Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 20:09, доклад
В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий, стран и т. п., но и для всего человечества. Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями, но, в отличие от других организмов, эти связи приняли такие масштабы и формы, что это может привести к практически полному вовлечению живого покрова планеты в жизнеобеспечение современного общества, поставив человечество на грань экологической катастрофы.
В настоящее время стихийное
развитие взаимоотношений с природой
представляет опасность для существования
не только отдельных объектов, территорий,
стран и т. п., но и для всего человечества.
Это объясняется тем, что человек тесно
связан с живой природой происхождением,
материальными и духовными потребностями,
но, в отличие от других организмов, эти
связи приняли такие масштабы и формы,
что это может привести (и уже приводит!)
к практически полному вовлечению живого
покрова планеты (биосферы) в жизнеобеспечение
современного общества, поставив человечество
на грань экологической катастрофы.
Человек, благодаря данному ему природой
разуму, стремится обеспечить себе «комфортные»
условия среды, быть независимым от ее
физических факторов, например, от климата,от
нехватки пищи, избавиться от вредных
для него животных и растений (но совсем
не «вредных» для остального живого мира!)
и т. п. Поэтому человек, прежде всего, отличается
от других видов тем, что взаимодействует
с природой через создаваемую им культуру,
т.е. человечество в целом, развиваясь,
создает на Земле культурную среду благодаря
передаче из поколения в поколение своего
трудового и духовного опыта. Но, как отмечал
К. Маркс, «культура, если она развивается
стихийно, а не направляется сознательно...
оставляет после себя пустыню».
Остановить
стихийное развитие событий помогут лишь
знания о том, как ими управлять, и в случае
с экологией, эти знания должны «овладеть
массами», по крайней мере большей частью
общества, что возможно лишь через всеобщее
экологическое образование людей, начиная
со школьной скамьи и заканчивая вузом.
Экологические знания необходимы
каждому человеку, чтобы сбылась мечта
многих поколений мыслителей о создании
достойной человека среды, для чего надо
построить прекрасные города, развить
настолько совершенные производительные
силы, которые смогли бы обеспечить гармонию
человека и природы. Но эта гармония невозможна,
если люди враждебно настроены друг к
другу, и тем более, если идут войны, что,
к сожалению, имеет место. Как справедливо
отметил американский эколог Б. Коммонер
в начале 70-х гг., «поиски истоков любой
проблемы, связанной с окружающей средой,
приводят к неоспоримой истине, что коренная
причина кризиса заключена не в том, как
люди взаимодействуют с природой, а в том,
как они взаимодействуют друг с другом...
и что, наконец, миру между людьми и природой
должен предшествовать мир между людьми».
Таким образом, экологические знания позволяют
осознать всю пагубность войны и распрей
между людьми, ведь за этим кроется не
просто гибель людей и даже цивилизаций:
это приведет к всеобщей экологической
катастрофе, к гибели всего человечества.
Значит, важнейшее из экологических условий
выживания человека и всего живого — это
мирная жизнь на Земле. Именно к этому
должен и будет стремиться экологически
образованный человек.
Но было бы несправедливо строить всю
экологию «вокруг» только человека. Да
и собственно экология, как мы уже показали
выше, возникла для решения задач изучения
взаимодействия всего живого с неживой
природой и организмов между собой. Человек
— такой же организм, и изоляция его от
животных и растений дикой природы существенно
сказывается на его здоровье. Домашние
животные и растения не могут полностью
заменить дикую природу. Изменение, а тем
более уничтожение природной среды влечет
за собой пагубные последствия для жизни
человека. Экологические знания позволяют
ему убедиться в этом и принимать правильное
решение с целью охраны природы, в том
числе и на бытовом уровне. Они позволяют
ему понять, что человек и природа — единое
целое и представления о возможности господства
над природой довольно призрачны и примитивны.
Экологически образованный человек не
допустит «стихийного» отношения к окружающей
его среде жизни. Он будет бороться против
экологического варварства, а если в нашей
стране таких людей станет большинство,
то они обеспечат нормальную жизнь своим
потомкам, решительно став на защиту дикой
природы от алчного наступления «дикой»
цивилизации, преобразуя и совершенствуя
саму цивилизацию, находя наилучшие, «экологически
чистые» варианты взаимоотношения природы
и общества.
Отсюда следует, что в настоящее время
остановить нарушение экологических законов
можно, только подняв на должную высоту
экологическую культуру каждого члена
общества, а это возможно сделать прежде
всего через образование, через изучение
основ экологии. Что особенно важно для
специалистов в области наук технического
направления, в первую очередь для инженеров-строителей,
инженеров в области химии, нефтехимии,
металлургии, машиностроения, пищевой
и добывающей промышленности и т. д.
Информация о работе Значение экологического образования в Украине