Загрязнение пресных вод в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 01:29, реферат

Краткое описание

Загрязнение пресных вод - попадание различных загрязнителей в воды рек, озер, подземных вод. Происходит при прямом или непрямом попадании загрязнителей в воду в отсутствие адекватных мер по очистке и удалению вредных веществ.
В большинстве случаев загрязнение пресных вод остаётся невидимым, поскольку загрязнители растворены в воде.
На загрязнение могут указывать такие признаки, как мёртвая рыба, но есть и более сложные методы его обнаружения. Загрязнение пресной воды измеряется в показателях биохимической потребности в кислороде — то есть сколько кислорода поглощает загрязнитель из воды. Этот показатель позволяет оценить степень кислородного голодания водных организмов.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по экологии.docx

— 26.06 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный аграрный университет»

 

 

 

Кафедра Экологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Асанова Алина Юрьевна гр.4211

Реферат на тему:

«Загрязнение пресных вод  в России»

 

 

 

 

 

 

 

Проверил               В. В. Кравец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2013

 

Загрязнение пресных вод - попадание различных загрязнителей в воды рек, озер, подземных вод. Происходит при прямом или непрямом попадании загрязнителей в воду в отсутствие адекватных мер по очистке и удалению вредных веществ.

В большинстве случаев загрязнение пресных вод остаётся невидимым, поскольку загрязнители растворены в воде.

На загрязнение могут указывать такие признаки, как мёртвая рыба, но есть и более сложные методы его обнаружения. Загрязнение пресной воды измеряется в показателях биохимической потребности в кислороде — то есть сколько кислорода поглощает загрязнитель из воды. Этот показатель позволяет оценить степень кислородного голодания водных организмов.

Объём естественных загрязняющих веществ ничтожен по сравнению с производимыми человеком. Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ с непредсказуемым действием. В воде могут быть обнаружены повышенные концентрации токсичных тяжёлых металлов, пестициды, нитраты и фосфаты, нефтепродукты, лекарственные препараты и другое.

Крупнейший потенциальный источник загрязнения — фермерские хозяйства. А источник быстрого загрязнения подземных вод вокруг городов  — возрастающее число загрязнённых скважин вследствие неправильной эксплуатации.

 

Экология малых рек России: проблемы и пути их решения.

Россия обладает одним из самых высоких в мире водных потенциалов. Однако в настоящее время из-за загрязнения около 70% рек и озер России, утратили качества источников питьевого водоснабжения, и в результате около половины населения потребляет загрязненную недоброкачественную воду. При недостаточной барьерной роли водоочистных инженерных сооружений резко обострилась проблема обеспечения питьевой водой многих регионов страны, увеличивается опасность для здоровья населения, повышается уровень заболеваемости кишечными инфекциями и гепатитом.

В Российской Федерации насчитывается 2,5 млн. малых рек и ручьев. На долю малых рек приходится значительная часть среднего объема речного стока: от 10 до 85% в разных регионах, или около 50% в среднем по стране. Малые реки принимают с водой различные наносы и растворенные вещества, поступающие с водосборов. В свою очередь малые реки формируют средние и большие реки, предопределяя их экологическую чистоту. На берегах малых рек проживает значительная часть населения России.

В настоящее время состояние малых рек, в результате резко возросшей антропогенной нагрузки на них, оценивается как катастрофическое.Велико число рек, прекративших существование в последнее время, многие оказываются на пороге исчезновения.По оценке специалистов Росгидромета, в настоящее время основная масса загрязняющих веществ поступает в поверхностные воды от рассредоточенных источников, транспорта и лесосплава. Ежегодно в стране происходит более 30 тыс. прорывов нефте- и газопроводов. Это приводит к загрязнению огромных площадей водосбора и хроническому загрязнению водных объектов. На протяжении многих лет наблюдается тенденция роста загрязнения нефтепродуктами среднего и нижнего течения Оби и ее притоков. Из-за загрязнения стоками начинаются различные биогенные мутации. Из рек и озер пропадают многие виды рыбы, а которые остаются - непригодны в пищу. Значительно скудеют флора и фауна водоемов. Избыток кислорода вызывает так называемое цветение. Изменяется и химический состав воды, повышается содержание азота, фосфора и хлорсодержащих веществ.

