи
пришелся на день рождения фонографа Тома
Эдисона, что, вполне закономерно. Восковые
валики фонографа, обладавшие немыслимой
в то время емкостью (на них можно было
записать около ста слов), воспроизводили
звук именно в моно формате. В конце периода
своего развития, монозвук обладал следующими
характеристиками: частотный диапазон
составлял 30-8000Гц, что, согласитесь, было
совсем неплохо. Стерео. Стереозвук –
это, по сути, двухканальный моно формат.
Запись производилась так, как будто фонограмму
слышали человеческие уши. Именно стерео
очень быстро вытеснило монозвук, так
как обладала перед ним несомненными преимуществами.
Из-за разницы звучания каналов человек
получал возможность, при прослушивании
записи, почувствовать ширину звуковой
сцены. В зависимости от носителей информации,
характеризовались и частотные показания
записи. К примеру, катушечные стереомагнитофоны
«выдавали на гора» до 10000 Гц, появившиеся
позже кассетные – до 18000 Гц, ну а с появлением
CD – частотный диапазон расширился от
20 до 20000 Гц. Кстати, первые технологии
шумоподавления были внедрены малоизвестной
компанией Dolby Lab, которой, впоследствии,
предстояло сыграть одну из главных ролей
во всей звуковой индустрии. Но об этом
мы поговорим ниже. MP3. Эта аббревиатура
от Moving Pictures Experts Groups Layer 3 сегодня используется
повсеместно, благодаря технологии сжатия
аудио-файлов, реализованных данном формате.
Сжатие аудиофайлов происходит путем
отсечения частот, которые человеческое
ухо не воспринимает в волновом звуковом
спектре. МP3 Pro является улучшенной версией
обычного MP3. Файлы MP3 Pro занимают в два
раза меньше дискового пространства по
сравнению с аналогичными по качеству
mp3-файлами, либо становится возможным
второй вариант – качество в два раза
лучше при одинаковых размерах. VQF – это
новый формат звуковой компрессии. Он
похож на MP3, но работает лучше. Существует
два важных критерия, определяющих качество
компрессии: 1. Размер файла: VQF файлы примерно
на 30-35% меньше чем МР3, при одинаковом качестве
звука. 2. Качество звука: Качество звука
VQF значительно лучше, чем МР3. Поток VQF
80kbps звучит примерно так же, как 128kbps МР3,
а 96kbps VQF соответствует примерно 256kbps MP3.
Multi Channel, или Super Audio CD. В 1996 году, компания
Sony разработала и стала активно внедрять
совершенно новый стандарт – Super Audio CD.
SACD диски внешне ничем не отличались от
обычных CD, однако качество записи на них
было значительно выше. К примеру, четкость
записи увеличилась в 64 раза, а частотный
диапазон достиг своего максимума в 100
кГц. Благодаря появлению этого формата,
музыка стала многоканальной. Именно с
появлением Multi Channel стало возможно прослушивать
музыку с помощью аудиосистем типа 5.1 (5
акустических систем плюс сабвуфер). Для
того чтобы стать счастливым обладателем
именно многоканального аудио диска надо
найти на коробке надпись SACD Surround Sound. А
что бы иметь возможность его прослушать,
надо найти на своем CD или DVD проигрывателе
надпись Super Audio CD.
Появление видеомагнитофонов, собственно и послужило точной отсчета эры домашнего видео. Небезызвестный нам формат VHS(Video Home System) позволял на одном носители записывать и звук, и видео. Вначале, качество звука на видеокассетах было сравнимо с качеством грампластинок начала века. Он имел частотные характеристики 70-8000Гц, и довольно сильно страдал от деформации видео ленты. Несколько изменилось такое положение вещей с появлением стерео видеомагнитофонов Hi-Fi Stereo. Частота звука 40-15000 Гц обеспечивала достаточно хорошее качество записи. Именно тогда, на первый край звуковой индустрии выходит копания Dolby Laboratories. И вот с этого периода развития звукозаписи и стоит начинать отсчет современным стандартам звука. Dolby Surround Sound и Dolby Surround Pro Logic. Dolby Surround Sound явился первым форматом объемного звучания для систем домашних кинотеатров. Изначально, компания Dolby Lab оснащала кинотеатры всего мира системами объемного звучания, где при помощи специального декодера, сигналы со звуковых каналов кинопленки преобразовывались в 4 канала для воспроизведения их в зрительном зале. Эта система пользовалась бешеной популярностью у кинозрителей, и инженеры компании вскоре задались закономерным вопросом: «А почему бы не сделать то же самое и для VHS», благо видеомагнитофоны, к тому времени, были распространены повсеместно. Так и появился знаменитый Dolbi. В Dolby Surround Sound помимо правого и левого каналов были реализован и тыловой канал. Его характеристики были довольно низкие – всего 100-7000 Гц, но первый шаг был сделан, и вскоре пришел Dolby Surround Pro Logic – закономерное продолжение Dolby Surround Sound. Здесь был не только