Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 20:14, контрольная работа
Природные ресурсы играют значительную роль в экономике любого государства. Обеспеченность природными ресурсами – один из важнейших экономических показателей, характеризующих экономическое положение страны. Наряду с трудом и капиталом природные ресурсы являются также фактором производства. Отсутствие природных ресурсов или плохое качество их приводят к увеличению затрат других ресурсов
Управление природопользованием представляет собой воздействие на сплошную систему взаимосвязей между обществом и природной средой с целью упорядочения, организации удовлетворения потребностей в природных ресурсах, свойствах, качествах объектов природы. Исходя из объекта воздействия, сложностей взаимосвязей в объекте воздействия, процесс управления может быть действенным, наиболее соответствующим поставленным целям при условии, что он будет иметь научный характер, т. е. основываться на познании и использовании объективных закономерностей.
Традиционно в экономической науке земля выступает средством производства, прежде всего для сельского производства. Современный подход также часто рассматривает землю как предмет потребления, особенно такие области, как урбанистика, размещение и экономика окружающей среды. Земельные ресурсы имеют много направления использования. Наиболее правильный подход оценки землепользования основан на рентной концепции оценки природных ресурсов. Цена земли – цена собственности на участок земли. В то же время земельная рента - цена услуг земли в определенный период, получающая свое выражение в виде арендной платы за используемую землю. Цена земли зависит от земельной ренты за предстоящий срок службы участка земли. В рыночных отношениях цена на землю, как и земельная рента, определяется уровнем спроса на отдельные участки.
Существует несколько современных моделей экономического управления землепользованием.
Модель Риккардо основана на неограниченности земли, но различию ее по плодородию. Земля с наибольшим плодородием получает наибольшую ренту. Поэтому, при росте рыночной цены на сельскохозяйственную продукцию неиспользованные ранее земли становятся рентабельными и вовлекаются в оборот.
Модель Тюнена рассматривает ценность земельных участков в зависимости от расстояния ферм (производителей сельскохозяйственной продукции) до рынка сбыта продуктов сельского хозяйства – города. В этом случае формируются зоны специализации по типам сельскохозяйственных культур (ближе к центру производятся дорогие в транспортировке культуры), занятость и рента убывают с расстоянием, а рента меняется из-за смены сельскохозяйственной специализации.
Модель города использует подход Тюнена для объяснения формирования города и рынков недвижимости и широко распространена в современной урбанистике. В этой модели цены прочих товаров постоянны, а цена жилья (арендная плата) варьируется в зависимости от выбираемого расстояния до «делового», «промышленного» или другого центра города. Особенность модели города в том, что в равновесии земля распределяется пользователю, который предлагает большую ренту. Рост спроса со стороны прочих категорий землепользователей со временем приводит к изменению структуры землепользования.
Правовая и налоговая база, создаваемая государством, также имеют важное значение в управлении землепользования.
Водные ресурсы как никакие другие ресурсы вовлечены в разные аспекты человеческой деятельности. Вода используется для питьевых нужд, канализации и очистки стоков, в сельском хозяйстве и промышленности, как средство транспорта и в рекреации.
Использование водных ресурсов может принимать форму водопотребления (использовать с забором воды из источника): питьевые нужды населения, ирригация; или водопользования (использование без забора воды): гидроэнергетика, водный транспорт.
Рынки водных ресурсов и права собственности на них, как правило не развиты. Использование водных ресурсов происходит по двум схемам. Первая схема основывается на государственном регулировании тарифов на потребление, оно же и занимается содержанием и развитием водохозяйственных систем и сооружений. Применяется в Австралии, странах Азии и Африки. Вторая схема основывается на корпоративном управлении использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователей, которые образуют бассейновые объединения. Последние осуществляют все виды работ, связанные с охраной вод, рациональным использованием, регулированием стока, водозабором и пр. Плата за воду осуществляется в виде взносов водопользователей на содержание объединения и финансирования его деятельности. Применяется в странах Западной Европы.
