Методы, используемые в процессе управления природопользованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 08:43, реферат

Краткое описание

Предметом рассмотрения является управление природопользованием.
Цели данной работы – раскрытие методологических основ управления природопользованием, изучение целей, задач и методов управления природопользования, а также специфики формирования информационной базы для управления природопользованием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Цели и задачи управления природопользованием……………………………4
1.1 Цели и организационные основы управления природопользованием…….4
1.2 Основные направления развития управления природопользованием…….7
II Методы, используемые в процессе управления природопользованием……9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика природопользования.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

I. Цели и задачи управления природопользованием……………………………4

1.1 Цели и  организационные основы управления  природопользованием…….4

1.2 Основные  направления развития управления  природопользованием…….7

II Методы, используемые в процессе управления природопользованием……9

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях устойчивого  экономического развития важное значение имеет не только получение прибыли любой ценой, но и управление современным экологически безопасным производством.

Надо отметить, что для этого нужны достаточно внушительные инвестиции в переоборудование всех видов производств, которые  бы предусматривали переработку  и самих отходов от основной деятельности.

Природопользование  – это одно из самых сложных  объектов управления. Поэтому немало важное значение приобретает исследование управления экологическими процессами и экономикой природопользования.

Предметом рассмотрения является управление природопользованием.

Цели данной работы – раскрытие методологических основ управления природопользованием, изучение целей, задач и методов  управления природопользования, а также  специфики формирования информационной базы для управления природопользованием.

В работе также  рассмотрена проблема оптимизации  управленческих решений с точки  зрения экологии и ответственности  за эти решения.

 

 

 

 

 

 

I Цели  и задачи управления природопользованием

1.1 Цели  и организационные основы управления  природопользованием

Цель управления природопользованием - обеспечение  выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов  производства и выпускаемой продукции  на окружающую среду, обеспечение рационального  использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.

Управление  природопользованием осуществляется Правительством Республики, министерствами и ведомствами, местными органами управления, предприятиями и организациями, непосредственно занятыми эксплуатацией  природных ресурсов.

Управление природопользованием осуществляется посредством научно обоснованного планирования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, разработки организационно-технических и экономико-экологических мероприятий по обеспечению равновесия в природной среде и контроля за их выполнением.

В государственных  программах охраны окружающей среды  и рационального использования  природных ресурсов определены главные  задачи в области охраны природы  и рационального природопользования и основные направления природоохранной деятельности на современном этапе. В них поставлены задачи настойчиво и последовательно проводить линию на сохранение и приумножение природных ресурсов, улучшение состояния окружающей среды. Борьба за экологическую безопасность на Земле должна рассматриваться как одна из самых ответственных и благородных задач всех людей.

Для управления охраной природы и обеспечения  рационального использования природных  ресурсов образованны соответствующие  ведомства, на которые возложено  решение следующих задач:

* осуществление  комплексного управления природоохранной  деятельностью;

* разработка  и проведение единой научно-технической  политики в области охраны  природы и рационального использования  природных ресурсов, координация  деятельности в этой области;

* государственный  контроль за использованием и  охранной земель, поверхностных  и подземных вод, атмосферного  воздуха, растительного и животного  мира, морской среды и природных  ресурсов территориальных вод,  континентального шельфа и экологической  зоны, а также всех полезных ископаемых;

* подготовка  и представление правительству  предложений и рекомендаций для  включения их в Государственную  программу охраны окружающей  среды и рационального использования  природных ресурсов, обеспечение  принятой программы;

* разработка предложений по совершенствованию экономического механизма природопользования, утверждение экономических нормативов, правил, стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране природной среды от загрязнения и других вредных воздействий;

* осуществление  государственной экологической  экспертизы генеральных схем  развития и размещения производительных  сил республик и отраслей народного  хозяйства, контроль за соблюдением  экологических норм при разработке  новой техники и технологии, материалов и веществ, а также проектов на строительство и реконструкцию предприятий, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов;

* совместно  с территориальными органамиуправления  выдача разрешений на захоронение  и складирование промышленных и бытовых отходов, на выбросы вредных веществ в окружающую среду, водопользование и потребление атмосферного воздуха, предоставление недр в пользование для проведения геологоразведочных работ, утверждение расчетной лесосеки и осуществление контроля за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности;

* руководство  заповедниками и осуществление  государственного контроля за  ведением охотничьего хозяйства,  а также ведение государственного  кадастра животного мира и  Красной книги;

* распространение знаний о природе среди широких слоев населения, воспитание граждан в духе бережного отношения и любви к природе;

* планирование  и осуществление сотрудничества  по вопросам охраны природы  с зарубежными странами и международными  организациями.

При ведомствах действуют общественные советы, в которые входят ученые, общественные деятели, представители местных органов управления, руководители предприятий. Эти советы созданы для всестороннего обсуждения крупных проблем природопользования и выработки рекомендаций по их решению.

Ведомствам  по охране природы и его органам  на местах предоставлено право налагать запреты на строительство, реконструкцию  или расширение объектов промышленного  или иного назначения, проведение работ по эксплуатации природных  ресурсов, осуществляемых с нарушениями природоохранительного законодательства, приостанавливать работу промышленных или других предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды, предъявлять иски предприятиям и организациям, а также гражданам о взыскании средств на возмещение ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов.

Решения комитетов по охране природы, принимаемые в пределах их компетенции, являются обязательными  для исполнения всеми предприятиями и организациями.

