Введение
Актуальность темы исследования.
Экологическая проблема в нашей
стране и в большинстве стран
мира - одна из важнейших экономических
и социальных проблем. По мнению ученых,
безответственное и потребительское
отношение к природе поставило
мир на грань экологической катастрофы.
Природа находится в столь
критическом состоянии, что ее неблагополучие
отражается на условиях жизни и здоровье
людей, растет число генетических отклонений,
сокращается продолжительность
жизни.
Несоблюдение элементарных
правил охраны окружающей среды, приводящих
к загрязнению водоемов, атмосферного
воздуха, почвы объясняются трудностями
экономического положения. Производители
не только экономят на природе и
нарастающими темпами потребляют природные
ресурсы, но и не используют в производственных
процессах уже имеющиеся очистные
сооружения и технологии. С нарушением
всех существующих законов и принципов
происходит выделение квот для морского
промысла водных биоресурсов в исключительной
экономической зоне РФ: уничтожаются
их запасы, наносится урон отечественному
рыболовству.
Среди населения бытует мнение
о неисчерпаемости природных
ресурсов, о беспредельных возможностях
окружающей среды к самовосстановлению,
что приводит к недооценке характера
и степени общественной опасности
нарушений природоохранительного
законодательства. Практически 70% населения
Российской Федерации употребляет
воду, не соответствующую ГОСТу "вода
питьевая", 70% поверхностных и 30% подземных
вод потеряли свое питьевое значение,
и перешли в различные категории загрязненности:
"условно чистые", "грязные".
Заповедные территории составляют только
1,5% от всей территории России, тогда как
в развитых странах - 3% и более. Но сегодня
уничтожаются и они: в заповедниках вырубаются
леса, распахиваются берега рек, процветает
браконьерство. Также следует обратить
внимание на вырубание лесов в нашей стране,
уничтожение или повреждение лесных насаждений.
В основном это происходит
ради наживы и улучшения собственного
благосостояния. Большой процент
незаконной рубки леса в Российской
Федерации приходится на дальнем
востоке и лесах Карелии, причем
это ценнейшие породы дерева, которым
требуется расти много лет, чтобы
возместить причиненный ущерб. Высокий
процент рубки объясняется близостью
соседних стран, которым требуется
лес и по весьма не дорогим ценам.
Помимо этого не редко преступления совершаются
и отдыхающими гражданами, именно из-за
неосторожного обращения с огнем происходят
пожары, которые уничтожают лес.
Следует упомянуть о новом
Лесном кодексе, который вступил
в действие с 1 января 2007 г. Это один
из наиболее спорных законопроектов
природно-ресурсного блока, принятых в
России за последние полтора десятилетия.
На протяжении четырех лет новый кодекс
был предметом самых жарких споров и протестов.
Теперь все это в прошлом: кодекс принят,
и, плохой он или хороший, в ближайшие годы
он будет основой российской системы управления
лесами.
Новый Лесной кодекс напрямую
затрагивает интересы широких слоев
населения, рассматривающих лес прежде
всего не как источник каких-либо материальных
ресурсов, а как место отдыха, часть природной
среды. Новый кодекс, существенно облегчает
получение прав на заготовку древесины,
застройку, прокладку различных коммуникаций,
создание развлекательной инфраструктуры
в защитных лесах (и в первую очередь в
зеленых зонах населенных пунктов), как
бы пододвигает "лесные" проблемы
ближе к людям.
Варварское отношение
к лесу, в значительной степени
стимулируемое российским законодательством,
раньше было скрыто от большей части
населения той самой системой
защитных лесов, которую ослабляет
и частично разрушает новый Лесной
кодекс. Многим дачникам, охотникам, рыболовам,
грибникам предстоит уже в
скором времени столкнуться с
последствиями принятия нового кодекса
- ростом количества захватов лесных земель
под застройку, новыми заборами в
лесах зеленых зон и по берегам
рек, варварскими рубками, лесными
пожарами, на которые просто некому
будет реагировать.
Очень важно, чтобы люди не
оставляли эти лесные проблемы без
внимания, а требовали - причем квалифицированно,
с пониманием своих прав и степени
ответственности чиновников - решения
этих проблем, наведения порядка
в российских лесах. Большим подспорьем
в этом является недавно принятый
Федеральный закон "О порядке
рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации", который обязывает
чиновников отвечать на обращения граждан
в течение месяца.
Если же действенные меры
по наведению порядка в лесах
в каждом конкретном случае приниматься
не будут - тогда жалобы на бездействие
чиновников и ведомств и на беспорядок
в лесах должны стекаться уже
к Президенту Российской Федерации,
одной из задач которого является
защита конституционных прав граждан.
Одним из таких прав как раз
и является право на благоприятную
окружающую среду.
Только массовые обращения
граждан по поводу конкретных фактов
беспорядка, творящегося в лесах,
могут подтолкнуть власть к принятию
мер, направленных на исправление ситуации
- от урегулирования наиболее острых проблем
принятием соответствующих нормативов
до внесения поправок в новый Лесной
кодекс.
