Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 09:26, доклад
Положения, закрепляющие право человека на благоприятную окружающую природную среду, стали появляться на уровне новых конституций (в новых редакциях старых), либо в экологическом законодательстве под влиянием активной разработки данного института в международном экологическом праве.
Экологические права граждан
Экологические права граждан
- центральный институт современного российского
экологического права. Признание этих
прав можно рассматривать как одну из
наиболее существенных тенденций развития
российского экологического права. Закрепление
в ст.42 Конституции РФ права каждого на
благоприятную окружающую среду и других
субъективных экологических прав важно,
прежде всего, с точки зрения вовлечения
граждан в механизм охраны окружающей
среды, обеспечения общественного контроля
за природоохранной деятельностью государственных
органов и предприятий.
Ранее, до принятия Конституции РФ, в
Законе "Об охране, окружающей природной
среды" было закреплено право граждан
на охрану здоровья от неблагоприятного
воздействия окружающей природной среды,
вызванного хозяйственной или иной деятельностью
(ст.11). В соответствии с этим Законом это
право должно было обеспечиваться планированием
и нормированием качества окружающей
природной среды, мерами по предотвращению
экологически вредной деятельности и
оздоровлению окружающей природной среды,
предупреждению и ликвидации последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий;
возмещением в судебном или административном
порядке вреда, причиненного здоровью
граждан в результате загрязнения окружающей
природной среды и иных вредных воздействий
на нее, в том числе последствий аварий
и катастроф; государственным контролем
за состоянием окружающей среды и соблюдением
природоохранительного законодательства,
привлечением к ответственности лиц, виновных
в его нарушении.
Положения,
закрепляющие право человека на благоприятную
окружающую природную среду, стали появляться
на уровне новых конституций (в новых редакциях
старых), либо в экологическом законодательстве
под влиянием активной разработки данного
института в международном экологическом
праве.
Сегодня лишь немногие государства мира
включили в свои основные законы - Конституции
- упоминание об основном праве человека
на благоприятную окружающую среду (Германия,
Дания, Финляндия, США и их отдельные штаты,
Испания, Португалия, Южная Корея, ст.42
Конституции Российской Федерации). Так,
ст.10 Конституции Португалии закрепляет
право каждого гражданина на здоровье
и сбалансированную окружающую среду.
Не ясен, правда, смысл, вкладываемый законодателем
в понятие "сбалансированная окружающая
среда". Но можно предположить, что он
близок к смыслу термина "благоприятная
окружающая среда" в его современном
понимании.
При тщательном рассмотрении национального
законодательства этой немногочисленной
группы стран, провозгласивших право на
благоприятную окружающую природную среду
в своих основных законах, обращает на
себя внимание тот факт, что предусматриваемая
этими государствами техника обеспечения
такого права отличается большим разнообразием.
В одних случаях сами конституции содержат
в себе специальные экологические гарантии.
В других - такие гарантии соединены с
иными основными правами. В третьих предусматривается
использование основных прав в интересах
защиты окружающей среды. Четвертая группа
конституций увязывает основы экологической
политики государственных учреждений
и ведомств с защитой окружающей индивида
природной среды.
В теории
права признается, что субъективное право
(то есть право, принадлежащее тому или
иному субъекту) представляет собой единство
трех возможностей:
во-первых,
вид (и объем) возможного поведения самого
обладателя субъективного права;
во-вторых,
возможность требовать соответствующего
поведения (совершения известных действий
или, напротив, воздержания от действий)
от других (обязанных) лиц;
в-третьих,
возможность прибегнуть в необходимых
случаях к содействию государственного
аппарата для осуществления второй возможности.
Ограниченность,
а тем более отсутствие любой из этих возможностей,
делает ущербным то или иное субъективное
право, порождает лишь видимость в обеспечении
личности определенными социальными благами.
В свете этих обстоятельств встает вопрос
о соразмерности, сбалансированности
отражения в национальном законодательстве
прав и обязанностей человека в области
охраны окружающей природной среды, поскольку
активность личности в исполнении обязанностей
по охране природы зависит, кроме иных
факторов, и от системы корреспондирующих
им прав и законных интересов, степени
их обеспеченности в исполнении и реализации.
Учитывая, что история признания права
на благоприятную окружающую среду в качестве
основного права человека формально насчитывает
лишь три десятилетия, эффект от его применения,
его обязывающая для государственных
органов сила также различны и не всегда
ясны в разных странах и правовых системах.
