Проблемы твердых бытовых отходов муниципального образования Тюнгюлюнского наслега Мегино-кангаласского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:19, дипломная работа

Краткое описание

Обращение с ТБО остается важной геоэкологической проблемой в мире и в РФ, в том числе на территории Республики Саха (Якутия) в связи с их комплексным влиянием на окружающую среду и экологическую безопасность. Постоянный рост количества образующихся отходов ТБО приводит к захламлению территории, увеличению изымаемых ценных в хозяйственном отношении земель под полигоны захоронения ТБО.

Содержание

Глава 1. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОБРАЩЕНИИ ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ.
1.1. Проблема при обращении с отходами производства и потребления в России
1.2. Обращение с отходами производства и потребления в Якутии
1.3. Законодательство в сфере обращения с отходами
1.4. Нормативно правовые документы в регулировании отходов
1.5. Классификация и виды отходов производства и потребления
Глава 2. Физико-Географическая характеристика района исследований
2.1. Рельеф
2.2. Климат
2.3. Флора и Фауна
Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЮНГЮЛЮНСКОГО НАСЛЕГА
3.1. Население
3.1.1. Образовательные школы
3.1.2. Детские дошкольные учреждения
3.1.3. Детские музыкальные школы
3.1.4. Учреждения культуры
3.1.5. Спортивные залы
3.1.6. Профтехучилища
3.1.7. Наличие техники
3.1.8. Данные о транспортной доступности населенного пункта
3.1.9. Дороги
3.2. Нефтебазы
3.2.1. Торговля и общественное питание
3.2.2. Показатели промышленности
3.2.3. Земельный баланс
3.2.4. Основные показатели сельского хозяйства
3.2.5. Связь
Глава 4. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
4.1. Объекты исследований
4.1.1. Объекты расположения
4.1.2. Основные участки полигонов и несанкцианированных свалок
4.2. Методы исследования
4.2.1. Методика расчета загрязняющих веществ (математические методы расчета) (составление карты района исследований) (фотографирование объектов исследований)
4.2.2. Какие есть другие методы исследования? (по экологии)
4.2.3. Методы инспекторских и экспертных оценок
Глава 5. АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ И ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНЫЕ СИСТЕМЫ
5.1. Объемы образования твердых бытовых отходов
5.2. Влияние твердых бытовых отходов на окружающую среду
5.2.1. Загрязнение атмосфеного воздуха
5.2.2. Оценка воздействия на поверхностные воды
5.2.3. Влияние твердых бытовых отходов на почвенные системы
Токсичные элементы в подвижных фракциях почвенного субстрата
Глава 6. ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ И ИХ УТИЛИЗАЦИЯ
6.1. Сбор, временное хранение транспортирование твердых бытовых отходов
6.2. Проблема утилизации отходов
6.3. Переработка отходов
6.4. Сжигание твердых бытовых отходов – диоксиновая опасность
6.5. Компостирование твердых бытовых отходов
6.6. Складирование и процесс депонирования отходов
Энергоемкость отходов и ее использование
Глава 7. ПРИРОДОХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
7.1. Природохранные мерроприятия
7.2. Задачи и функции эколога
7.3. Введение новой технологии

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом БГФ ПП.doc

— 498.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» им. М.К.Аммосова

Биолого-географический факультет

Кафедра экологии

 

 

 

 

 

 

«ПРОБЛЕМЫ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮНГЮЛЮНСКОГО НАСЛЕГА МЕГИНО-КАНГАЛАССКОГО района»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

(специальность)

 

 

Выполнил: студент IV курса

Группы 3-ПЭ-09з/о БГФ СФВУ

Сотников Федот  Семенович

 

Научный руководитель к.т.н.

Доцент Слепцова М.В.

 

 

Якутск 2013г.  
ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОБРАЩЕНИИ ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ.

    1. Проблема при обращении с отходами производства и потребления в России
    2. Обращение с отходами производства и потребления в Якутии
    3. Законодательство в сфере обращения с отходами
    4. Нормативно правовые документы в регулировании отходов
    5. Классификация и виды отходов производства и потребления

Глава 2. Физико-Географическая характеристика района исследований

2.1. Рельеф

2.2. Климат

2.3. Флора и  Фауна

Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЮНГЮЛЮНСКОГО НАСЛЕГА

3.1. Население

3.1.1. Образовательные школы

3.1.2. Детские дошкольные учреждения

3.1.3. Детские музыкальные школы

3.1.4. Учреждения культуры

3.1.5. Спортивные залы

3.1.6. Профтехучилища

3.1.7. Наличие техники

3.1.8. Данные о транспортной доступности населенного пункта

3.1.9. Дороги

3.2. Нефтебазы

3.2.1. Торговля и общественное питание

3.2.2. Показатели  промышленности

3.2.3. Земельный  баланс

3.2.4. Основные  показатели сельского хозяйства

3.2.5. Связь

Глава 4. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

4.1. Объекты исследований

4.1.1. Объекты  расположения

4.1.2. Основные  участки полигонов и несанкцианированных  свалок

4.2. Методы исследования 

 4.2.1. Методика расчета загрязняющих веществ (математические методы расчета) (составление карты района исследований) (фотографирование объектов исследований)

