Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 11:02, контрольная работа
Современная экология -- это быстро развивающаяся наука, характеризующаяся своим кругом проблем, своей теорией и своей методологией. Сложная структура экологии определяется тем, что объекты ее относятся к очень разным уровням организации: от целой биосферы и крупных экосистем до популяций, причем популяция нередко рассматривается как совокупность отдельных особей. Масштабы пространства и времени, в которых происходят изменения этих объектов, и которые должны быть охвачены исследованиями, также варьируют чрезвычайно широко: от тысяч километров до метров и сантиметров, от тысячелетий до недель и суток.
1.Что такое экология?Предмет экология,цели и задачи экологии.
2.Структура современной экологии.
3.Экология человека.
4.Прикладная экология.
5.Инженерная экология.Объект и предмет исследований инженерной экологии.
Список литературы.
Содержание:
1.Что такое
экология?Предмет экология,
2.Структура современной экологии.
3.Экология человека.
4.Прикладная экология.
5.Инженерная
экология.Объект и предмет
Список литературы.
1.Что такое
экология?Предмет экология,
Термин
«экология» был предложен в 1866 году
немецким зоологом и философом Э.
Геккелем, который, разрабатывая систему
классификации биологических
В научную литературу новый термин входил довольно медленно и более или менее регулярно стал использоваться только с 1900-х годов. Как научная дисциплина экология формировалась в 20-м столетии, но предыстория ее восходит к 19, и даже к 18 веку.
Во
второй половине 18-го в. на смену представлениям
естественной истории, неотделимым
от церковных догматов, стали приходить
новые идеи, постепенное развитие
которых привело к той картине
мира, которая разделяется и
На рубеже 19 и 20 столетий само слово «экология», почти не использовавшееся в первые 20-30 лет после того, как оно было предложено Геккелем, начинает употребляться все чаще и чаще. Появляются люди, называющие себя экологами и стремящиеся развивать именно экологические исследования. В 1895 г. датский исследователь Й.Э. Варминг публикует учебное пособие по «экологической географии» растений, вскоре переведенное на немецкий, польский, русский (1901 г.), а потом и на английский языки. В это время экология чаще всего рассматривается как продолжение физиологии, только перенесшей свои исследования из лаборатории непосредственно в природу. Основное внимание уделяется при этом изучению воздействия на организмы тех или иных факторов внешней среды. Иногда, однако, ставятся совсем новые задачи, например, выявить общие, регулярно повторяющиеся черты в развитии разных природных комплексов организмов (сообществ, биоценозов).
Для
превращения экологии в самостоятельную
науку очень важными были 1920-1940-е
годы. В это время публикуется
ряд книг по разным аспектам экологии,
начинают выходить специализированные
журналы (некоторые из них существуют
до сих пор), возникают экологические
общества. Но самое главное -- постепенно
формируется теоретическая
Современная
экология -- это быстро развивающаяся
наука, характеризующаяся своим
кругом проблем, своей теорией и
своей методологией. Сложная структура
экологии определяется тем, что объекты
ее относятся к очень разным уровням
организации: от целой биосферы и
крупных экосистем до популяций,
причем популяция нередко
2. Структура современной экологии.
Современная экология это комплексная (междисциплинарная) наука, которая синтезирует данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Главным из всех направлений современной экологии является изучение выживания живых существ в окружающей среде. Поэтому основной, частью экологии как биологической науки является общая экология (биоэкология), которая изучает закономерности взаимоотношений живых организмов, популяций и сообществ друг с другом и окружающей средой.
В составе биоэкологии выделяют следующие разделы:
- аутэкология (экология особей) - изучает влияние экологических факторов на отдельные организмы (вид, особь);
- демоэкология (экология популяций) - изучает структуру и динамику популяций отдельных видов;
- синэкология (биогеоценология, экология экосистем) - изучает законы существования и свойства сложных сообществ организмов как единых систем.
- глобальная экология - изучает биосферу как глобальную экосистему, образованную из совокупности биогеоценозов (экосистем).
