Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 22:09, реферат
Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды Утверждена Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 06.09.1995 г.
Главным направлением государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды является осуществление заложенного в Конституции права граждан на благоприятную для жизни окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также на компенсацию ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в результате нарушения этих прав.
1 Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
2 Понятие, предмет и система экологического права.
3 Законы Республики Беларусь, Декреты и указы Президента
4 Подзаконные нормативно-правовые акты как источники экологического права.
5 Вывод
6 Список литературы
Реферат на тему: Понятие, предмет и система экологического права
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА.
1 Концепция государственной политики
Республики Беларусь в области охраны
окружающей среды.
2 Понятие, предмет и система экологического
права.
3 Законы Республики Беларусь, Декреты
и указы Президента
4 Подзаконные нормативно-правовые акты
как источники экологического права.
5 Вывод
6 Список литературы
1 Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
Концепция государственной
политики Республики Беларусь в области
охраны окружающей среды Утверждена Постановлением
Верховного Совета Республики Беларусь
от 06.09.1995 г.
Главным направлением
государственной политики Республики
Беларусь в области охраны окружающей
среды является осуществление заложенного
в Конституции права граждан на благоприятную
для жизни окружающую среду, прав будущих
поколений на пользование природно-ресурсным
потенциалом, а также на компенсацию ущерба,
нанесенного здоровью или имуществу в
результате нарушения этих прав.
Основными принципами
Концепции государственной политики в
области охраны окружающей среды являются:
1) государственная собственность
на все виды природных ресурсов, предусматривающая
возможность передачи их в постоянное
либо временное пользование отдельным
юридическим и физическим лицам. Исключением
является земля как особый вид природных
и хозяйственных ресурсов, которая может
находиться в государственной и частной
собственности;
2) охрана окружающей
среды, объектов живой и неживой природы
на всей территории республики в сочетании
с созданием системы особо охраняемых
природных территорий, т.е. территорий,
полностью либо частично выведенных из
хозяйственного пользования в природоохранных
целях;
3) законодательно обеспеченная,
финансируемая из государственного бюджета
система государственного контроля за
состоянием окружающей среды, охраной
и использованием природных ресурсов,
качеством продуктов питания, безопасностью
промышленной и сельскохозяйственной
продукции для окружающей среды и здоровья
населения;
4) государственная экологическая
экспертиза проектируемых, строящихся
и эксплуатирующихся хозяйственных объектов,
подтвержденная экономической и правовой
ответственностью за невыполнение ее
требований или игнорирование ее проведения;
5) привлечение к делу
охраны окружающей среды и контроля за
ее состоянием населения, общественных
организаций;
6) экономический механизм
обеспечения охраны окружающей среды,
включающий в себя:
- платность природопользования,
предусматривающую плату за пользование
всеми видами природных ресурсов, сбросы
и выбросы в окружающую среду загрязняющих
веществ и размещение отходов и позволяющую
при этом в качестве исключения бесплатное
пользование гражданами некоторыми видами
дикорастущих растительных ресурсов (сбор
грибов, ягод и т.д.);
- льготное кредитование
и налогообложение природоохранной деятельности,
строительства природоохранных объектов,
включая льготное кредитование из внебюджетных
фондов охраны природы;
- поддержку на государственном
уровне предприятий и организаций всех
форм собственности, занимающихся проблемами
экономии природных ресурсов, энергосбережения,
переработки и утилизации отходов производства
и потребления;
7) система мер уголовной
и административной ответственности за
нарушение природоохранного законодательства
при условии обязательного возмещения
ущерба, нанесенного здоровью граждан,
имуществу физических или юридических
лиц, за счет нарушителя;
8) участие в решении глобальных
экологических проблем, в том числе:
- сохранении биоразнообразия;
- охране озонового слоя;
- предотвращении антропогенного
изменения климата;
- охране лесов и лесовосстановлении;
- развитии и совершенствовании
системы охраняемых природных территорий
различного ранга и назначения;
- регламентации торговли
редкими и находящимися на грани уничтожения
видами животных и растений.
2 Понятие, предмет и система
экологического права.
Экологическое
право – это совокупность правовых норм,
регулирующих общественные отношения
в сфере взаимодействия общества и природы
в интересах настоящего и будущего поколения
людей.
По мере
развития правового регулирования общественных
отношений по использованию земли, недр,
вод, лесов складывались определенные
системы правовых норм, каждая из которых
в своей совокупности образует земельное,
горное, водное и лесное право. Однако
объекты, по поводу которых возникают
общественные отношения, регулируемые
данными отраслями права — земля, недра,
воды и леса, — являются элементами природы.