Особо актуальными являются
научные исследования, нацеленные на
поиск решений, способных уменьшить
риск дальнейшего обострения экологической
ситуации. К их числу, несомненно, следует
отнести и те, которые способствуют
развитию и совершенствованию уголовно-правового
законодательства, играющего важную
роль в правовом регулировании экологической
сферы жизни современного общества.
Изменение системы уголовно-правового
законодательства Российской Федерации
в этой области обусловлено новыми
политическими и экономическими
реалиями. Устранение существующих противоречий
по целому ряду важных теоретических вопросов,
к которым следует отнести и проблему
объекта экологических преступлений,
актуально и необходимо. Без этого будут
оставаться нерешенными многие проблемы
современного уголовного законодательства
в области экологии (дефиниции, классификации
и систематизации экологических преступлений
и др.).
Нормы, устанавливающие ответственность
за экологические преступления, являются
очень сложными. Для их реализации
требуются обширные знания, определенный
опыт. Только систематизированная законодательная
база и правовые механизмы ее реализации
создадут существенный барьер на пути
распространения экологической
преступности, представляющей угрозу
для экологической безопасности
всего человечества. Без помощи отлаженных
уголовно-правовых и криминологических
систем, не возможно добиться сравнительно
стабильной эколого-правовой обстановки.
Указанные обстоятельства предопределили
выбор и актуальность темы дипломного
исследования.
Степень научной разработанности
проблемы.
Существенный вклад в
формирование теоретических основ
российской эколого-правовой идеологии
внесли работы М.П. Журавлева, В. Зубковой,
Н. Соколова, А. Сулейманова, В.И. Радченко,
М.М. Бринчука, В.И. Андрейцев, М.И. Васильевой,
В.М. Лебедева, Ю. И.В. Марчука, В.В. Петрова,
А.В. Наумова и др. Вместе с тем сегодня
приходится констатировать отсутствие
фундаментальных методологических исследований
(за исключением отдельных публикаций)
проблем эффективности применения системного
подхода к анализу целого ряда важных
актуальных вопросов теории и практики
уголовного права, возникающих в сфере
борьбы с экологической преступностью.
Цель и задачи исследования;
исследование уголовно-правовых вопросов,
относящихся к экологическим
преступлениям. А также исследование
специфики объекта экологических
преступлений.
В соответствии с этой целью
были поставлены и решены следующие
задачи:
определить понятие экологического
преступления и выделить его основные
черты, а также определить его
объект и субъект;
рассмотреть элементы состава
преступлений в сфере лесопользования;
рассмотреть объективную
и субъективную стороны экологических
преступлений;
определить основные виды
экологических преступлений;
сформулировать понятие
леса как предмета экологического преступления
определить особенности
правового регулирования в сфере
лесопользования
Объект и предмет исследования.
Объектом дипломного исследования являются
общественные отношения в сфере
лесопользования, а также реальное
состояние экологической преступности
в России, и методологические и
теоретические проблемы уголовного
законодательства об экологических и
преступлений в сфере лесопользования.
Предметом дипломного исследования являются:
уголовно-правовые нормы в области охраны
лесопользования.
Методология и методика исследования.
Методологической основой дипломного
исследования является логический подход
к рассмотрению объекта и предмета
исследования с использованием общих
и специальных методов научного
познания, таких, как сравнительно-правовой
(старое и новое принятое законодательство,
имеется в виду прежде всего старый
и новый Лесной кодекс, поправки к уголовному
кодексу), статистический, юридический
метод, общенаучный метод формально юридический
метод, исторический метод поскольку в
своей дипломной работе я обращался к
истории развития такой проблемы, как
экологические преступления логический
метод, социологический и др. Теоретическую
основу дипломной работы составляют труды
отечественных авторов по уголовному
праву: В.М. Лебедева, А.В. Наумова, В.В. Петрова,
М.П. Журавлева, Э.Н. Жевлакова, А. Сулейманова,
В.И. Радченко, В. Зубковой, Н. Соколова
Нормативную базу исследования
составляют Конституция РФ, законы
РФ, Указы Президента РФ,
Структура введения. Дипломная
работа состоит из введения двух глав,
шести пунктов, заключения и списка
литературы.
Первая глава звучит как
"Общая характеристика экологических
преступлений". Она состоит из
трех пунктов: содержания понятия, субъекта
и объекта экологического преступления.
Я дал определение экологического
преступления обозначил его объект
и определил субъекты обозначенных
общественных отношений; объективные
и субъективные признаки экологического
преступления. В этом пункте я обозначил
и охарактеризовал общие для
экологических преступлений объективные
и субъективные признаки; характеристика
видов экологических преступлений.
Я систематизировал преступления в
зависимости от содержания предмета
и непосредственного объекта
посягательства, по характеру и способу
совершения экологических преступлений,
а также согласно учебнику Уголовное
право России под редакцией А.И.
Рарога подразделил на экологические
преступления общего характера и специальные
экологические преступления.
Глава вторая, которая звучит
как "Особенности правового регулирования
лесопользования" Как и первая
она, состоит из трех пунктов и
имеют следующие наименования: понятие
леса и лесного участка как
предмета экологического преступления.