1.2 Основные  направления развития управления  природопользованием

В настоящее  время управление природопользованием  должно быть направлено на:

* снижение загрязнения  окружающей среды;

* сокращение потребления  природных ресурсов;

* не истощительное использование  возобновляемых природных ресурсов;

* формирование необходимого  развития резерва минеральных  ресурсов;

* эффективное использование  первичного природного сырья;

* создание экономических  условий для предпринимателей;

* международное сотрудничество.

От сырьевой экономики  – к инновационной. Значительный ресурсный потенциал таит и опасность  – при таких природных богатствах возникает соблазн повременить  с дорогостоящим переводом экономики  с привычного экстенсивного на интенсивный путь развития с глубокой переработкой сырья. Но в перспективе экстенсивный путь ведет в тупик. При таком сценарии развития Казахстан обречен на все большее отставание от передовых стран. Поэтому уже сейчас необходим комплекс мер, способствующих перестройке всей экономики. В Казахстане сегодня есть два богатейших источника сырья. Первый – ее уникальные природные ресурсы, второй – транжирящее их хозяйство (только энергосбережение могло бы сократить энергопотребление вдвое; похожая ситуация и с другими ресурсами). Все сильнее сказывается и нерациональная структура экономики с множеством отраслей, низкая производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве, высокий износ основных фондов, достигший на многих предприятиях критической величины. Так что без структурной перестройки экономики и ее технического перевооружения нам все равно не обойтись. По сравнению с развитыми странами Казахстан запоздал с техническим перевооружением промышленности и сельского хозяйства, но сегодня главное – не упустить возможности, минуя эту стадию, осуществить прорыв к высокотехнологическим, наукоемким производствам, позволяющим получать продукцию выше качеством при меньших затратах труда, энергии, сырья и давления на окружающую среду. Для этого потребуется:

* государственное кредитование технического перевооружения предприятий (размер кредита определяет количество сэкономленного сырья и разница мировой и внутренний цен на него; возврат произойдет за счет роста экспорта сырья, так что государство ничего не теряет;

* прогрессивный налог  на перерасход ресурсов (нормы  определяются лучшими мировыми  достижениями; экономически налог  обоснован – допустившие перерасход  возместили бы обществу упущенную  выгоду в результате удорожания  первичного природного сырья);

* Совершенствование  экологических платежей (экологические  платежи должны определяться  исходя из затрат на устранение  ущерба окружающей среде; пока  же предприятиям выгоднее платить  штрафы, чем вкладывать средства  в охрану природы).

II Методы, используемые в процессе управления природопользованием

Природопользование - один из самых сложных объектов управления, оно находится на стыке  взаимодействия естественных и общественных процессов. Отсюда - чрезвычайно важная роль научного обоснования управленческих решений на всех уровнях управления природопользованием.

Эффективность системы управления природопользованием  в решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования  природных ресурсов. Необходимо разработать  комплексную систему контроля, нормирования и стимулирования природопользования.

В управлении природопользованием  используют различные методы воздействия  на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население  страны. Среди них наиболее широко распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические и экономические методы управления. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов управления.

Административно-правовые методы управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих работников, должностных лиц и населения страны по экономному использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.

Особое место в системе рационального природопользования занимают организационные методы, охватывающие процессы подготовки, принятие и реализацию решений, направленных на предотвращение и ликвидацию нарушений, загрязнений окружающей среды, организацию малоотходных и безотходных технологий при использовании природных ресурсов. Организационные методы обеспечивают распределение функций в сфере управления, поддержание технологической дисциплины, контроля, обобщения опыта, рационализацию управления на основе достижения науки и техники.

Социально-психологические  методы управления представляют собой  систему средств социального  и психологического воздействия  на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население  данного района с целью обеспечения  благоприятных погодных условий проживания человека, снижения заболеваемости населения, увеличение продолжительности жизни людей и способности их к труду, сохранение эстетической ценности природных ландшафтов, заповедных зон и т.п.

Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.

Система цен, тарифов, платежей и штрафов призвана:

* обеспечивать  рациональное и комплексное использование минеральных и других ресурсов;

* охрану и  воспроизводство окружающей природной  среды.

При использовании  экономических методов отпадает необходимость принуждения коллективов  и отдельных работников предприятий  к снижению потерь полезных ископаемых при добыче и переработке, к восстановлению нарушенных земель, очистке сбрасываемых в водоемы вод и выбросов в атмосферу. Эти задачи решаются на основе использования системы экономического стимулирования рационального природопользования.

Конечные результаты работы предприятий должны быть тесно увязаны с эффективностью проводимых ими природоохранных мероприятий, чтобы каждый трудовой коллектив, и каждый работник были заинтересованы в соблюдении требований природоохранительного законодательства.

Все возрастающую роль в обеспечении охраны окружающей природной среды и рациональном использовании природных ресурсов играют методы оптимизации управленческих решений. Они основаны на широком использовании экономико-математических методов, сетевых моделей, автоматизированных систем управления и ЭВМ в разработке, оптимизации и принятии управленческих решений. С их помощью разрабатывают модели охраны природы в зоне действия промышленных предприятий, регионов страны и водных бассейнов. Подобные модели позволяют наблюдать будущие ситуации, анализировать влияние различных проектов и решений на состояние природной среды, вносить коррективы и предложения по предупреждению последствий.

Предприятия вносят плату за природные ресурсы согласно установленным нормативам, которые  предусматривают плату за право пользования, за воспроизводство и охрану природных ресурсов, за выбросы загрязняющих веществ и т.п. При превышении предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, платежи взимают в кратном размере, исходя из затрат на ликвидацию загрязнения.

Информация о работе Методы, используемые в процессе управления природопользованием