Они взаимосвязаны и взаимозависимы, что
привело в дальнейшем к их интеграции
в самостоятельную комплексную отрасль
— природоресурсовое право, которое регулирует
уже не только отношения по поводу земли,
недр, вод и лесов, но и отношения по поводу
использования и охраны животного мира,
охраны атмосферного воздуха.
На следующем
этапе регулирования экологических отношений
появляется задача охраны окружающей
среды, поскольку эта значительная группа
общественных отношений осталась за пределами
природоресурсового права. Таким образом,
были сформированы два правовых комплекса:
природоресурсовое право и правовая охрана
природы или окружающей природной среды.
Впоследствии возникает необходимость
более тесного единения этих двух относительно
самостоятельных систем на общей основе,
что и привело к созданию новой интегрированной
отрасли права. Такой отраслью является
экологическое право, характеризующееся
как система норм, регулирующих ресурсовые
и охранительные отношения в процессе
хозяйственного использования окружающей
природной среды.
Признаками
любой отрасли права, дающими основание
выделять ее из системы права в отдельную
отрасль права, служат наличие государственной
и общественной потребности в ней, специфического
предмета, метода, принципов правового
регулирования родственных общественных
отношений, обособленного законодательства
и особых источников права. Все эти признаки
присущи экологическому праву.
Предмет экологического права – общественные
отношения, возникающие по поводу использования,
воспроизводства, охраны и защиты природных
объектов и ресурсов.
Экологическое
право обладает свойственным для него
методом правового регулирования.
Метод правового
регулирования экологических правоотношений
включает в себя черты властно-авторитарного
метода и метода юридического равенства
сторон. Суть его заключается в сочетании
государственного регулирования всей
совокупности экологических правоотношений
с определенной самостоятельностью субъектов
экологического права в сфере природопользования
и охраны окружающей среды.
Принципами экологического права являются
следующие:
1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека.
2. Принцип научно обоснованного сочетания
экологических и экономических интересов
общества.
3. Рациональное использование природных
ресурсов с учетом возможностей окружающей
среды.
4. Соблюдение экологических требований
законодательства, неотвратимость ответственности
за их нарушение.
5. Гласность в работе юридических лиц,
государственных органов по вопросам
природопользования и охраны окружающей
среды.
6. Связь с общественными объединениями
и населением при решении природоохранных
задач.
7. Международное сотрудничество в области
охраны окружающей среды.
В системе экологического
права выделяют общую, особенную и специальную
части.
В общую часть входят следующие правовые
институты: институты собственности и
владения природными ресурсами и объектами,
природопользования, управления, контроля,
ответственности и т.д., действие которых распространяется
практически на все институты особенной
части. В особенную часть входят институты,
затрагивающие лишь отдельные природные
объекты, ресурсы или территории. Это —
правовой режим земель, недр, вод, лесов,
животного мира, атмосферного воздуха
и особо охраняемых природных территорий.
Специальная часть включает институты
международного права окружающей среды.
Система экологического
законодательства состоит из двух частей:
природоресурсного законодательства
(земельное, водное, горное, лесное, охраны
и использования животного мира, атмосферного
воздуха, особоохраняемых природных территорий)
и законодательства в области охраны окружающей
среды.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики
Беларусь "Об охране окружающей среды"
определяются задачи законодательства
в области охраны окружающей среды. К ним
относятся:
- обеспечение безопасного
для жизни и здоровья людей состояния
окружающей среды;
- регулирование отношений
в области охраны, использования и воспроизводства
природных ресурсов;
- сохранение природных
ресурсов, генетического фонда живой природы,
охрана естественных богатств, природного
окружения, ландшафтов и других природных
комплексов.
Экологическое право
как наука представляет собой систему
знаний о правовой охране окружающей среды,
юридических аспектах собственности,
пользования, владения, воспроизводства
природных объектов, ресурсов. Предмет
эколого-правовой науки значительно шире
предмета экологического права как отрасли
права. Наука изучает вопросы правовой
охраны окружающей среды в историческом,
социальном и правовом аспектах и включает:
- методы научных исследований;
- правоприменительную и правотворческую
практику;
- историю развития и перспективы экологического права;
- источники экологического права;
- экологические правоотношения;
- вопросы собственности, владения и пользования
природными ресурсами;
- управление, контроль, мониторинг;
- понятийный аппарат;
- международно-правовое регулирование
охраны окружающей среды.
3 Законы Республики Беларусь, Декреты и указы Президента как источники экологического права.
