Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:06, реферат
По данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2006 году», результаты наблюдений, проводившихся Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) показывают, что уровень загрязнения атмосферы в городах остается высоким. В 69% городов, где проводятся наблюдения, уровень загрязнения воздуха оценивается как очень высокий и высокий. В 2006 г. 65 млн. чел. проживали в 206 городах, где средние за год концентрации одного или нескольких веществ превышали ПДК. Средние за год концентрации взвешенных веществ были выше ПДК в 64 городах, бензапирена – в 160 городах, диоксида азота – в 102 городах, формальдегида – в 125 городах.
Введение
Данную тему я выбрала для написания реферата т.к. она является одной из острейших экологических проблем современности и по-прежнему остаётся без применения существенных мер по очистке атмосферы от газовых загрязнений.
По данным Государственного
доклада «О состоянии и об охране
окружающей среды в Российской Федерации
в 2006 году», результаты наблюдений, проводившихся
Федеральной службой по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды
(Росгидромет) показывают, что уровень
загрязнения атмосферы в
Существующие способы очистки выбросов в атмосферу
Адсорбционный способ очищения — вредные
примеси улавливают с помощью поглотителей,
в качестве которых используют активированный
уголь (как в противогазе), известняк, а
также поглощающие жидкости — щелочные
растворы аммиака и извести. Недостатки
— необходимость установки громоздкого
оборудования и периодической очистки
поглощающей жидкости.
Окислительный способ заключается
в выжигании вредных горючих примесей
до углекислого газа и воды; правда, здесь
возникает проблема выбросов излишних
объемов углекислого газа.
Каталитический способ — пропускание
выбрасываемой газовой смеси через твердые
катализаторы, в качестве которых чаще
всего используют металлические сетки
(например, из платины или ванадия) или
оксиды металлов (цинка, алюминия, марганца
и т.д.). Напомним, что катализаторы — это
вещества, ускоряющие химические реакции,
но сами в них не расходующиеся.
Иногда бывает целесообразно использовать
сочетание перечисленных выше методов
(например, применяют адсорбционно-окислительный
метод или каталитическое окисление).
Источники загрязнения воздуха
Пока речь шла об очистке промышленных
газовых выбросов. Основной вклад
в такое загрязнение воздуха
вносят предприятия черной и цветной
металлургии, химии и нефтехимии,
строительной индустрии, целлюлозно-бумажной
промышленности и энергетики, а также
бытовые котельные.
Однако в крупных городах главным источником
загрязнения воздуха является все-таки
не промышленность, а автотранспорт. Сейчас
на Земле постоянно функционирует около
миллиарда автомобилей. Отработанные
автомобильные выбросы содержат соединения
свинца, кадмия, цинка, марганца, меди,
хрома, кобальта, олова. Даже у совершенно
здоровых людей загрязненный воздух вызывает
усталость, плохой сон, кашель, головную
боль. По данным медиков, в домах, стоящих
рядом с крупными автомагистралями (до
10 м), жители заболевают раком в 3—4 раза
чаще, чем в домах, расположенных хотя
бы в 50 м от дороги. Автотранспорт также
отравляет водоемы, почву и растения.
Катализаторы и фильтры
Как получить экологически
чистый автомобиль? Еще более
20 лет назад возникла идея
Каталитические нейтрализаторы выпускают
двух видов: окислительные и бифункциональные.
Первые уменьшают выбросы оксидов углерода
и углеводородов на 80—90%, в них осуществляется
дожигание продуктов неполного сгорания
с помощью нагнетателей, пульсаров или
эжекторов. Вторые снижают количество
выбрасываемых оксидов углерода, углеводородов
и оксидов азота на 70—80%, в них происходит,
с одной стороны, восстановление оксидов
азота до азота и кислорода, с другой —
окисление оксидов углерода и углеводородов
до углекислого газа и воды. Чтобы эти
процессы протекали эффективно и синхронно,
состав горючей смеси необходимо поддерживать
в очень узких пределах, для чего используют
специальный датчик — зонд.
