Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:12, лекция
В природопользовании можно рассматривать два уровня управления: управление природными системами и управление природопользователями (управление охраной окружающей природной среды и рационализацией использования природных ресурсов). Первый уровень управления должен опираться на изучение, и использование естественных законов, в первую очередь экологических, и осуществляться через второй уровень, опирающийся на юридические и экономические, т. е. социальные, законы. Управление состоянием окружающей природной среды страны осуществляется через управление природопользователями, так как через них осуществляется активное взаимодействие общества с природой.
Теоретические основы государственного регулирования природопользования
Управление природопользованием можно определить как совокупность принципов, методов, форм и средств организации и рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения природной окружающей среды с целью обеспечения экологической безопасности человеческой популяции, как одного из объектов природной среды, на всех уровнях управленческой иерархии (от гражданина, предпринимателя и предприятия до государства и международного сообщества).
В природопользовании можно рассматривать два уровня управления: управление природными системами и управление природопользователями (управление охраной окружающей природной среды и рационализацией использования природных ресурсов). Первый уровень управления должен опираться на изучение, и использование естественных законов, в первую очередь экологических, и осуществляться через второй уровень, опирающийся на юридические и экономические, т. е. социальные, законы. Управление состоянием окружающей природной среды страны осуществляется через управление природопользователями, так как через них осуществляется активное взаимодействие общества с природой.
Управление природными системами может быть "жестким" и "мягким" Примерами "жесткого" управления может служить сплошная вырубка лесов, а "мягкого" - выборочная вырубка, сохраняющая лес как биоценоз. "Жесткое" управление дает быстрый и высокий хозяйственный эффект в виде роста объема продукции или снижения затрат на ее производство, однако рано или поздно (и чем жестче и крупномасштабное управление, тем раньше) наступает расплата в виде нарастания ущербов как экономических, так и экологических. Так, освоение целинных земель без соблюдения правильной агротехники d первые годы дало высокие урожаи, однако впоследствии продуктивность этих земель опустилась даже ниже их первоначальной продуктивности в виде пастбищ вплоть до полного опустынивания.
Для получения максимального эколого-экономического эффекта необходимо разумное сочетание той и другой формы управления. Чтобы уменьшить "сопротивление" природы и соответственно затраты энергии на его преодоление, необходимо максимально использовать возможности "мягкого" управления, сочетая его в некоторых случаях с "жестким".
Управление природопользователями - командно-административным и экономическим. Оно обычно осуществляется по многоуровневой иерархии. Это, прежде всего, межгосударственное управление, осуществляемое на основе международных договоров и конвенций. Государственное управление природопользованием осуществляется на федеральном уровне, региональное управление - находится как в совместном ведении государственных и региональных органов власти, так и в ведении региональных и местных органов власти субъектов федерации и, наконец, управление природопользованием, которое осуществляют непосредственно предприниматели и граждане, то есть сами природопользователи.
Формы и методы государственного управления природопользованием реализуются через функции (вид действий) управления, которыми наделены данные органы. Наиболее эффективной системой управления является такая, которая в результате своего применения создает систему отношений, отличающихся устойчивостью и оптимальностью. Независимо от видов и компетенции органов управления каждый из них прямо или косвенно выполняет или участвует в выполнении следующих основных функций:
1) Функция учета природных ресурсов (объектов окружающей природной Среды) и ведения государственных кадастров обусловлена потребностью научно обоснованного природопользования, которое невозможно без полной и достоверной информации о природных объектах. Функция учета и ведения кадастра служит основой для всех остальных функций управления природопользованием.
2) Функция планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов вытекает из потребности рационального природопользования. С учетом комплексного характера самих природных объектов, нахождения их в целостной экосистеме, планирование должно отражать это свойство, а так же необратимые процессы размещения производственных сил, поэтому планирование рационального природопользования осуществляется в форме целевых комплексных программ (ЦКП).
3) Функция распределения и перераспределения
природных объектов обусловлена тем, что
для обеспечения рационального природопользования
необходимо включение граждан и организаций
в механизм отношений собственности на
данные природные объекты. Включение осуществляется
путем предоставления природных объектов
на праве владения либо пользования, либо
аренды, которые в свою очередь подразделяются
на виды (постоянное, временное и т.д.).
Помимо распределительно-
4) Функция воспроизводства природных объектов вытекает из конституционных прав граждан. Данная функция осуществляется в управлении природопользованием по следующим направлениям: установление специальных правил по воспроизводству природных объектов; контроль за соблюдением этих правил органами государственного управления и стимулирование к соблюдению этих правил мерами экономико-правового воздействия; установление такого режима природопользования, при котором уменьшается степень потребления природных ресурсов и утрата их природных функций.