Государственная политика должна обеспечить согласованную работу всех субъектов водного хозяйства (государственных органов, органов местного самоуправления, водопользователей) по решению проблем в сфере водных ресурсов, в том числе связанных с реформированием и развитием водохозяйственного комплекса.

Основными мерами по решению экологических проблем малых рек должны стать:

  • переход на водосберегающие технологии и полная очистка хозяйственно-бытовых и промышленных стоков;
  • ужесточение контроля за соблюдением природоохранных нормативов сброса загрязняющих веществ в водные объекты;
  • установление водоохранных зон для всех водных объектов;
  • ограничение сбросов промышленных вод в реки, озера и другие водные объекты;
  • очищение русел и пойм рек и озер от скопившегося мусора;
  • совершенствование технологий производства и технологий утилизации отходов;
  • осуществление жесткого контроля за выпасом скота в поймах, предотвращение попадания в реки удобрений и ядохимикатов с полей, а также фекальных масс;
  • посадка леса вдоль русел малых рек и примыкающих к речным долинам оврагов;
  • проведение разъяснительных мероприятий с населением по основам рационального природо- и водопользования.

В финансировании этих работ целесообразно активизировать участие субъектов федерации и предприятий различных форм собственности на основе бассейнового принципа решения водохозяйственных проблем.

В целях снижения и предотвращения негативного антропогенного загрязнения малых рек, а также рационализации водопользования участники парламентских слушаний рекомендовали:

Федеральному Собранию РФ:

  • Ускорить принятие федеральных законов "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" с внесением соответствующих изменений и дополнений в бюджетное и налоговое законодательство, обеспечивающих целевое использование средств на природоохранные мероприятия, а также "О питьевой воде и питьевом водоснабжении".
  • Ускорить подготовку и принятие проектов федеральных законов    "Об обязательном экологическом страховании", "Об упаковке и упаковочных отходах".
  • Рассмотреть вопрос о целесообразности разработки проектов федеральных законов "Об экологическом аудите", "Об экологической сертификации".

Правительству Российской Федерации:

  • Ускорить принятие нормативных правовых актов, предусмотренных Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
  • Ежегодно предусматривать необходимое финансирование федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России».
  • Разработать и утвердить федеральную целевую программу "Обеспечение населения России питьевой водой" с включением в нее подпрограммы по малым рекам России.
  • Разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ:
  • проект Водного кодекса РФ (новую редакцию), предусматривающую механизм аренды водных объектов, в том числе право безвозмездного пользования этими объектами без изъятия водных ресурсов, регулирование отношений, обеспечивающих экологическую безопасность водных объектов, расширение полномочий субъектов РФ в рамках совместного ведения вопросов владения, пользования и распоряжения водными ресурсами;
  • проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ" (в части целевого использования поступающей платы за пользование водными объектами и отнесения их к неналоговым доходам).
  • Внести дополнения и изменения в нормативные акты, регламентирующие градостроительство, промышленное и дорожно-транспортное строительство, в части ужесточения требований по предотвращению загрязнения малых рек ливневым и поверхностным стоком.

Органам государственной власти субъектов РФ:

  • Обеспечить целевое использование поступающих платежей за пользование водными объектами на осуществление мер по регулированию, использованию и охране водных ресурсов, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и предупреждению вредного воздействия на окружающую среду.
  • Законодательно закрепить запрещение сброса в водоемы и водотоки неочищенных или недостаточно очищенных промышленных и бытовых сточных вод.
  • Разработать программы по обеспечению приведения в порядок всех существующих очистных сооружений до степени, позволяющей производить сбросы в малые реки только нормативно очищенных сточных вод.
  • Обеспечить повсеместное установление водоохранных зон и режимов хозяйственной деятельности в водоохранных зонах на всех малых реках с выделением соответствующих средств.

 


Информация о работе Загрязнение пресных вод в России