В выхлопных газах дизельных двигателей концентрация оксидов углерода и углеводородов значительно ниже, чем у двигателей с искровым зажиганием, но в больших количествах образуется сажа и оксиды азота. Поэтому на дизельных двигателях устанавливают не только окислительные нейтрализаторы, но и сажевые фильтры.
Описанные выше катализаторы и фильтры
устанавливают на автомобилях иностранного
производства. Разумеется, такие шаги
значительно повышают стоимость
машин, поэтому цена иномарок в несколько
раз превышает стоимость
Однако любой катализатор не вечен: через определенное время (как правило, 7 лет) его эффективность снижается, и тогда хозяин автомобиля вынужден платить налог за загрязнение воздуха. Именно в этот момент европейский или японский владелец машины и стремится продать ее. Куда? Ну, конечно, в Россию, где присутствует автомобильный дефицит, а автовладельцы не платят налог за загрязнение! Наши отечественные машины пока не оснащают катализаторами и фильтрами, а многочисленные иномарки на наших дорогах, как правило, подержанные, выпущены 7 и более лет назад. Результатом этого является катастрофически грязный воздух в наших городах, что приводит, как мы уже говорили, к повышенному уровню заболеваемости населения.
Перспективы
Каковы же перспективы? Одна из ближайших
и реальных — переход от бензинового
топлива к газовому. Газ считается
экологически более чистым видом топлива
по сравнению с нефтяными фракциями, поскольку
он лучше выгорает и не дает токсичных
выбросов, а только углекислый газ и воду.
Другой выход — оснащение автомобилей
дизельными двигателями, дающих экономию
горючего в 20—30%; кроме того, в их выбросах
практически отсутствует угарный газ
и нет соединений свинца. Однако машины
с дизельными двигателями необходимо
оборудовать еще и сажевыми фильтрами.
В качестве возможного заменителя природного
газа, бензина и дизельного топлива часто
называют водород, получаемый из воды.
При сжигании водород снова превращается
в воду. Опытные образцы автомобилей дали
хорошие результаты, однако об их повсеместном
использовании говорить пока рано: водород
очень взрывоопасен, еще не решены технические
вопросы методики заправки водородного
двигателя и хранения такого топлива внутри
автомобиля.
Наконец, одной из реальных перспектив
является электромобиль. Пока все варианты
этого средства передвижения сильно проигрывают
автомобилю: они дают существенно более
низкие скорости, довольно тяжелы из-за
массивных аккумуляторов, требуют частой
подзарядки. Но эти проблемы — чисто технические
и вполне решаемы в будущем.
Весьма перспективными для городов,
особенно на окраинах, являются и другие
транспортные средства на электрической
тяге, в частности, скоростные трамваи,
пересекающиеся с городскими магистралями
на разных уровнях. Строительство для
такого трамвая пути, протяженностью
в километр, обходится примерно в
10 раз дешевле строительства
В крупных городах для снижения вредного воздействия загрязненного воздуха на здоровье людей применяют специальные градостроительные принципы зональной застройки жилых массивов. Вблизи дорог располагают низкоэтажные здания торговых комплексов, затем многоэтажные жилые корпуса, а под их защитой — детские и лечебные учреждения. В последние годы в России начали строить транспортные развязки без пересечений (увы, третье автомобильное кольцо в Москве не решило транспортную проблему столицы).
Таким образом, человечество уже накопило богатый опыт борьбы с загрязнениями ОС в виде экозащитных методик. Главными задачами сегодня являются технологические — внедрение описанных методик в повседневную жизнь.
Основные выводы
1.Главным техническим подходом в ООС является внедрение малоотходных и безотходных технологий, когда отходы одной отрасли хозяйства становятся сырьем для другой.
2.Для очистки газовых выбросов в атмосферу используют абсорбционный, окислительный и каталитический методы.
3.В настоящее время человечество занято интенсивными поисками создания экологически чистого автомобиля.
Список литературы
1.Шилов И.А. Экология. М., 2001.
2. Хатунцев Ю.Л.
Экология и экологическая безопасность.
М., 2002.
3. http://yourlib.net/content/
Информация о работе Способы очистки газовых выбросов в атмосферу