В пункте прослежена история развития
понятия леса и лесного участка
его современное понимание, установлена
Федеральная служба, которая осуществляет
государственный контроль за состоянием,
использованием, охраной, защитой лесного
фонда и воспроизводством лесов ее задачи
и функции, а также указаны статьи УК РФ,
которые предусматривают уголовную ответственность
за преступления в сфере лесопользования.
Незаконная рубка лесных насаждений и
уничтожение или повреждение лесных насаждений.
Дается уголовно правовая характеристика
составов преступления к каждой из указанных
преступлений с изменениями, которые произошли
благодаря принятию нового Лесного кодекса.
В заключение моей дипломной работе изложены
выводы. И завершается списком литературы
используемой мной при написании этой
работы.
2.2 Незаконная рубка лесных насаждений
С принятием Уголовного кодекса
РФ 1996 г. существенно изменились условия
наступления уголовной ответственности,
а также ее размер за незаконную
порубку деревьев и кустарников.
Если вначале это происходило
в направлении либерализации, то
с 2003 г., наоборот, в сторону определенного
ужесточения. Последнее обусловлено,
прежде всего, существенным приростом
выявленных фактов преступной деятельности
рассматриваемого вида. Если в 1991 г. по
стране было выявлено всего 580 случаев
незаконных порубок, то в 2001 г. - уже 8114,
в 2003г. - 12 052, а в 2005г. - 14641 Тенденции
преступности, ее организованности, закон
и опыт борьбы с терроризмом. М., 2006.
С. 122.. Таким образом, количество зарегистрированных
незаконных порубок деревьев и кустарников
за указанный период увеличилось
в 21,5 раза. Они составляют более 46% в
общем количестве экологических
преступлений. Причем это происходит
в условиях исключительно высокой
латентности данного вида противоправной
деятельности. Объяснить ее можно
целым рядом причин - социально-экономическими,
организационно-управленческими, коррупцией,
ростом организованной преступности и
другими. По оценкам специалистов, она
превышает 90%, что наносит невосполнимый
ущерб природным ресурсам страны,
ее экономической и экологической
безопасности.
Ответственность за незаконную порубку
деревьев и кустарников предусмотрена
в административном и уголовном
порядке, хотя диспозиции ст.8.28 КоАП РФ
и ст.260 УК РФ существенно различаются.
На практике, однако, предпочитают вместо
уголовной ответственности привлекать
нарушителей к ответственности административной;
к тому же большая часть обнаруженных
правонарушений вовсе остаются нераскрытыми,
а сами правонарушители остаются вне сферы
какого-либо государственного реагирования.
Так, например, Агентством лесного хозяйства
по Вологодской области в 2000 г., было зарегистрировано
777 фактов незаконных порубок, ущерб от
которых составил 9163,3 тыс. руб. Однако
446 фактов из их числа остались нераскрытыми.
Уголовные дела возбуждались лишь в 9 случаях.
Административных штрафов на правонарушителей
наложено на сумму только в 1,5 тыс. руб.
В 2005г. выявлено 274 факта незаконных порубок
на сумму 70 996,2 тыс. руб., нераскрытыми остались
204 факта. Возбуждено 34 уголовных дела,
к уголовной ответственности привлечен
41 человек. Административных штрафов наложено
на сумму 28 тыс. руб. Аналогичная ситуация
складывается в Архангельской. Псковской,
Мурманской, Костромской, Ярославской
областях и в Республике Карелия.
Изложенное означает, что действенной
и целенаправленной борьбы с незаконными
порубками лесных насаждений фактически
не ведется, реагирование происходит лишь
на явные факты правонарушений, в основном
со стороны безработных лиц из местного
населения, которые таким образом пытаются
заработать на свое существование См.,
например, Жевлаков Э.Н. Экологические
правонарушения и ответственность. С.374.
Как правило, эти лица совершают порубки
эпизодически и в небольших размерах.
Крупные расхитители в орбиту правоохранительных
и судебных органов практически не попадают.
Такое положение дел обусловливают
и существующую судебную практику,
которая в основном сводится к
применению в отношении виновных
условных мер наказания с учетом
их социального, имущественного и семейного
положения, не применяя в большинстве
случаев даже предусмотренную законом
конфискацию орудии преступления (бензопил
тракторов, автомашин).
Причиненный материальный ущерб от
незаконных порубок, как правило, фактически
не взыскивается, поскольку у виновных
отсутствуют соответствующие финансовые
средства и имущество, пригодное
к продаже на аукционе. Статья 260
УК РФ в настоящее время предусматривает
наказание в виде лишения свободы
на срок до трех лет, однако это наказание
реально применяется исключительно
редко.
Наказание в виде штрафа (особенно
в крупном размере) применяется
также редко, так как реально
взыскать его с указанных лиц
не представляется возможными. Суды чаще
применяют наказание в виде исправительных
работ, но рабочих мест для трудоустройства
таких лиц в сельской местности
явно недостаточно, хотя их количество
может быть расширено за счет введения
работ по обустройству лесов, лесопосадок,
их культивированию.