Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:21, контрольная работа
Цель работы – изучить основные элементы учения о биосфере и ноосфере.
Задачи:
определение понятий «биосфера», «ноосфера»;
выявление их элементов;
изучение исследования о биосфере и ноосфере.
История науки знает немало великих имён, с которыми связаны фундаментальные открытия в области естественных и общественных наук. В ХХ в. большое значение в области естественных наук приобрел Владимир Иванович Вернадский. На его принадлежность к своей сфере могут претендовать и естествоиспытатели самых различных направлений, и приверженцы точного экспериментально проверяемого знания, и историки науки и человеческой мысли, и науковеды, и, конечно, философы-гуманисты, социологи. Он, несомненно, принадлежал к тем немногим в истории не только своего народа, но и человечества, кому было по силам охватить могучим умом целостность всей картины мира и стать провидцем.
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945),
российский естествоиспытатель, мыслитель
и общественный деятель. Основоположник
комплекса современных наук о Земле - геохимии,
биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии
и др. Создатель многих научных школ. Академик
АН СССР (1925; академик Петербургской АН
с 1912; академик Российской АН с 1917), первый
президент АН Украины (1919). Профессор Московского
университета (в 1898-1911), ушел в отставку
в знак протеста против притеснений студенчества.
Идеи Вернадского сыграли выдающуюся
роль в становлении современной научной
картины мира. В центре его естественнонаучных
и философских интересов - разработка
целостного учения о биосфере, живом веществе
(организующем земную оболочку) и эволюции
биосферы в ноосферу, в которой человеческий
разум и деятельность, научная мысль становятся
определяющим фактором развития, мощной
силой, сравнимой по своему воздействию
на природу с геологическими процессами.
Учение Вернадского о взаимоотношении
природы и общества оказало сильное влияние
на формирование современного экологического
сознания. Развивал традиции русского
космизма, опирающегося на идею внутреннего
единства человечества и космоса. Вернадский
- один из лидеров земского либерального
движения и партии кадетов (конституционалистов-
Цель работы – изучить основные элементы учения о биосфере и ноосфере.
Задачи:
Предмет исследования является учение Вернадского о биосфере и ноосфере.
Объект исследования биосфера и ноосфера.
Методы исследования: теоретический анализ.
Биосфера – это сфера жизни. Она является четвертым компонентом географической оболочки. Понятие о биосфере было введено австрийским географом Зюссом в 1875 г. Он перечислил все оболочки планеты и среди них назвал биосферу. Однако содержание этого понятия Зюсс не раскрыл. Учение о биосфере было разработано в 20-х годах ХХ столетия академиком Вернадским. Он дал определение четвертой оболочки Земли и показал ее значение. В 1926 году была опубликована книга Вернадского «Биосфера», в которой были раскрыты его основные идеи по биосфере.
В настоящее время существуют три взгляда на биосферу.
Верхняя граница биосферы проходит и тропосфере и совпадает с озоновым слоем Земли. Нижняя граница ее очень неровная. Биосфера включает в себя всю толщу гидросферы, а также верхнюю часть литосферы, мощностью около 4 км.
Таким образом, общая вертикальная мощность биосферы – 20 км. Как видно, это очень тонкая оболочка планеты, она заселена живыми организмами, которые, по словам Вернадского, представляют собой самую мощную геологическую силу.1
Биосферу В.И. Вернадский определял также как одну из геологических оболочек Земли, структура и энергетика которой формируется в результате совокупной деятельности живых организмов. Еще одно определение биосферы – это совокупность экосистем. Биосфера простирается на все геосферные оболочки Земли: она занимает всю гидросферу, часть литосферы (до глубин примерно 10 км.) и часть атмосферы (всю тропосферу и часть стратосферы до высот более 30 км. над поверхностью Земли). Ранее уже было сказано, что самыми многочисленными и древними организмами Земли являются бактерии, именно их споры и были обнаружены на больших глубинах и высотах.