улучшен тыловой канал, но и добавлен центральный – использовавшийся в основном для диалогов. Хотя все каналы были аналоговыми, с более чем скромными звуковыми характеристиками, именно эти стандарты положили начало домашнему многоканальному кинотеатру. Dolby Digital (AC-3). Предпосылкой к возникновению данного стандарта послужило появление DVD. Разрабатывавшийся как альтернатива аналоговому VHS, DVD требовал нового стандарта записи звуковой дорожки, в качестве которого и был принят Dolby Digital или AC-3. До DVD этот формат уже несколько лет проходил успешную обкатку в кинотеатрах, поэтому выбор именно АС-3 стал вполне закономерен. Отличительной особенностью Dolby Digital стало использование 5 абсолютно независимых звуковых каналов: центральный для диалогов, фронтальный правый и левый и тыловые, правый и левый, к которым был добавлен отдельный канал для сабвуфера. Выделение сабвуферу отдельной дорожки обусловлено тем, что для него не требуется весь частотный диапазон, достаточно лишь его части в диапазоне 20-120 Гц. Именно поэтому, такая система получила обозначение 5.1. Dolby Digital обеспечивал настоящий «звук вокруг». С его появлением стало реальным просматривать видео, и получать полный эффект присутствия в действующих на экране сценах. DTS (Digital Theater System). Своим рождением, формат DTS обязан Стивену Спилбергу. Именно для его «Парка юрского периода», и была разработана эта альтернатива Dolby Digital. Причина вполне закономерная. Американская кинокорпорация Universal City Studios, Inc не горела желанием отчислять патентные платежи Dolby Lab, и решила разработать свой собственный звуковой формат. DTS следует отдать должное, качество музыкальных саундтреков к фильму оказалось на высоте. DTS – это тот же формат 5.1, но отличает его от собрата Dolbi одна существенная разница, если в Dolby Digital компрессия звука может достигать показателя 1х12, то в DTS – только 1х4. Наибольшее распространение, в том числе и на DVD дисках, формат DTS получил, конечно, в США. THX. И здесь не обошлось без киноиндустрии. Джорджу Лукасу, при просмотре в кинотеатре его легендарных Звездных Войн (новый, на то время, Эпизод 1), абсолютно не понравилось качество звучания саундтреков к фильму. Не удовлетворенный качеством Dolby Digital, компания Lucasfilm Ltd. так же разработала свой собственный стандарт звука. Формат THX предназначен, прежде всего, для кинотеатров, и обладает следующими характеристиками:
• полностью естественная и достоверная передача любых звуков, от тихого говора главных героев, до шума летящего самолета; • 100% разборчивая и без искажения речь; • однородный звук, и одинаковый уровень низких частот в любом месте зрительного зала.
Формат
ТНХ обеспечивает высочайшее качество
звучания, полностью соответствующее
всем замыслам режиссера. Dolby Digital EX, DTS-ES
Matrix 6.1 и THX Surround EX – эти форматы стали логичным
развитием своих прародителей Dolby Digital,
DTS и THX. Главное их отличие состоит в возможности
добавления одной или двух тыловых звуковых
дорожек, 6.1 и 7.1. конфигурации соответственно.
Эти «резервные» каналы берутся системой
из специально зашифрованных сигналов
в правом и левом тыловых каналах обычной
конфигурации 5.1. Как итог – добавляется
объем звуковой сцены, но не добавляется
четкость локализации событий, так как
эти системы, по сути, являются той же схемой
5.1. DTS-ES Discrete 6.1. Это единственный на сегодняшний
день стандарт, в котором используется
больше 5 полноценных каналов. Шестой канал,
в данном случае – это центральный тыловой,
который значительно прибавляет ощущение
присутствия.
Индустрия
звука постоянно развивается, появляются
новые стандарты звукозаписи, исчезают
старые. Это вполне закономерный процесс.
К примеру, DVD, который пользуется у нас
огромной популярностью, в Европе уже
практически не используется. Ему на смену
пришли совершенно новые носители информации
Blue Ray и HD-DVD. Они почти в 8 раз более емкие,
чем DVD, и под них уже сегодня появляются
новые стандарты многоканального звука
– Dolby TrueHD и DTS-HD, характеризующиеся 8-ю
полноценными каналами. Так что вскоре
и мы станем свидетелями появления совершенно
новых звуковых стандартов, делающих мир
на экране еще более похожим на реальный
мир.
Библиография
Каким образом
был изобретен фонограф?//
Железный А. И. Наш друг - грампластинка: Записки коллекционера. - К: Муз. Украина. 1989. 279 С.
Лапиров-Скобло М. Эдисон. - М: Молодая гвардия. 1960. 255 С.
Белькинд Л.А. Томас Альва Эдисон. - М: Наука. 1964. 327 С.
Телефография// Газета электрика. 1889. №32. С. 520-522.
Пестриков В. М. Радио? Откуда? // Радиохобби. 1998. №1. С. 2-3..
Пестриков В. М. Великое изобретение Вальдемара Паульсена // Радиохобби. 1998. №6. С. 2-3