Окружающая среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 18:04, реферат

Краткое описание

Наиболее эффективным способом определения эффективности такого рода систем управления является их аудитсистематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных для определения соответствия системы управления окружающей средой организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией. В случае необходимости руководство организации корректирует свою экологическую политику, соответствующие задачи и планы работ.

Содержание

1. ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОХРАНЫ
2. ОБЪЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
3. ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
4. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Окр среда.docx

— 29.98 Кб (Скачать файл)

1. ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОХРАНЫ 

 

Разнообразное вмешательство  человека в естественные процессы в  биосфере можно сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая  под ними любые нежелательные  для экосистем антропогенные  изменения:

−             ингредиентное (ингредиент — составная часть сложного соединения или смеси) загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно чуждых естественным биогеоценозам;

−             параметрическое загрязнение (параметр окружающей среды — одно из ее свойств, например уровень шума, освещенности, радиации и т. д.), связанное с изменением качественных параметров окружающей среды;

−             биоценотическое загрязнение, заключающееся в воздействии на состав и структуру популяции живых организмов;

−             стациально-деструкционное загрязнение (стация — место обитания популяции, деструкция — разрушение), представляющее собой изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования.

До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основном защита ее животного и  растительного мира от истребления. Соответственно и формами этой защиты было главным образом создание особо охраняемых территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных животных, и т. п. Ученых и общественность волновали прежде всего биоценотическое и частично стациально-деструкционные воздействия на биосферу. Ингредиентное и параметрическое загрязнение, конечно, существовало тоже, тем более что об установке очистных сооружений на предприятиях и речи не шло. Но оно не было столь многообразным и массированным, как теперь, практически не содержало искусственно созданных соединений, не поддающихся естественному разложению, и природа с ним справлялась самостоятельно. Так, в реках с ненарушенным биоценозом и нормальной скоростью течения, не замедляемой гидротехническими сооружениями, под влиянием процессов перемешивания, окисления, осаждения, поглощения и разложения редуцентами, дезинфекции солнечным излучением и др. загрязненная вода полностью восстанавливала свои свойства на протяжении 30 км от источников загрязнения.

Конечно же, и раньше наблюдались  отдельные очаги деградации природы в окрестностях наиболее загрязняющих производств. Однако к середине XX в. темпы ингредиентного и параметрического загрязнений возросли и качественный их состав изменился столь резко, что на значительных территориях способность природы к самоочищению, т. е. естественному разрушению загрязнителя в результате природных физических, химических и биологических процессов, была утрачена.

В настоящее время не происходит самоочищения даже таких полноводных  и протяженных рек, как Обь, Енисей, Лена и Амур. Что же говорить о  многострадальной Волге, естественная скорость течения которой в несколько  раз снижена гидротехническими  сооружениями, или реке Томь (Западная Сибирь), всю воду которой промышленные предприятия успевают забрать для  своих нужд и спустить обратно  загрязненной, как минимум, 3 — 4 раза, прежде чем она доберется от истока до устья.

Способность почвы к самоочищению подрывается резким уменьшением  в ней количества редуцентов, происходящим под влиянием неумеренного применения пестицидов и минеральных удобрений, выращивания монокультур, полной уборки с полей всех частей выращенных растений и т. д. 

 

2. ОБЪЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 

 

Под охраной окружающей среды  понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические  требования до каждого конкретного  загрязнителя и обеспечивающих его  заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных  мероприятий по претворению в  жизнь этих требований.

Только если все эти  составные части соответствуют  друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей природной  среды, можно рассчитывать на успех.

Поскольку не была решена вовремя  задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все  чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной  среды. Оба эти понятия интегрируются  в термине «охрана окружающей среды».

Охрана окружающей природной  среды складывается из:

−             правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

−             материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;

−             инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.

В соответствии с законом  Российской Федерации «Об охране окружающей среды» охране подлежат следующие  объекты:

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного  воздействия хозяйственной и  иной деятельности являются:

−             земли, недра, почвы;

−             поверхностные и подземные воды;

−             леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

−             атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В первоочередном порядке  охране подлежат естественные экологические  системы, природные ландшафты и  природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного  наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные  заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные  и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности  и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного  проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов  Российской Федерации, объекты, имеющие  особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Основными принципами охраны окружающей природной среды должны являться:

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических  и физических лиц, оказывающая воздействие  на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

−             соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

−             обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; 
     научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

−             охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

−             ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

−             платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

−             независимость контроля в области охраны окружающей среды;

−             презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

−             обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

−             обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

−             учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

−             приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

−             допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

−             обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

−             обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

−             охранение биологического разнообразия;

−             обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

−             запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

−             соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

−             ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

−             организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

−             участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

−             международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды. 

 

3. ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ 

 

Природоохранной является любая  деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на уровне, обеспечивающем устойчивость биосферы. К ней относится как крупномасштабная, осуществляемая на общегосударственном уровне деятельность по сохранению эталонных образцов нетронутой природы и сохранению разнообразия видов на Земле, организации научных исследований, подготовке специалистов-экологов и воспитанию населения, так и деятельность отдельных предприятий по очистке от вредных веществ сточных вод и отходящих газов, снижению норм использования природных ресурсов и т. д. Такая деятельность осуществляется в основном инженерными методами.

Существуют два основных направления природоохранной деятельности предприятий. Первое — очистка вредных  выбросов. Этот путь «в чистом виде»  малоэффективен, так как с его  помощью далеко не всегда удается  полностью прекратить поступление  вредных веществ в биосферу. К  тому же сокращение уровня загрязнения  одного компонента окружающей среды  ведет к усилению загрязнения  другого.

И Например, установка влажных фильтров при газоочистке позволяет сократить загрязнение воздуха, но ведет к еще большему загрязнению воды. Уловленные из отходящих газов и сливных вод вещества часто отравляют значительные земельные площади.

Использование очистных сооружений, даже самых эффективных, резко сокращает  уровень загрязнения окружающей среды, однако не решает этой проблемы полностью, поскольку в процессе функционирования этих установок тоже вырабатываются отходы, хотя и в  меньшем объеме, но, как правило, с повышенной концентрацией вредных  веществ. Наконец, работа большей части  очистных сооружений требует значительных энергетических затрат, что, в свою очередь, тоже небезопасно для окружающей среды.

Информация о работе Окружающая среда