Международное сотрудничество в области решения экологических проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 22:05, реферат

Краткое описание

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь проводит активную работу по развитию международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

Одним из самых действенных механизмов международного сотрудничества является развитие международной правовой практики, направленной на консолидацию усилий отдельных государств и международных организаций в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

Международное сотрудничество в области решения экологических проблем.docx

— 28.81 Кб (Скачать файл)

Международное сотрудничество в области решения  экологических проблем

 

 

Министерство  природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь проводит активную работу по развитию международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

 

Одним из самых действенных механизмов международного сотрудничества является развитие международной правовой практики, направленной на консолидацию усилий отдельных государств и международных  организаций в решении глобальных и региональных экологических проблем.

 

Следуя  рекомендациям и принципам основных документов, принятых на конференциях ООН по окружающей среде и устойчивому  развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро  и в 2002 г. в Йоханнесбурге, Республика Беларусь постепенно переходит на принципы устойчивого развития. Программные  документы, принятые в стране, такие, как Национальный план действий по рациональному использованию природных  ресурсов и охране окружающей среды  на 2006 - 2010 годы и Национальная стратегия  устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 года (НСУР - 2020), выделяют международное сотрудничество как один из путей эффективного решения  экологических проблем.

 

В Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» отражена позиция  государства в сфере международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды. Статья 104 определяет, что это  сотрудничество осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и  нормами международного права и  международными договорами Республики Беларусь. При этом статьей 105 Закона подчеркивается приоритет применения норм охраны окружающей среды, зафиксированных  в международных договорах и  вступивших в силу на территории Беларуси, что подразумевает обязательность гармонизации национального экологического законодательства с международным.

 

Основные  направления деятельности Минприроды в области международного сотрудничества заключаются в развитии международного партнерства, подготовке обоснований  по присоединению Республики Беларусь к многосторонним договорам, укреплении двустороннего сотрудничества, расширении взаимосвязей с международными межправительственными  организациями и финансовыми  институтами, разработке двух- и многосторонних соглашений с приграничными государствами, различными странами Европы и Азии, реализации договоренностей в рамках подписанных соглашений.

 

Минприроды  проводит активную работу по присоединению  Республики Беларусь к многосторонним природоохранным соглашениям. Беларусь является стороной 13 глобальных и 10 европейских  международных конвенций и протоколов. К числу важнейших Конвенций, к которым присоединилась Республика Беларусь, следует отнести конвенции, которые рассматривают вопросы  изменения климата, реализации Киотского  протокола, вопросы по охране озонового  слоя, биологическом разнообразии, контроля за трансграничной перевозкой опасных отходов, по борьбе с опустыниванием и деградацией земель и другие.

 

Присоединение к международным договорам шло  достаточно планомерно, в период до 1990 года Республика Беларусь (БССР) стала  стороной 7 договоров, с 1990 по 1995 - 2, с 1996 по 2000 - 4. В последние десять лет деятельность по присоединению к международным договорам вновь активизировалась, страна стала Стороной глобальных и региональных конвенций и протоколов, среди которых Конвенция по борьбе с опустыниванием, Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных, Хельсинская конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и Протокол по проблемам воды и здоровья к ней, Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ), Картахенский и Киотский протоколы и Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) в трансграничном контексте, Договор об Антарктике и Протокол по охране окружающей среды к нему.

 

Каждое  соглашение является уникальным документом, имеет свой собственный независимый  правовой статус и требует принятия страной необходимых мер по обеспечению  более строгого осуществления и  соблюдения законов, норм, политики, необходимых  мер и инициатив.

 

В соответствии с отдельными Указами  Президента Республики Беларусь и постановлениями  Совета Министров Республики Беларусь Минприроды определено административным органом, ответственным за выполнение положений того или иного международного договора на национальном уровне. В  связи с этим, Приказом Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды управление подписанными международными договорами закреплено за структурными подразделениями министерства с  определением национального координатора и специалистов, ответственных за обеспечение эффективного международного сотрудничества и организацию выполнения обязательств, вытекающих из положений  международных договоров.