Одной из главных идей В.И. Вернадского в учении о биосфере была мысль о взаимосвязи живых организмов с неживой средой обитания. Эта взаимосвязь осуществляется путем круговоротов основных биогенных химических элементов – углерода, водорода, азота и кислорода, реализующихся в пищевых (трофических) цепях.
Растения Земли – это единственные живые организмы, синтезирующие из неорганического материала (углекислый газ и вода) органические вещества (клетчатку и крахмал). Побочным продуктом этой реакции, называемой фотосинтезом, поскольку она осуществляется только на свету, является молекулярный кислород. Растения берут из биосферы все нужные им для жизни химические элементы и не нуждаются в готовых органических соединениях других организмов, т.е. растения Земли – это автотрофы (лат. троф – пища). Кроме того, растения являются продуцентами (производителями) органических веществ, которыми питаются травоядные животные – консументы (потребители) первого уровня. Травоядными питаются хищники – консументы второго уровня.
Важной идеей В.И. Вернадского была мысль о космической роли живого вещества, которая заключается в аккумулировании солнечной энергии и преобразовании ее в энергию химических связей органических веществ. Без солнечной энергии были бы невозможны круговороты биогенных химических элементов и эволюция живых организмов
Главными принципами существования биосферы, по Вернадскому, являются ее целостность и гармония. Физические пределы существования жизни довольно малы и определяются мировыми физическими константами, которые в свою очередь задают узкие интервалы температур и давлений, пригодных для существования живых организмов. К этому добавляется еще и антропный принцип: все мировые физические константы удивительным образом «подогнаны» к существованию жизни. Будь они чуть-чуть выше или ниже, жизнь во Вселенной вообще была бы невозможна.
В буквальном смысле термин «биосфера» означает «сферу жизни» и в таком смысле он был впервые введен австрийским ученым Эдуардом Зюссом (1831-1914) в конце ХIХ века. Первоначально под этим названием подразумевалась только совокупность всех живых организмов, обитающих на Земле. Но постепенно идея о тесной взаимосвязи между живой и неживой природой, об обратном воздействии живых систем на окружающую их среду все настойчивее проникала в сознание ученых.
Стройное, целостное учение о биосфере было дано выдающимся русским ученым, основоположником геохимии, учеником В.В. Докучаева Владимиром Ивановичем Вернадским (1863-1945). Центральным понятием в этом учении является понятие о живом веществе, которое определяется как совокупность всех живых организмов Земли. Тогда биосферу можно определить как сферу единства живого и неживого, т.е. как живое вещество Земли вместе со средой обитания, с «косным веществом», как называл эту среду В.И. Вернадский. Такое толкование определило и его взгляд на проблему происхождения жизни на Земле. Будучи космистом, Вернадский считал, что жизнь зародилась вместе с планетой, поскольку нет убедительных доказательств того, что Земля когда – либо была безжизненной. Иными словами, биосфера существовала на Земле всегда.
Биосферу В.И. Вернадский определял также как одну из геологических оболочек Земли, структура и энергетика которой формируется в результате совокупной деятельности живых организмов. Еще одно определение биосферы – это совокупность экосистем Земли. Биосфера простирается на все геосферные оболочки Земли: она занимает всю гидросферу, часть литосферы (до глубин примерно 10 км.) и часть атмосферы (всю тропосферу и часть стратосферы до высот более 30 км. над поверхностью Земли). Ранее уже было сказано, что самыми многочисленными и древними организмами Земли являются бактерии, именно их споры и были обнаружены на больших глубинах и высотах.