Источниками экологического
права являются законы, декреты и указы
Президента Республики Беларусь.
Закон – это нормативный
акт высшего законодательного органа,
обладающий высшей юридической силой,
которому должны соответствовать другие
акты органов государства.
В экологическом праве основным законом
является Закон Республики Беларусь «Об
охране окружающей среды» от 26.11.1992 г. Этот
закон устанавливает правовые основы
охраны окружающей среды, природопользования,
сохранения и восстановления биологического
разнообразия, природных ресурсов и объектов
и направлен на обеспечение конституционных
прав граждан на благоприятную для жизни
и здоровья окружающую среду. Ведущим
принципом, направленным на решение задач
об охране окружающей среды, Закон называет
научно обоснованное сочетание экологических
и экономических интересов общества. Реализация
этого принципа обеспечивается путем
установления нормативов качества окружающей
среды, например, установление предельно
допустимого химического, физического,
биологического воздействия, предельно
допустимых концентраций химических веществ
в воздухе, воде, почве), установления требований
к хозяйственной деятельности, влияющей
на состояние окружающей среды, например
проведение государственной экологической
экспертизы хозяйственной деятельности,
влияющей на состояние окружающей среды,
установление для предприятий нормативов
предельно допустимых сбросов, выбросов
вредных веществ в атмосферу, лимитов
на природопользование) .
В Республике действуют
4 кодекса, определяющие порядок и условия
использования и охраны природных объектов:
Кодекс о недрах от 15.12.1997 г, Кодекс о земле
от 0.01.1999 г., Водный кодекс от 15.07.1998 г., Лесной
кодекс от 14.07.2000 г. А также ряд законов:
Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых
природных территориях и объектах» от
20.10.1994 г., Закон Республики Беларусь «Об
охране и использовании животного мира»
от 19.09.1996 г., Закон Республики Беларусь
«Об охране атмосферного воздуха» от 15.04.1997г.,
Закон Республики Беларусь «О государственной
экологической экспертизе» от 18.06.1993 г.,
Закон Республики Беларусь «О налоге за
пользование природными ресурсами (экологический
налог) от 23.12.1991 г., Закон Республики Беларусь
« Об отходах» от 23.11.1993 г., Закон Республики
Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» от 23.11.1993 г., Закон
Республики Беларусь « О здравоохранении»
от 18.06.1993 г., Закон Республики Беларусь
«О радиационной безопасности населения»
от 05.01.1998 г., Закон Республики Беларусь
«О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера»
от 05.01.1998 г., Закон Республики Беларусь
«О правовом режиме территорий, подвергшихся
радиоактивному загрязнению в результате
аварии на Чернобыльской АЭС» от 12.11.1991
г., Закон Республики Беларусь «Об основах
архитектурной и градостроительной деятельности
В РБ» от 26.11.1993 г., Закон Республики Беларусь
«О сертификации продукции, работ и услуг»
от 05.09.1995 г.
Экологические
правоотношения регулируются также Гражданским
кодексом, Уголовным кодексом, Кодексом
об административных правонарушениях
и рядом других.
Согласно ст. 101 Конституции Республики
Беларусь Президент Республики Беларусь
имеет право издавать временные декреты,
имеющие силу закона. Таким примером является
Декрет Президента РБ «О лицензировании
отдельных видов деятельности» от 14.07.2003
г. №17, которым устанавливаются виды лицензируемой
деятельности в сфере природопользования.
Источниками
экологического права являются также
указы Президента. Например, в сфере регулирования
экологических правоотношений действует
Указ Президента Республики Беларусь
от 24 марта 1995 г. №121 «О реализации на территории
Республики Беларусь системы раннего
предупреждения, обеспечивающей радиационный
мониторинг в районах, прилегающих к действующим
атомным электростанциям».
4 Постановления Правительства, нормативные акты министерств, государственных комитетов и местных органов власти и управления как источники экологического права.
Постановления
правительства Республики Беларусь имеют
обязательную юридическую силу на всей
территории государства.
Правительственные нормативно-правовые
акты в области экологического права по
содержанию можно классифицировать на
ряд видов.
1. Одни из них подробно
определяют правовое положение природных
объектов, ресурсов, их отдельных элементов:
- Положение об охоте и ведении
охотничьего хозяйства на территории
Республики Беларусь, утвержденное Постановлением
Правительства от 30 декабря 1997 г.;
- О государственных кадастрах
природных ресурсов: Постановление Совета
Министров Республики Беларусь от 20 апреля
1993 г. №248.
