Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:00, доклад
Все серьёзные случаи загрязнения океана связаны с нефтью. В результате широко распространённой практики мытья трюмов танкеров, в океан ежегодно сознательно сбрасывается от 8 до 20 млн. баррелей нефти. Раньше такие нарушения часто оставались безнаказанными, но сегодня спутники позволяют собрать необходимые улики и привлечь виновных к ответственности.
В настоящее время наиболее важными объектами обустройства месторождений нефти морей являются нефтяные платформы. Их эксплуатация делает актуальной проблему сохранения окружающей морской среды.
Все серьёзные случаи загрязнения океана связаны с нефтью. В результате широко распространённой практики мытья трюмов танкеров, в океан ежегодно сознательно сбрасывается от 8 до 20 млн. баррелей нефти. Раньше такие нарушения часто оставались безнаказанными, но сегодня спутники позволяют собрать необходимые улики и привлечь виновных к ответственности.
В настоящее время наиболее
важными объектами обустройства
месторождений нефти морей
В связи с этим при разработке и эксплуатации нефтяных ресурсов в морском пространстве приоритетными являются направления по обеспечению безопасности сотрудников, охране окружающей среды, минимизации создания аварийных ситуаций. Данные направления, прежде всего, должны разрабатываться на международном уровне путем разработки и совершенствования законодательства.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере сохранения морской среды при разработке нефтяных ресурсов.
Предметом исследования являются международно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере сохранения морской среды при разработке нефтяных ресурсов.
Специфика общественных отношений в области защиты морей от нефтяного загрязнения обусловлена, во-первых, высокой токсичностью нефти и нефтепродуктов, во-вторых, огромными масштабами оффшорной добычи и перевозки нефти, в-третьих, тем, что российские моря относятся к холодным, замерзающим (значительная часть – к арктическим) морям. Следовательно, в-четвёртых, – экологический вред и экономический ущерб от нефтяного загрязнения морской среды потенциально огромны и в значительной степени невосполнимы.
Морское право–старейшая отрасль международного права, сформировавшаяся в средние века. Базовые цели и принципы этой отрасли – обеспечение торговли, перевозок, защита интересов собственников судов и грузов. Даже в модернизированном виде морские конвенции, прежде всего, следуют этому тренду, их приоритетной задачей является сохранение человеческой жизни.
Значительная доля экспортируемой нефти перевозится по морю танкерами.
Кроме нефти на континентальном шельфе добываются, а затем перевозятся твёрдые и газообразные полезные ископаемые. Однако попадание этих веществ в морскую среду наносит незначительный экологический вред, поскольку природный газ и твёрдые минералы плохо растворимы в воде и локализуются в море на небольших участках.
Как показывает мировой опыт, основные страны-производители и потребители нефти испытали на себе существенные негативные последствия загрязнения, причиненного разливами нефти.
Так, в 1989-м году у берегов Аляски потерпел аварию танкер «Эксон Валдиз», в море попало 40 тысяч тонн нефти, нефтяное пятно разлилось на 2 тысячи квадратных километров, чёрная масса покрыла береговую линию длиной 1500 миль. Авария нанесла огромный урон природному морскому заповеднику у берегов полуострова Аляска1.
Обязательства компании-владельца танкера по ликвидации разлива, возмещению ущерба и выплате штрафных санкций составили к настоящему моменту более 4 млрд. долларов. В результате 1990-м в США был принят федеральный Закон о нефтяном загрязнении (Oil Pollution Act), который обеспечивает безопасность морских перевозок нефти в территориальном море страны до настоящего времени.
Аналогичная ситуация сложилась в Европейском Союзе (после аварии танкера «Эрика» у берегов Франции в море попало около 20 тыс. тонн нефтепродуктов, а после аварии танкера «Престиж» у берегов Испании в море попало 30 тыс. тонн нефти). Ущерб от этих катастроф составил несколько миллиардов долларов. К операциям по ликвидации последствий аварии были привлечены многие государства Европы. В результате Европейский союз был вынужден срочно принимать законодательные и управленческие меры, в результате которых было создано Европейское Агентство Безопасности, приняты новые директивы ЕС по ужесточению требований по безопасности мореплавания и по предотвращению загрязнения. Еще одним правовым результатом указанных аварий стало принятие Международной морской организацией (IMO) мер по усилению требований безопасности танкерных перевозок (вплоть до запрета эксплуатации однокорпусных танкеров), повышения пределов материальной ответственности и компенсаций за ущерб, нанесенный вследствие загрязнения моря и побережья нефтью и нефтепродуктами.
История мореплавания последних десятилетий знает множество других региональных экологических катастроф, вызванных авариями нефтяных танкеров.
Аварийный сброс нефти носит залповый характер, и его последствия могут быть катастрофическими для окружающей среды. Загрязнение губительно для рыболовства2.
Снижается привлекательность моря в качестве места отдыха, вымирают пляжи, разрушается индустрия туризма. Ликвидация последствий загрязнения требует привлечения огромных материальных и финансовых ресурсов, затрат человеческого труда.
Аварии, возможные при добыче нефти во внутренних морях, территориальном море и исключительной экономической зоне РФ, а также при транспортировке по российским морям (Охотскому, Японскому, Каспийскому, Чёрному, Азовскому, Балтийскому, Баренцеву) сотен миллионов тонн нефти и нефтепродуктов в год на протяжении ближайших десятилетий, могут нанести невосполнимый вред биологическим ресурсам, причинить огромный экономический ущерб государству, рыболовецким компаниям и населению.
