Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 09:50, контрольная работа
ВОПРОС: Решением городской администрации с организации было взыскано 10 тыс. руб. в счет погашения ущерба, причиненного сбросом неочищенных вод в водоем общего пользования. Организация (причинитель вреда) обратилась в арбитражный суд с требованием о признании данного решения недействительным и о возвращении ранее взысканной суммы на том основании, что организация постоянно перечисляет на счет экологического фонда платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ.
Решите дело.
Охарактеризуйте порядок определения размеров и уплаты платежей за загрязнение вод.
5
1. ЗАДАЧА № 2
ВОПРОС: Решением городской администрации с организации было взыскано 10 тыс. руб. в счет погашения ущерба, причиненного сбросом неочищенных вод в водоем общего пользования. Организация (причинитель вреда) обратилась в арбитражный суд с требованием о признании данного решения недействительным и о возвращении ранее взысканной суммы на том основании, что организация постоянно перечисляет на счет экологического фонда платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ.
Решите дело.
Охарактеризуйте порядок определения размеров и уплаты платежей за загрязнение вод.
ОТВЕТ: Арбитражный суд в своем Определении решение городской администрации оставит без изменений, а требование организации без удовлетворений.
В силу ст. 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Из ст. 1 ВК РФ следует, что загрязнение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов; засорение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов; истощение вод - устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. Согласно п. 1 ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. 24 - 27 ВК РФ. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Закона № 131-ФЗ)[1] одним из вопросов местного значения городского округа является организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Пунктами 1, 3 и 4 ст. 39 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту Закона № 7-ФЗ)[2] установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Вывод из эксплуатации иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. При выводе из эксплуатации иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.
Администрация города отнесена к субъекту природоохранной деятельности, на который возложена обязанность по соблюдению законодательства по охране окружающей среды, в том числе путем принятия мер в целях обеспечения благоприятной окружающей среды. В связи с чем, городская администрация является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса о административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту КоАП РФ) [3]. Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Объективная сторона правонарушений по ст. 8.13 – 8.15 КоАП РФ состоит в действиях или бездействии, нарушающих правила охраны водных ресурсов, то есть диспозиция указанной нормы предусматривает ответственность за возможность загрязнения, засорения и (или) истощения водных объектов, то есть состав правонарушения является формальным и наступления вредных последствий не требуется. Это подтверждают Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда (далее по тексту ААС) РФ от 09.02.2010г. по делу № А33-1855/2008, Постановление Седьмого ААС РФ от 18.06.2009г. № 07АП-3659/09 по делу № А67-1245/09, Постановление ФАС ЗСО РФ от 22.09.2009г. № Ф04-5733/2009(20040-А67-32), Постановление Седьмого ААС РФ от 18.05.2009г. № 07АП-3196/09 по делу № А67-1331/09.
Статьей 77 Закона № 7-ФЗ предусмотрена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке тарифами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 (далее по тексту Постановление № 344)[4] установлены нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды. Размер ущерба, причиненного окружающей среде, определяется на основании Приказа Минприроды РФ № 87 «Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» (далее по тексту Приказ № 87)[5]. В силу ч. 2 ст. 68 ВК РФ привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенные нарушения и возместить вред, причиненный в результате сброса вод с превышением загрязняющих веществ, согласно ч. 2 ст. 69 ВК РФ[6].
Ныне, после принятия Постановления № 344, система платежей несколько преобразована, порядок определения размеров платы за загрязнение окружающей среды в основном сохранен и обеспечена реализация принципа «Загрязнитель платит». Так, изменена общая правовая оценка деятельности в сфере реализации данного принципа: ныне плата исчисляется и взимается за «негативное воздействие на окружающую среду», а не за ее загрязнение.
Согласно Раздела II Приказа № 87 исчисление размера причиненного вреда может осуществляться исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния водного объекта, а также в соответствии с проектами восстановительных работ. Исчисление размера вреда водному объекту исходя из фактических затрат осуществляется на основании данных о стоимости основных видов работ или фактически произведенных расходах по основным мероприятиям и работам (этот перечень исчерпывающий и приведен в законодательстве). Исчисление размера вреда производится с учетом факторов, влияющих на его величину и к которым относятся: состояние водных объектов, природно-климатические условия, длительность и интенсивность воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект. Исчисление размера вреда, причиненного водному объекту, осуществляется независимо от того, проводятся мероприятия по устранению нарушения и его последствий непосредственно вслед за фактом нарушения или будут проводиться в дальнейшем в соответствии с программами по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также программами социально-экономического развития регионов и производится по формуле приведенной в Приказе № 87.
При этом размер вреда, исчисленный согласно настоящей Методики, уменьшается на величину фактической оплаты сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ, которая рассчитывается исходя из массы вредных (загрязняющих) веществ, учитываемых за период времени, принятый при оценке вреда[7].
5
[1] Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в ред. от 03.05.2011 г. // СЗ РФ. - 2003. - №40. Ст.3822.
[2] Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды : федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. в ред. от 29.12.2010 г. // СЗ РФ. - 2002. - №2. Ст.133.
[3] Российская Федерация. Законы. Кодекс о административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001 г. в ред. от 22.06.2010 г. // СЗ РФ. - 2002. - №1 (ч.1) - Ст.4921.
[4] Российская Федерация. Правительство. О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления : Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 // СЗ РФ. 2003. - № 25. - Ст. 2528.
[5] Российская Федерация. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства : Приказ Минприроды РФ от 13.04.2009 г. № 87 // Рос. газ., 2009. - № 113, - 24.июн.
[6] Архив судебной практики. Определение ВАС РФ от 24.12.2009 г. № ВАС-17183/09, Определение ВАС РФ от 25.02.2009 г. № 1719/09 // СПС Консультант Плюс. Судебная практика. Версия Проф.
[7] Российская Федерация. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства : Приказ Минприроды РФ от 13.04.2009 г. № 87 // Рос. газ., 2009. - № 113, - 24.июн.
Информация о работе Задача по предмету "Экологическое право"