4.2.2.  Какие  есть другие методы исследования? (по экологии)

4.2.3. Методы инспекторских  и экспертных оценок

Глава 5. АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРДЫХ  БЫТОВЫХ ОТХОДОВ И ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ  НА ПРИРОДНЫЕ СИСТЕМЫ

5.1. Объемы образования твердых бытовых отходов

5.2. Влияние твердых  бытовых отходов на окружающую  среду

5.2.1. Загрязнение  атмосфеного воздуха

5.2.2. Оценка воздействия  на поверхностные воды

5.2.3. Влияние  твердых бытовых отходов на  почвенные системы

Токсичные элементы в подвижных фракциях почвенного субстрата

Глава 6. ТВЕРДЫЕ  БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ И ИХ УТИЛИЗАЦИЯ

6.1. Сбор, временное  хранение транспортирование твердых  бытовых отходов

6.2. Проблема  утилизации отходов

6.3. Переработка  отходов

6.4. Сжигание  твердых бытовых отходов – диоксиновая опасность

6.5. Компостирование  твердых бытовых отходов

6.6. Складирование  и процесс депонирования отходов

Энергоемкость отходов и ее использование

Глава 7. ПРИРОДОХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ТВЕРДЫХ  БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

7.1. Природохранные мерроприятия

7.2. Задачи и  функции эколога

7.3. Введение  новой технологии 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ЗАГРЯЗНЕНИЕ  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОБРАЩЕНИИ C ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ.

Введение. Обращение с ТБО остается важной геоэкологической проблемой в мире и в РФ, в том числе на территории Республики Саха (Якутия) в связи с их комплексным влиянием на окружающую среду и экологическую безопасность. Постоянный рост количества образующихся отходов ТБО приводит к захламлению территории, увеличению изымаемых ценных в хозяйственном отношении земель под полигоны захоронения ТБО. [1]

    1. Проблема при обращении с отходами производства

и потребления  в России

Проблема обращения  с отходами производства и потребления  в нашей стране продолжает оставаться одной из важнейших, как с точки  зрения стабилизации и улучшения экологической ситуации, так и совершенствования социально-экономической политики. Резкий рост потребления в последние десятилетия во всем мире привел к существенному увеличению объемов образования отходов производства и потребления. Сложившаяся в большинстве крупных городов ситуация с образованием, транспортировкой, обезвреживанием и утилизацией отходов ведет к реальному возникновению необратимых процессов деградации природной среды и представляет реальную угрозу здоровью городского населения. Для защиты окружающей природной среды, охраны воздушного бассейна и водных ресурсов, а также для утилизации содержащихся в отходах ценных веществ и компонентов в мировой и отечественной практике ведется разработка и широкое внедрение различных технологий, как захоронения, так и механизированного обезвреживания и переработки отходов. Отсутствие эффективной стратегии управления сферой обращения с отходами производства и потребления не позволяет рационально использовать бюджетные средства.

Идеальным решением проблемы отходов производства и потребления является их постепенное вовлечение в переработку и утилизацию. Учитывая состав и количество отходов, можно сказать, что они имеют большой ресурсный потенциал и являются своеобразным городским сырьем. По существу речь идет о создании новой отрасли промышленности. Однако, на сегодняшний день практически во всех регионах такая политика слабо осуществима. Первоочередными задачами является совершенствование не только процессов утилизации отходов, но и их сбора, транспортировки, размещения. Сегодня в России инфраструктура сфера обращения с отходами находится практически в зачаточном состоянии и не отвечает современным требованиям. В этой связи стоит задача совершенствования механизмов, обеспечивающих эффективное управление сферой обращения с отходами производства и потребления.[2]

На территории России в отвалах и хранилищах накоплено свыше 85 млрд. тонн только твердых отходов, в том числе 80 млрд. тонн горнопромышленных, количество которых ежегодно увеличивается почти на 2 млрд. тонн. Под полигонами для складирования, шламонакопителями занято свыше 300 тыс. гектаров земель. В отходах содержатся: железо, медь, свинец, олово, вольфрам, а также такие ценные элементы, как кадмий, висмут, селен, теллур, редкоземельные и благородные металлы. Содержание ценных компонентов в отходах нередко близко к содержанию их в добываемом природном сырье. Неудовлетворительно перерабатываются бытовые отходы. Так, в 1999 году из вывезенных 130 млн. куб. метров твердых бытовых отходов переработано только 3 процента. Для их размещения ежегодно отчуждается 10 тыс. гектаров пригодных для использования земель. Особую тревогу вызывает рост складируемых токсичных отходов, количество которых достигло 2 млрд. тонн. Из 100 тыс. тонн ежегодно образующихся токсичных отходов используется и обезвреживается только одна треть. [3]

    1. Обращение с отходами производства и потребления в Якутии

Почти 200 млн  тонн отходов, 92 млн.тонн неочищенных  или недостаточно очищенных стоков, 182 тыс.тонн выбросов вредных веществ в атмосферу, «производится» ежегодно в республике или более 200 тонн отходов, 92 тонны стоков на одного жителя Якутии. 30 % территории Якутии охвачено сетью экологического мониторинга. 2.18 млрд.рублей — объём программы по мероприятиям охраны окружающей среды в РС (Я) в 2009—2011 годах (1.736 млн.рублей за счет федерального бюджета и 383 млн.рублей за счет бюджета РС (Я), 64.7 млн.руб за счет внебюджетных источников).