- О создании Национальной
системы мониторинга окружающей седы
в Республике Беларусь. Постановление
Совета Министров Республики Беларусь
от 20 апреля 1993 г..№247.
2. Другие определяют
порядок предоставления природных объектов
и ресурсов в пользование:
- Об утверждении положения
о лицензировании промыслового лова рыбы
и добычи водных беспозвоночных: Постановление
Совета Министров Республики Беларусь
от 20 октября 2003 г. №1370;
- Об утверждении положения
о лицензировании деятельности, связанной
с использованием природных ресурсов
и воздействием на окружающую среду. Постановление
Совета Министров Республики Беларусь
от 20 октября 2003 г. №1371;
- О ставках экологического
налога, лимитах добычи природных ресурсов
и допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих
веществ. Постановление СМ РБ от 17 января
2001 г. №62.
3. Третьи вводят особый
режим пользования и охраны отдельных
категорий и групп, элементов окружающей
среды:
- Об учреждении Книги редких
и находящихся по угрозой исчезновения
видов животных и растений Белорусской
ССР – Красной книги Белоруской ССР, Постановление
Совета Министров Белорусской ССР, от
28 июня 1979 г.
Источниками экологического
права выступают также нормативные акты
министерств и государственных комитетов.
Они имеют общеобязательную силу для всех
природопользователей, на которых распространяется
их действие.
К числу источников
экологического права относятся также
решения местных Советов депутатов, местных
исполнительных и распорядительных органов.
Эти решения могут приниматься по вопросам
распоряжения, контроля за использованием
находящихся в ведении местного совета
земель, недр, вод, лесов, охотничьих и
рыбных угодий, а также других природных
ресурсов. Широкие полномочия местным
Советам депутатов, местным исполнительным
и распорядительным органам предоставлены
в решении вопросов обращения с отходами
производства и потребления, обеспечения
экологической безопасности населенных
пунктов.
5 Вывод
Конституционные
нормы являются основой развития всего
законодательства, в том числе и экологического.
Конституция имеет высшую юридическую
силу.
В конституциях большинства европейских
государств экологическая концепция сформулирована
в самостоятельных главах или статьях
конституций: Франция, Швейцария, Португалия,
Греция.
Республика Беларусь
объявила себя правовым социальным государством,
высшей ценностью которого является человек,
его права, свободы.
Так, в соответствии с
нормами Конституции всем предоставлены
равные права для осуществления хозяйственной
и иной деятельности, кроме запрещенной
законом, и гарантируется равная защита
и равные условия. Недра, воды, леса, земли
сельскохозяйственного назначения составляют
исключительную государственную собственность.
Но эти природные объекты и ресурсы могут
быть использованы в процессе осуществления
хозяйственной деятельности.
Целый ряд статей Конституции
касается экологических прав и гарантий
граждан. Так, ст. 40 провозглашает, что
каждый имеет право направлять личные
и коллективные обращения в государственные
органы. Исходя из смыслу этой статьи,
гражданам предоставлено право получать
любую информацию, в том числе и о состояния
окружающей среды. Государственные органы,
а также должностные лица обязаны рассматривать
обращения и давать ответ по существу
в определенный законом срок.
Согласно ст. 44
Конституции осуществление права собственности
не должно противоречить общественной
пользе и безопасности, наносить вред
окружающей среде, историко-культурным
ценностям, ущемлять права и законные
интересы других лиц.
Согласно ст. 46
Конституции каждый имеет право на благоприятную
окружающую среду и возмещение вреда,
причиненного нарушением этого права.
Государство осуществляет контроль за
рациональным использованием природных
ресурсов и в целях защиты и улучшения
условий жизни общества, а также охраны
и восстановления окружающей среды.
Согласно ст. 55
Конституции охрана природы – это долг
каждого человека.
Т.о. государство осуществляет контроль
за рациональным использованием природных
ресурсов в целях защиты и улучшения условий
жизни, а также охраны и восстановления
окружающей среды.
6 Список литературы
1.Экологическое право/Под ред. проф. С.А. Боголюбова, Учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2008, - 485 с.4. Экологическое право: учебник, - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2010. - 400с.
2. Экологическое право. Элементарный курс. - М.:Юристъ, 2002 - 304 с.6. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000. - 365с.7. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов - М. Изд-во БЕК, 2005. - 287с.8. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) - М.: Россия Молодая, 2007. - 215с.9. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов по спец. «Правоведение». М.: Высшая школа, 1992. - 42 С.
Информация о работе Понятие, предмет и система экологического права