Модели экологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 20:05, доклад

Краткое описание

Однопредметная модель экологического образования. Предполагается изучение экологии как самостоятельного предмета. Она предполагает создание специальных интегрированных предметов (курсов) экологической направленности, которые имеют самостоятельное место в обязательном разделе учебного плана каждой ступени общеобразовательной школы. Подразумевается, что для каждого из трех уровней дифференцированного обучения такие предметы (курсы) будут иметь свою модификацию.

Вложенные файлы: 1 файл

однопредмет.docx

— 14.72 Кб (Скачать файл)

Однопредметная

Многопредметная

Смешанная

 
Вводится интегрированная учебная  дисциплина экологической направленности.

 
Осуществляется экологизация традиционных учебных курсов и дисциплин.

 
Вводится новый курс экологической  направленности с одновременной  экологизацией традиционных учебных предметов.


Однопредметная модель предполагает достижение цели экологического образования в рамках отдельного предмета. Эта модель базируется на интеграции учебного материала и предусматривает применение интегрированных методов и форм обучения.

Однопредметная модель экологического образования. Предполагается изучение экологии как самостоятельного предмета. Она предполагает создание специальных  интегрированных предметов (курсов) экологической направленности, которые  имеют самостоятельное место  в обязательном разделе учебного плана каждой ступени общеобразовательной  школы. Подразумевается, что для  каждого из трех уровней дифференцированного  обучения такие предметы (курсы) будут  иметь свою модификацию.  Интеграция на основе экологического содержания общеобразовательных знаний, ценностных ориентаций и умений предполагает разработку в педагогике и частных методиках сплава особого научного и художественного языка, который воздействовал бы не только на интеллект, но и на чувственно-эмоциональную сферу, побуждая ученика к действию. Важно, чтобы такой язык целостно выражал в форме проблем, идей, гипотез, понятий, образов и символов сущность современной кризисной ситуации, обозначал возможные пути ее разрешения на разных уровнях, включая личное участие каждого ученика. Наибольшая трудность осуществления этой второй модели в массовой школе в ближайшее время видится в неподготовленности педагогических кадров к ведению предметов, интегрированных на основе экологического содержания.

Если же говорить об экологическом  образовании серьезно, то есть всего  одна модель - та самая однопредметная: курс экологии. Экологизация предметов в школе идет давно, правда, никакого экологического мировоззрения она у выпускников школ не сформировала, так как под экологизацией понимаются отдельные факты, сообщаемые учащимся на уроках химии, биологии, географии, истории, о том, как что-то отрицательно влияет на нашу жизнь. Часть учителей, решив заняться экологией со школьниками, сразу переходит к практической части: что-то охранять, с кем-то бороться.

 

 

 

1. Многопредметная модель экологического образования предполагает экологизацию содержания традиционных предметов как естественнонаучного, так и общественно-гуманитарного циклов. Даже предлагается реализация подобного подхода в виде "вкладышей" по проблемам окружающей среды в учебники, и эти же авторы считают, что экологическое образование должно сформировать систему научных и практических знаний и умений у школьников. Опять напрашивается нехорошая аналогия: например, кто-то разобрал машину на узлы и детали и разместил это все в разных кабинетах с целью лучшего понимания обучаемыми того, как работает машина как единое целое: Интересная идея, не правда ли?

2. Однопредметная  модель экологического образования.  Предполагается изучение экологии  как самостоятельного предмета. И авторы тут же подкрепляют  эту идею международным авторитетом.  Они пишут: "Такой подход рекомендован  Всемирной хартией охраны природы,  в которой отмечено, что "курсы  охраны окружающей среды" должны  стать частью общей системы  образования". Это - круто! При чем здесь курсы охраны природы, если речь идет о курсе экологии? Это два разных предмета. По мнению авторов, у этого подхода есть, оказывается, и отрицательный момент: "локализация и фрагментированность экологических знаний в сознании учащихся". К курсу охраны природы это действительно может относиться, но не к курсу экологии.

3. Смешанная модель  представляется авторам наиболее  перспективной. "В этой модели  содержание экологических знаний  вводится с учетом особенностей  традиционных учебных предметов,  а также целостно в самостоятельных  интегрированных предметах". Интегрированные предметы авторы выделяют такие, как "сельскохозяйственная экология", "экология города", "промышленная экология", то есть не систематическое экологическое образование, предполагающее у части выпускников школы экологическое мышление, а фрагментарные знания, типа "начетничества", "эклектизма", "винегрета" - как вам угодно.

Из всего вышесказанного можно сделать один вывод: у авторов  нет концепции экологического образования, а их рассуждения об экологическом  образовании таковой считать  нельзя.

Если же говорить об экологическом образовании серьезно, то есть всего одна модель - та самая  однопредметная: курс экологии (а не охраны окружающей среды). Экологизация предметов в школе идет давно, правда, никакого экологического мировоззрения она у выпускников школ не сформировала, так как под экологизацией понимаются отдельные факты, сообщаемые учащимся на уроках химии, биологии, географии, истории, о том, как что-то отрицательно влияет на нашу жизнь


Информация о работе Модели экологического образования