Оптимальное использование водных ресурсов предполагает реализацию комплекса согласованных мер, как на водном объекте (водном источнике), так и в системе подачи воды конечному потребителю. Эффективность использования самого водного ресурса зависит от того, насколько развита система водоотдачи и водоотведения. При управлении процессом использования водных ресурсов также должны приниматься во внимание: оценка воды, рентная оценка водного объекта, пространственный аспект (последовательное расположение потребителей по течению рек создает проблему внешних эффектов), низкая транспортабельность воды, свойство общественного блага и пр.
Конечно, возможности природной среды не безграничны. Отрабатывая наиболее дешевые месторождения, неизбежно предопределяется тот факт, что в будущем придется столкнуться с более сложными гороно-геологическими условиями эксплуатации природных источников. Поэтому минерально-сырьевые ресурсы являются самым ярким примером истощаемых ресурсов.
Управление минерально-сырьевыми ресурсами страны в большой степени зависит от стратегии производства минерального сырья и процесса истощения месторождения. Резкое изменение затрат на добычу (увеличение по мере истощения эффективных месторождений или снижение вследствие применения достижений научно-технического прогресса, появление сырья-заменителя или наращивание импорта сырья) –основной экономический фактор, влияющий на стратегию производства и ценообразование.
В процессе истощаемости важно учитывать ограничения на имеющиеся мощности и экологию. Жесткость экологических ограничений (нехватка территорий под отвалы, строгие нормативы выбросов вредных веществ) препятствуют выходу добывающих и перерабатывающих производств на ограничения по запасам. Подобным же образом лимитируют производственные мощности: когда необходимое производственное оборудование и инфраструктура не могут быть сооружены в оптимальные сроки.
Однако физическое истощение не всегда сопровождается экономическим истощением природных ресурсов. Дефицитность природного ресурса не может возрастать безгранично. На базе достижений НТП общество либо находит заменители природному ресурсу, либо вообще отказывается от его потребления.
Лес относится к воспроизводимым ресурсам. Лесовосстановление обычно требует специальных мероприятий и длительных сроков, а прирост биомассы (древесины) нелинеен во времени и зависит от возраста леса. Поэтому, для собственника леса встает вопрос об определении оптимального возраста рубки.
Модель оптимальной ротации леса Фаустманна помогает рассчитать наиболее выгодные условия (а именно возраст рубки леса) эксплуатации лесного массива. Модель определяет, что эксплуатация лесного массива состоит из бесконечного количества циклов, каждый из которых включает: период роста леса, рубка леса, лесопосадка. Еще на возраст рубки влияет риск пожара, что также учитывает модель Фаустманна.
Необходимо отметить, что лес имеет и несырьевые полезности. Он выполняет ряд экологических функций – поглощает углекислый газ, защищает почвы от эрозии и др. А также лес представляет рекреационную ценность для людей. Таким образом, сырьевое использование леса уничтожает на время его экологические и рекреационные полезности.
Оптимальная ротация леса рассчитывается с учетом наличия тех или иных или вместе имеющихся несырьевых его полезностей, основные: наличие промысловых (и непромысловых) видов животных и рыб, эстетическая ценность, регулирование эрозии, состояние водного горизонта. Оптимальный период ротации при наличии сырьевых и несырьевых полезностей леса составляет около 36 лет, в зависимости от оценки несырьевых полезностей.
Ключевой особенностью рекреационных ресурсов является то, что потребитель должен доставить себя к месту нахождения рекреационного ресурса. Рекреационные природные ресурсы часто находятся в государственной собственности, поскольку носят характер общественного блага. За потребление рекреационных ресурсов цена либо не взимается, либо взимается чисто в символическом размере, так что основными факторами для потребителя являются затраты на дорогу и качество ресурса.