5) Функция пространственно-
6) Функция контроля за использованием и охраной природных объектов является базовой для всех остальных функций управления в области природопользования, поскольку без контроля за исполнением принятых управленческих решений и принятию мер по выявленным отклонениям все остальные функции не достигнут цели. Контрольная функция распределена между значительным числом государственных уполномоченных органов в сфере охраны окружающей Среды; Наряду с государственным контролем немалую роль может играть общественный контроль, осуществляемый как общественными организациями, так и гражданами.
7) Функция разрешения споров о праве природопользования обусловлена коллизиями, возникшими в ходе использования гражданами и организациями выделенных им в собственность, владение, пользование и аренду природных объектов. Данная функция разрешения споров реализуется судебными органами государства (судами, арбитражным судом).
Инструменты государственного управления природопользованием Структурно, система управления природопользованием состоит из пяти основных групп инструментов управления: Инструменты правового регулирования; Инструменты прямого административного принуждения; Инструменты прямого экономического принуждения; Инструменты косвенного экономического принуждения; Инструменты экономического стимулирования.
Инструменты правового регулирования. Основу любой системы управления составляют алгоритмы (организационные принципы и правила) деятельности. В случае охраны окружающей среды и природопользования такими алгоритмами являются нормы экологического права, источником которого служит экологическое законодательство. Законодательство же строится в соответствии с Государственной политикой в той или иной области.
Среди других инструментов правового регулирования ООС и рационального природопользования, выделяют главные: Установление стандартов, определяющих и регулирующих уровни загрязнения ОС, а также лимитов использования природных ресурсов; Установление норм предельно допустимого воздействия и антропогенной нагрузки на ОС; Применение процедуры государственной экологической экспертизы как средства предупредительного контроля за разработкой и осуществлением всевозможных проектов и выявления негативных последствий реализации этих проектов для ОС и здоровья населения
Включение положений об охране окружающей среды в хозяйственное, налоговое, таможенное законодательство, банковское дело, законоположение о приватизации, об иностранных инвестициях, землепользовании и региональном развитии;
Инструменты прямого административного принуждения. Данная группа инструментов охватывает широкий круг механизмов управления прямого действия: запреты, разрешения, нормы и стандарты предельно-допустимых значений загрязняющих веществ (веществ, выбросов, сбросов), совместимости средств техники и технологических решений с окружающей средой, содержания вредных для здоровья людей и объектов природной среды веществ в продуктах и изделиях, а так же нормативы и стандарты для измерения данных параметров, Государственная экологическая экспертиза хозяйственных проектов, решений государственных органов и экономических объектов по хозяйственным вопросам.
Инструменты прямого экономического принуждения. Это инструменты (механизмы), которые вступают в действие при нарушении, либо несоблюдении экологических нормативов, норм и стандартов субъектами природопользования. Главным рычагом экономического принуждения при этом являются административные штрафы, которые предъявляются как юридическим, так и физическим лицам. Порядок применения механизмов прямого экономического принуждления определен законодательно Кодексом об административных правонарушениях.
Инструменты косвенного экономического принуждения. Среди инструментов экономического принуждения основное место занимают платежи и налоги Уровень платежа соответствует социально-экономическому ущербу от загрязнения или какому-либо другому показателю, например экономической оценке ассимиляционного потенциала природной среды, стоимости какого-либо природного ресурса и т.д. Налоги на загрязнение и платежи хороши потому, что эта система предоставляет значительную свободу загрязнителю в выборе стратегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс, позволяющую минимизировать издержки на превращение внешнего фактора загрязнения во внутреннюю статью издержек для них. Если природоохранные издержки низки, то природопользователь может значительно сократить выбросы (вместо того, чтобы платить налог).
Налогами могут быть обложены также первичные ресурсы, конечная продукция или технологии.
Инструменты экономического стимулирования. В условиях рынка, без экономического стимулирования рационального природопользования трудно расчитывать на сколько-нибудь твердую экологическую политику. Сюда относят финансовые поощрения, государственные дотации и субсидии, льготные займы и налоговые кредиты, налоговые и прочие льготы, ускоренная амортизация очистного, ресурсо- и энергосберегающего оборудования, а также введение чисто рыночных регуляторов, например, продажа прав на загрязнение или торговлю ресурсами.
Информация о работе Теоретические основы государственного регулирования природопользования