 

В комплекс процедур и мер, предпринимаемых  государством, а также его компетентными  органами, входит создание национальных межведомственных структур (комиссий, советов, рабочих групп) с целью  координации действий по повышению  осведомленности о международном  договоре, выполнению его положений  и усилению его политической значимости.

 

Важнейшим элементом стратегического жизненного цикла межгосударственных природоохранных  соглашений является планирование соблюдения и осуществления их положений. Такие  документы имеют ярко выраженный междисциплинарный подход и межведомственный характер выполнения и направлены на развитие нормативной правовой базы, проведение научных исследований, выполнение конкретных мероприятий. Они предполагают закрепление работ на отраслевом уровне, развитие и координацию информационного  обеспечения.

 

В Руководящих принципах более  строгого соблюдения и осуществления  международных договоров (Киев, 2003) центральное место отводится  созданию и пересмотру национального  законодательства в связи с ратификаций  или присоединением к конвенциям и протоколам, а также мерам  по улучшению межсекторальной координации и повышению взаимодополняемости в вариантах разработки политики и проведения конкретных действий.

 

Высшим  органом управления международным  глобальным или многосторонним договором  является конференция Сторон. На сессиях  конференций Сторон страны участницы  рассматривают стратегические вопросы  выполнения положений договоров, принимают  политические решения, касающиеся обязательств отдельных стран, программ помощи странам  с переходной экономикой и развивающимся  странам, определяют будущие направления  деятельности в рамках международного договора. Участие белорусских экспертов  в таких мероприятиях носит стратегический принципиальный характер, оно обеспечивает своевременное информирование заинтересованных органов в странах участницах о принятых решениях, дает возможность  провести переговоры о получении  поддержки из международных организаций  для выполнения положений международных  договоров.

 

Другим  важным элементом является участие  представителей Республики Беларусь в  заседаниях рабочих экспертных групп, созданных для решения тех  или иных задач в рамках конвенций, заседаниях бюро конференций Сторон, семинарах и мероприятиях, имеющих  обучающий характер и дающих возможность  для обмена опытом между странами-участницами.

 

В настоящее время деятельность Минприроды в части реализации положений  международных соглашений развивается  по двум направлениям.

 

Первое, это создание действенных механизмов контроля за выполнением требований международных конвенций и протоколов, Стороной которых является Беларусь, развитием системы планирования, мониторинга и отчетности перед секретариатами международных конвенций и протоколов.

 

Второе  направление заключается в подготовке обоснований по присоединению к  новым международным соглашениям. К их числу необходимо отнести проводимую Минприроды работу, направленную на присоединение Республики Беларусь к Протоколу по стратегической и экологической оценке (СЭО), к Протоколу по ограничению выбросов летучих органических соединений и Протоколу по тяжелым металлам к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, к Протоколу о регистрах выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ) к Орхусской Конвенции, Соглашению по охране афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц, Бернской конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе и ряду других международных поправок и протоколов.

 

Еще одной составляющей реализации положений  международных договоров является деятельность, направленная на привлечение  в страну финансовых средств международных  организаций в виде международной  технической помощи.

 

Ряд международных организаций, среди  которых Глобальный экологический  фонд (ГЭФ), Всемирный Банк, Программа  ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и  Программа ООН по развитию (ЮНДП), Программа ТАСИС Европейского Союза, природоохранные агентства и  экологические фонды стран-доноров, имеют специальные программы  помощи стране, в которых в качестве приоритетного направления сотрудничества выделяется выполнение обязательств, принятых на себя страной в рамках международных договоров.

 

Как правило, международными организациями  финансируется деятельность по разработке национальных планов и программ действий и других стратегических документов, направленных на реализацию положений  международных договоров, подготовку национальных отчетов (докладов, сообщений), проведение семинаров и конференций.