На качество ресурса влияет его перегруженность – когда каждый новый посетитель создает негативные внешние эффекты для остальных посетителей (например: загрязнение ресурса). Эта задача решается введением платы, при этом оптимальная плата равна предельным издержкам, накладываемым предельным посетителем в точке оптимальной перегруженности.
Затраты на дорогу определяются с помощью моделей транспортных затрат.
Модель индивидуального поведения основывается на сравнении двух товаров, которые индивид готов потребить, это: рекреационный объект (количество посещений, денежные затраты на дорогу, питание и пр.) и агрегированная корзина обычных товаров.
Но на практике применяю зональную модель агрегированного спроса на рекреационный объект, которая делит посетителей на группы в зависимости от расстояния от их места проживания до оцениваемого рекреационного объекта.
Транспортные затраты являются основным экономическим фактором, который нормирует потребление рекреационных благ.
Рассмотрим на примере рыбных ресурсов.
Рыба является возобновимым ресурсом, причем ее скорость восстановления зависит от размера запаса (популяции). Пока популяция не велика, она растет быстро. При увеличении численности рост популяции замедляется.
Продуктивность водоема непосредственно зависит от усилий рыбаков по ловле рыбы. Если интенсивность эксплуатации водоема будет велика, то его продуктивность будет снижаться. Следовательно, необходимо регулировать объем вылова рыб так, чтобы доход был постоянным и максимальным, т. е. достичь устойчивого улова. Модель эксплуатации рыбных ресурсов помогает оптимизировать соотношение возможного улова и затрат, т. е. максимизировать прибыль. Причем при условии, что рыбные ресурсы принадлежат одному собственнику, который занимается ловом рыбы, максимизация прибыли приводит к менее интенсивной эксплуатации рыбных ресурсов, чем используемый биологами принцип максимизации устойчивого улова. А в режиме общего доступа интенсивность эксплуатации ресурса выше оптимальной и совокупная прибыль (рента) равна нулю.
Некоторые источники литературы выделяют еще один природный ресурс – «ассимиляционный». Под «ассимиляционным потенциалом» природной среды понимается ее способность обезвреживать и перерабатывать вредные вещества без изменения ее основных свойств. Ценность ресурса заключается в том, что благодаря его наличию общество может позволить себе сэкономить на природоохранных издержках. Введение прав собственности на «ассимиляционный ресурс» обеспечит его рациональное использование.
Методы и принципы рационального природопользования.
В 1972 г. в Стокгольме (Швеция) под лозунгом "Земля только одна" прошла Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде, которая подчеркнула, что сохранение биосферы - необходимое условие выживания и благополучия человека, а взаимозависимость - неизбежная реальность жизни. С тех пор дата ее открытия - 5 июня - отмечается как Международный день окружающей среды.
Конференция приняла Стокгольмскую декларацию по окружающей среде и план действий, который явился не только основной программой международного сотрудничества, но и ориентиром для разработки национальной стратегии по вопросам окружающей среды. План действий содержал 109 рекомендаций, функционально разделенных на 3 части:
Оценка состояния окружающей среды должна являться основой для управления экологической ситуацией. Вопросы управления качеством окружающей среды включают в себя разработку структур управления, стратегии управления природными ресурсами и состоянием окружающей среды, соответствующие законы и подзаконные акты. Поддерживающие мероприятия должны обеспечивать усиление человеческих ресурсов в этой области через образование, подготовку кадров, расширение взаимосвязей с экономикой.
За Стокгольмской конференцией последовала серия ей подобных, способствующих более тесному международному сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды.
В 1992 г. (3 - 14 июня) в Рио-де-Жанейро (Бразилия) на уровне глав государств и правительств состоялась Всемирная конференция "Окружающая среда и развитие" UNCED. Была проведена огромная работа, и в результате встречи в Рио были заключены два международных соглашения, приняты два заявления о принципах и план основных действий в целях всемирного устойчивого развития. Эти пять документов включают:
Информация о работе Природоресурсный потенциал. Управление природопользованием