В течение 2007 года было 25 случаев высокого загрязнения  окружающей среды (15 воздуха и 10 воды) и 5 случаев экстремально высокого загрязнения воды

 

К 2011 году количество загрязнений предполагается снизить  до 20 случае высокого (10 воздуха и 10 воды) загрязнения и до 2 случае экстремального загрязнения воды. Крупнейшие компании планируют в период с 2007—2011 год на защиту окружающей среды потратить 1 302 млн.рублей.

 Таблица расходов крупнейших компаний РС (Я) на экологию:

Наименование  предприятия 

Предполагаемая  стоимость, тыс.руб.

АК «АЛРОСА»

356242,0

ОАО «Сургутнефтегаз»

179151,46

АО «Алмазы  Анабара»

69000,0

ООО «Алданзолото»

38000,0

ГУП ЖКХ

78000,0

Каскад Вилюйских  ГЭС

2535,0

ОАО «ЛОРП»

170590,0

ОАО «Нижнее-Ленское»

19210,0

ОАО «Саханефтегазсбыт»

126000,0

ОАО «Сахаэнерго»

1540,0

ОАО «Якутскэнерго»

5900,0

ОАО «Якутуголь»

255679,0


 

В Якутии нет предприятий по комплексной переработке отходов. В республике накоплено более 1,7 млрд тонн отходов производства и потребления, которые размещены в 527 полигонах и свалках, одна треть которых являются несанкционированными. На 1 января 2009 года площадь нарушенных земель в Республике Саха (Якутия) составила 34,3 тыс. га, в том числе: при разработке месторождений полезных ископаемых — 23,4 тыс. га (71,3 %), при строительстве — 5 тыс. га (15,5 %). Наиболее значительные площади нарушенных земель сосредоточены в районах развития горнодобывающей промышленности: Мирнинском улусе — 8,92 тыс.га, Нерюнгринском — 11,2 тыс. га, Алданском — 4,8 тыс.га.

На территории Якутии в год образуется около 200 млн.тонн отходов. В целом источниками  отходов являются производство и распределение электроэнергии, газа и воды — более 54 % и добыча полезных ископаемых. Крупнейшими «производителями отходов» в 2008 году были ОАО «Алданзолото ГРК» 21 млн.тонн, ОАО «Якутуголь» 27 млн.тонн. См. таблицу:[5]   

Виды экономической деятельности

Объём отходов, тонн

%%

 

Всего отходов

199 127 293,21

100

1.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

77,54 

0,00004

2.

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

27 791 485,12

13,95664

3.

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

64 564 888,91

32,42393

 

Обрабатывающие  производства

8 538,23

0,00429

 

Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды

106 753 311,04

53,61059

 

Строительство

2 355,34

0,00118

 

Оптовая и розничная  торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

577,71

0,00029

 

Транспорт и  связь

2 036,73

0,00102

 

Предоставление  прочих коммунальных, социальных и  персональных услуг

49,54

0,00002

 

Прочие разделы  видов экономической деятельности

3 973,06

0,00200


 

    1. Законодательство в сфере обращения с отходами

 

В настоящее  время в Российской Федерации  обращение с отходами регулируется многими законодательными и иными  нормативными правовыми актами, такими как:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
  • Федеральные законы "Об охране окружающей среды".
  • Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"
  • Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва - Вашингтон - Лондон - Мехико, 29 декабря 1972 г.),
  • Распоряжение Правительства РФ от 1 сентября 1995 г. N 1197-р "О целевой программе "Переработка и утилизация металлических радиоактивных отходов".
  • Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1098 "О Согласно статье 2 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Законы  Республики Саха (Якутия):

  • «Об экологическом мониторинге РС(Я)» от 16.06.2005 г. 251-3 № 509-III
  • «О радиационной безопасности населения и окружающей среды РС(Я)» от 27.01.2005 г. 206-3 № 417-III
  • «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» от 25.12.2003 г. 103-3 № 209-III
  • «Об особо охраняемых территориях РС (Я)» от 25.12.2003 г. З № 214-III
  • «Об экологическом образовании и просвещении» от 27.01.2005 г. 205-3 № 415-III
  • «Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)» от 25.12.2003 г. 104-З N 211-III
  • Республиканская целевая программа «Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2009—2011 годы» от 26.12.2009
  • «Концепция обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия) до 2010 года» одобрена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.08.2006 г. N 395

Информация о работе Проблемы твердых бытовых отходов муниципального образования Тюнгюлюнского наслега Мегино-кангаласского района