Более того, это право во многих случаях
выступает в качестве объекта ограничения,
когда законодатель, не имея возможности
видоизменить конституционные гарантии,
пользуется своим правом ограничить и
определить область применения и содержание
этого права. В условиях все возрастающего
воздействия человека на окружающую его
природную среду в законодательстве появляются
все новые и новые запреты и обязанности
экологического характера, относящиеся
к гражданам, которые не всегда сопровождаются
соответствующим расширением их прав.
Различна
также и юридическая природа правовых
гарантий этого права в тех странах, которые
его закрепили в своем национальном законодательстве.
Например, основные права на жизнь и здоровье
в Германии, Австрии и Японии выполняют
только защитную функцию от вмешательства
со стороны государства. А так как в этих
странах до сих пор еще не было случая
применения таких положений к спорам,
затрагивающим экологическое право, то
соответственно остается неясным вопрос
о значении такой защитной функции.
Вышесказанное
позволяет сделать вывод о том, что одного
только факта признания права на благоприятную
окружающую среду в качестве основного
права человека недостаточно для эффективной
и удовлетворительной защиты эколого-ориентированных
интересов индивида. Необходимо активное
включение в работу по обеспечению этого
права, среди прочего, государственных
органов различного уровня и различной
специальной компетенции. Это основное
право должно предусматривать уважение
заинтересованности индивида в благоприятном
природном окружении, его право добиваться
своих экологических требований посредством
правовых процедур и механизмов, включающих
в себя, в частности, защиту в суде или
в других аналогичных инстанциях.
Для реализации
конституционного права каждого на благоприятную
окружающую среду Закон "Об охране окружающей
среды" 2002г. предусмотрел ряд существенных
полномочий граждан и общественных экологических
объединений в области охраны окружающей
среды.
Они включают
право:
создавать
общественные объединения, фонды и иные
некоммерческие организации, осуществляющие
деятельность в области охраны окружающей
среды;
направлять
обращения в органы государственной власти
Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, иные
организации и должностным лицам о получении
своевременной, полной и достоверной информации
о состоянии окружающей среды в местах
своего проживания, мерах по ее охране;
принимать
участие в собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетировании, сборе подписей
под петициями, референдумах по вопросам
охраны окружающей среды и в иных не противоречащих
законодательству Российской Федерации
акциях;
выдвигать
предложения о проведении общественной
экологической экспертизы и участвовать
в ее проведении в установленном порядке;
оказывать
содействие органам государственной власти
Российской Федерации, органам государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органам местного самоуправления в решении
вопросов охраны окружающей среды;
обращаться
в органы государственной власти Российской
Федерации, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления и иные организации
с жалобами, заявлениями и предложениями
по вопросам, касающимся охраны окружающей
среды, негативного воздействия на окружающую
среду, и получать своевременные и обоснованные
ответы;
предъявлять
в суд иски о возмещении вреда окружающей
среде;
осуществлять
другие предусмотренные законодательством
права (ст. 11).
В соответствии
со ст.18 Конституции, права и свободы человека
и гражданина являются непосредственно
действующими. Они определяют смысл, содержание
и применение законов, деятельность законодательной
и исполнительной власти, местного самоуправления
и обеспечиваются правосудием.
Говоря же
в целом об экологических правах граждан,
следует отметить, что их практическая
реализация оказывается проблематичной
по ряду причин. Удовлетворение этих прав
и интересов граждан осложнено кризисным
состоянием экономики, невозможностью,
с одной стороны, обеспечить выделение
достаточных финансовых и материальных
средств на охрану окружающей среды, а
с другой - по экономическим соображениям
закрыть экологически вредные предприятия
или хотя бы ограничить их деятельность.
Дополнительной серьезной причиной является
низкий уровень знаний экологического
законодательства, правовой культуры
граждан. В защите прав граждан в области
охраны окружающей среды действующее
законодательство отводит существенную
роль судам. Однако они практически пока
мало активны и мало эффективны в данной
сфере.
Прежде всего,
такой механизм представлен системой
норм, подразумевающих ответственность
за правонарушения в конкретном общественном
отношении. Для этого в рамках эколого-правовой
нормы содержится санкция, т.е. те неблагоприятные
последствия, которые будет претерпевать
лицо за нарушения законодательства. Для
их полного, регламентированного, и всестороннего
изучения нами и будет рассмотрена данная
тема.