Уже отмечалось, что эволюция шла не только путем уничтожения нежизнеспособных видов, но и путем сохранения старых, наиболее приспособляемых к изменяющимся условиям существования. Так постепенно складывалось нынешнее многообразие живых организмов – основа устойчивости биосферы. Сейчас на Земле обитает около 1 млн. видов животных и более 260 тыс. видов растений, причем более 75% видов животных – это членистоногие (в основном насекомые). Таким образом, по разнообразию видов животные почти в 4 раза обгоняют растения. Однако биомасса растений суши составляет 97%, а животных и микроорганизмов – всего 3% всей биомассы планеты. Известно, что Мировой океан занимает около 75% поверхности Земли, однако биомасса живых организмов суши примерно в 1000 раз превышает биомассу обитателей Мирового океана, которые живут в основном в поверхностном слое воды толщиной 100 м. Вместе с тем, биологическая продуктивность суши и океана примерно одинакова, что объясняется быстрым обновлением живых организмов в океане по сравнению с сушей.
Одной из главных идей В.И. Вернадского в учении о биосфере была мысль о взаимосвязи живых организмов с неживой средой обитания. Эта взаимосвязь осуществляется путем круговоротов основных биогенных химических элементов – углерода, водорода, азота и кислорода, реализующихся в пищевых (трофических) цепях. Схема пищевой цепи показана на рис. 30.
Растения Земли – это единственные живые организмы, синтезирующие из неорганического материала (углекислый газ и вода) органические вещества (клетчатку и крахмал). Побочным продуктом этой реакции, называемой фотосинтезом, поскольку она осуществляется только на свету, является молекулярный кислород. Растения берут из биосферы все нужные им для жизни химические элементы и не нуждаются в готовых органических соединениях других организмов, т.е. растения Земли – это автотрофы (лат. троф – пища). Кроме того, растения являются продуцентами (производителями) органических веществ, которыми питаются травоядные животные – консументы (потребители) первого уровня. Травоядными питаются хищники – консументы второго уровня.
Далее следуют падальщики – в природе все утилизируется, она не допускает никаких отходов. Когда живые организмы умирают, в дело вступают грибы и бактерии – редуценты, разлагающие органические вещества до атомов биогенных химических элементов, из которых формируется гумус (перегной), идущий на питание растений. Таким образом, круг замыкается. Именно в круговоротах биогенных химических элементов заключается геологическая роль живого вещества планеты.
Говорилось о том, что большинство осадочных пород имеют биогенное происхождение, т.е. живые организмы формируют не только биологический, но и геологический лик планеты. Консументы всех уровней и редуценты – это гетеротрофы, поскольку для питания используют тела других живых организмов.
Важной идеей В.И. Вернадского была мысль о космической ролиживого вещества, которая заключается в аккумулировании солнечной энергии и преобразовании ее в энергию химических связей органических веществ. Без солнечной энергии были бы невозможны круговороты биогенных химических элементов и эволюция живых организмов.
Главными принципами существования биосферы, по Вернадскому, являются ее целостность и гармония. Физические пределы существования жизни довольно малы и определяются мировыми физическими константами, которые в свою очередь задают узкие интервалы температур и давлений, пригодных для существования живых организмов (например, предельный тепловой интервал – от минус 252 до плюс 180 градусов по Цельсию). К этому добавляется еще и антропный принцип: все мировые физические константы удивительным образом «подогнаны» к существованию жизни. Будь они чуть-чуть выше или ниже, жизнь во Вселенной вообще была бы невозможна.
Вернадскому принадлежат идеи «всюдности» и «растекаемости» жизни: биосфера как уже было сказано выше, захватила все геосферные земные оболочки, живое вещество, подобно жидкости, растекается по планете, и чем мельче организмы, тем быстрее скорость их размножения.
Основными функциями биосферы, согласно современным воззрениям, являются:
1)энергетическая – солнечная энергия, запасенная в живых и захороненных живых организмах, обеспечивает круговороты биогенных химических элементов;
2)концентрационная – в живых организмах осуществляется максимально возможная концентрация органических веществ;
3)деструктивная – в трофических цепях идет разложение органических соединений до атомов биогенных химических элементов, образующих гумус, что обеспечивает питание растений и круговороты элементов;
4)средообразующая – живые организмы, наряду с неживой природой, создают среду обитания другим живым организмам;
5)транспортная – биосфера обуславливает круговорот биогенных химических элементов, т.е. их транспортировку по всей планете.