Не менее опасны для морской среды и так называемые эксплуатационные загрязнения, вызванные сбросом в море судовых отходов. Эти сбросы относительно небольшие по объемам, но они происходят постоянно и, постепенно отравляя морскую среду, наносят ей не меньший ущерб, чем аварийные разливы нефти. Для российских морей характерна низкая температура воды, и в этих условиях нефтяное загрязнение остается в воде длительное время. Особо важно незамедлительное принятие предлагаемого специального закона в связи с начавшимися масштабными перевозками нефти в российской части Арктики и не менее масштабными планами и проектами морской добычи нефти в этом регионе.
Арктика особо уязвима ещё и потому, что в настоящее время отсутствует жёсткое специальное международно-правовое регулирование использования и охраны её ресурсов.
В отличие от Антарктики,
в отношении которой действует
большое число конвенций, все
специальные международные
Для охраны среды Мирового океана большое значение имела Конференция ООН по морскому праву 1958 г., где были подписаны четыре конвенции, которые и рассматривались как начало кодификационного процесса в морском праве. В Женеве были приняты следующие конвенции, подготовленные Комиссией международного права: Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне; Конвенция об открытом море; Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря; Конвенция о континентальном шельфе. Женевские конвенции 1958 г. были как бы первым кодексом морского права, положения которого были значительно развиты Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., справедливо считающейся в настоящее время Международным морским кодексом.
В Конвенцию об открытом море (1958) было включено положение о предупреждении загрязнения морской среды. В соответствии с Конвенцией каждое государство обязано издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью с кораблей и из трубопроводов или в результате разработки или разведки поверхности морского дна или его недр, принимая при этом во внимание положения действующих договоров. Конвенция возлагала на государство обязанность принимать меры для предупреждения загрязнения моря при захоронении радиоактивных отходов, с учетом всех норм и правил, которые могут быть выработаны компетентными международными организациями (ст. 25).
В связи с необходимостью принятия мер по борьбе с загрязнением морской среды нефтью была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью (Лондон, 12 мая 1954 г.), й соответствии с коброй договаривающиеся государства взяли на себя обязательство принять необходимые меры 535 для оборудования портов (нефтеналивных пунктов и судоремонтных баз) устройством для приема с судов и танкеров остатков нефти и нефтеводяной смеси, предназначенных для удаления.
Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. была первым многосторонним актом, заключенным в специальном порядке с целью защиты окружающей среды, и внесла большой вклад в дело охраны морей и побережья от загрязнения.
В целях достижения
полного прекращения
В частности, Конвенцией по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. регламентировалось захоронение в Мировом океане всех вредных отходов. Все категории вредных отходов или материалов распределены по двум различным приложениям: либо абсолютный запрет (приложение I), либо специальное разрешение (приложение II). Общее разрешение выдается на захоронение всех остальных отходов, не перечисленных в двух приложениях.
Лондонская конвенция регулирует два вида преднамеренного захоронения:
1. Сброс (слив)
в море отходов и иных
2. Затопление
в море судов, самолетов,
Конвенцией
ООН по морскому праву 1982 г. государствам
вменяется в обязанность
В Конвенции предусматривается принятие мер по ликвидации загрязнения из всех возможных источников: из атмосферы, с суши, в результате сброса с судов, захоронения и др. В Конвенции содержится положение, адресованное законодательным органам государств: «Национальные законы, правила и меры должны быть не менее эффективными в предотвращении, сокращении и сохранении под контролем загрязнения, чем глобальные нормы и стандарты» (п. 6 ст. 210). Государства осуществляют действенный контроль выполнения этих положений Конвенции.
Большое значение имеет Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г. (Лондон, 30 ноября 1990 г.). В Конвенции предусмотрены такие совместные действия стран-участниц, которые должны обеспечить ликвидацию подобных разливов в кратчайший срок и с наименьшими потерями.
Среди региональных соглашений по охране морской среды можно назвать следующие: Соглашение о сотрудничестве по предотвращению загрязнения вод Северного моря (Бонн, 1969 г.); Конвенция по охране среды Северо-Восточной Атлантики (Париж, 1992 г.), заменившая две конвенции — Конвенцию о предотвращении загрязнения морской среды сбросами веществ с судов и летательных аппаратов (Осло, 1972 г.) и Конвенцию о предотвращении загрязнения морской среды из источников, находящихся на суше (Париж, 1974 г.).
Среди конвенций, заключенных в соответствии с Программой региональных морей ЮНЕП, следует назвать конвенции по защите от загрязнения: Балтийского моря (Хельсинкская конвенция 1992 г.); Средиземного моря (Барселонская конвенция 1976 г.); Персидского и Оманского заливов (Кувейтская конвенция 1978 г.); Черного моря (Бухарест, 1992 г.); Конвенция о сотрудничестве в области защиты и развития морской и прибрежной среды районов Западного и Центрального Африканского региона (Абиджанская конвенция 1981 г.) и др.
Список используемой литературы
1. Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г.
2. Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. (изм. Протоколом 1992 г.).
3. Международная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г. (изм. Протоколом 1992 г.).
4. Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г.
5. Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г.