 

Наибольшая  часть средств технической помощи приходится на Венскую конвенцию  об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой – 6,9 миллионов долларов США. По количеству проектов, реализованных с поддержкой международных организаций, лидирует Конвенция о биологическом разнообразии, Орхусская конвенция, Конвенция по борьбе с опустыниванием и Конвенция о сохранении мигрирующих видов животных.

 

В рамках проектов международной технической  помощи были подготовлены первое Национальное сообщение Республики Беларусь об изменении  климата, три Национальных доклада  о сохранении биоразнообразия, Национальная стратегия устойчивого развития экологического туризма Беларуси, выполнен анализ экологического законодательства Республики Беларусь и подготовлены изменения в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

 

Подписание  Республикой Беларусь ряда международных  договоров служит одним из важнейших  стимулов развития научных исследований, формирования и укрепления научного потенциала, повышения профессионального  и экспертного уровня знаний научных  кадров. В рамках ряда конвенций  на базе научно-исследовательских организаций  страны созданы специальные центры: Национальный научно-исследовательский  центр  мониторинга озоносферы (БГУ), Орхусский центр (РУП «Бел НИЦ «Экология»), Национальный координационный центр биобезопасности (ГНУ «Институт генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси»), отдел международных конвенций и соглашений РУП «Бел НИЦ «Экология» выполняет функции центра по сопровождению конвенций и протоколов, в том числе  РКИК ООН и Киотского протокола.

 

Также научное и техническоесопровождение международных природоохранных конвенций и протоколов осуществляют научно-исследовательские учреждения и организации, такие как Государственное научно-производственное объединение «Научно-практический центр по биоресурсам» Национальной академии наук Беларуси, ГНУ «Институт природопользования Национальной академии наук Беларуси», Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов, общественное объединение "Ахова птушак Бацькаўшчыны" и др.

 

Ученые  и специалисты Беларуси проводят активные исследования в области  трансграничного загрязнения воздуха  на большие расстояния, охраны водно-болотных угодий, борьбы с опустыниванием и  деградацией земель, миграции диких  животных, рационального использования  ресурсов трансграничных рек, по вопросам учета и обращения с отходами, стойкими органическими загрязнителями. Результаты исследований служат основой  для формирования системы государственного регулирования и мониторинга  окружающей среды, а также надежной базой для принятия управленческих решений.

 

Помимо  глобальных международных договоров  Беларусь принимает активное участие  в природоохранной деятельности ряда региональных и международных  организаций. Минприроды поддерживает рабочие взаимоотношения с организациями системы ООН, включая Европейскую Экономическую Комиссию ООН (ЕЭК ООН) и ее структурные комитеты по экологической политике, энергетике, транспорту и другие, Представительство ООН в Республике Беларусь (ПРООН), Программу ООН по окружающей среде, Всемирную Метеорологическую Организацию (ВМО), Всемирную Организацию Здравоохранения (ВОЗ), Международную организацию гражданской авиации, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейскую Комиссию (ЕС), а также руководящие органы глобальных и региональных природоохранных конвенций.

 

Развитие  сотрудничества в области охраны окружающей среды, прежде всего с  зарубежными странами на двусторонней основе во многом зависит от состояния  договорно-правовой базы в этой сфере. Минприроды придает большое значение заключению и последующей реализации двусторонних и многосторонних соглашений, прежде всего с государствами, являющимися  нашими соседями, странами СНГ, имеющими с нами общие природные объекты, а также со странами Европы.

 

В настоящее время при непосредственном участии Минприроды подготовлено, подписано  и реализуется свыше 30 двусторонних договоров на правительственном  и межведомственном уровне. Республика Беларусь подписала правительственные  и межведомственные соглашения со всеми  приграничными государствами. Среди  них два договора с Российской Федерацией и два договора с Украиной: Соглашение об охране окружающей среды  и Соглашение о рациональном использовании  и охране трансграничных вод. С Республикой  Польша заключено межправительственное соглашение о сотрудничестве в области  охраны окружающей среды.

Информация о работе Международное сотрудничество в области решения экологических проблем