По конкретным объектам исследования
в биоэкологии различают
Раздел - геоэкология изучает биосферные оболочки Земли (атмосферу, литосферу, гидросферу) и требует интеграции геологии и географии, почвоведения и геохимии, гидрогеологии и гидрологии и др. в единую систему знаний. По конкретным средам исследования в геоэкологии различают экологию суши, экологию пресных вод, экологию моря, экологию высокогорий и др.
Прикладная экология представлена
комплексом дисциплин, связанных с
различными областями человеческой
деятельности. На стыке экологии с
другими отраслями знаний развиваются
такие направления как
В конце 20 века появилась и существует
- социальная экология, которая изучает
взаимоотношения в системе «
Экология человека, рассматривает взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающей его природной, социальной и культурной средами. В ее рамках развиваются: экология города, экология народонаселения, аркология (архитектурная концепция, предложенная итальянским архитектором П. Солери в 1919 г.; он предложил решать урбанистические проблемы 20 века путем строительства гигантских вертикальных сооружений способных вмещать миллионы жителей).
Таким образом, в последние десятилетия современная экология фактически вышла за рамки только биологии и переживает колоссальное развитие в различных направлениях. Отсюда вытекает многообразие объектов, методов и средств экологических исследований, многие из которых, оказываются, заимствованы из смежных областей знаний.
Задачи современной экологии
-разработка общей теории
-изучение экологических
-исследование регуляции
-изучение биологического
-исследование процессов,
-моделирование состояния
-прогнозирование и оценка
-улучшение качества
-сохранение, воспроизводство и
рациональное использование
3.Экология человека.
Экология человека – это междисциплинарная наука о взаимодействии человека со средой обитания, зародившаяся в 70-е годы XX века. Ее предмет состоит в изучении приспособительных изменений, происходящих в человеческом организме в зависимости от природных и социальных условий жизни.
Иными словами, экология человека рассматривает адаптацию человека к изменениям окружающей среды через призму социальных условий. В этот сравнительно новый раздел знаний входит широкий круг теоретических и практических вопросов, затрагивающих различные сферы человеческого существования.
Во-первых, сюда входит изучение характера
взаимодействия организма человека
со средой обитания. Рассматриваются
общетеоретические аспекты
Во-вторых, исследуется адаптация человека к различным природным факторам (световое излучение, магнитные поля, воздушная среда, изменения температуры, барометрического давления и метеопогодных условий) и климатогеографическим условиям – в зонах Арктики и Антарктики, высокогорья, аридной (пустыни), юмидной (тропики), морского климата и т. п. Уделяется внимание экологическим аспектам хронобиологии – перестройке биоритмов под влиянием климата и сезонных колебаний, при пересечении часовых поясов, сдвинутых режимах труда и отдыха.
В-третьих, рассматривается адаптация человека к экстремальным условиям, в частности физиологические эффекты измененной гравитации, вибраций, длительных и интенсивных звуковых нагрузок, гипоксии и гипероксии, высоких и низких температур, электромагнитных полей и ионизирующего излучения, катастроф. Изучается деятельность людей в условиях авиационных и космических полетов, подводных погружений.
В-четвертых, анализируются аспекты
социальной адаптации – к городским
и сельским условиям, к различным
видам трудовой и профессиональной
деятельности, исследуются демографические
процессы. Рассматривается реакция
организма на стресс. В последнее
время особую остроту приобрели
вопросы адаптации к
Особого внимания заслуживают возрастные аспекты адаптации к различным природным, климатогеографическим и социальным условиям. Большое значение имеет информация о влиянии антропогенных (шум, электромагнитные излучения, радиация, химическое загрязнение) факторов на организм ребенка. Среди социальных факторов, негативно влияющих на детей, следует отметить урбанизацию, стрессирующие психоэмоциональные нагрузки, курение, потребление алкоголя, наркоманию и токсикоманию, длительное воздействие компьютера, телевизора и т. п. Рассматриваются вопросы адаптации детей к умственным, физическим нагрузкам и к школе в целом, а также рациональная организация учебного процесса, профессиональная ориентация.
Таким образом, задачи экологии человека
в теоретическом плане
Итак, основной проблемой экологии человека является проблема адаптации.
«Словарь физиологических
Информация о работе Предмет "экология", цели и задачи экологии