Угроза глобальных климатических изменений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:42, контрольная работа

Краткое описание

Угроза глобальных климатических изменений в настоящее время признается мировым сообществом едва ли не как самая опасная из экологических угроз. Всемирной метеорологической организацией достоверно установлено, что антропогенные факторы значимо присутствуют среди причин наблюдаемого в последние десятилетия потепления. Продолжение научных дискуссий относительно состава этих факторов и механизмов их влияния на климатическую систему Земли отнюдь не должно восприниматься как обоснование для бездействия.

Вложенные файлы: 1 файл

механизм установления квот на выбросы парниковых газов.docx

— 39.70 Кб (Скачать файл)

Угроза глобальных климатических  изменений в настоящее время  признается мировым сообществом  едва ли не как самая опасная из экологических угроз. Всемирной  метеорологической организацией достоверно установлено, что антропогенные  факторы значимо присутствуют среди  причин наблюдаемого в последние  десятилетия потепления. Продолжение  научных дискуссий относительно состава этих факторов и механизмов их влияния на климатическую систему  Земли отнюдь не должно восприниматься как обоснование для бездействия. Не вызывает сомнений, что среди  этих факторов присутствуют антропогенный  рост концентрации парниковых газов  в атмосфере (по причинам увеличения их выбросов и уничтожения экосистем  – поглотителей углекислого газа из атмосферы), изменение влагооборота над сушей в результате вырубки  лесов, распашки степей и лугов и  т.п., а также изменение отражательной  способности земной поверхности  из-за тех же причин.Наличие антропогенных  факторов среди причин потепления указывает  на разбалансировку глобальной климатической  системы вследствие превышения человеком  предела допустимых воздействий  на биосферу. Потепление неизбежно  вызовет многообразные негативные последствия – повышение уровня мирового океана и затопление низменных  территорий, таяние вечной мерзлоты и  разрушение возведенных на ней сооружений, перестройку биоты, что не может  не привести, в частности, к снижению продуктивности агроценозов, пока не установится  новое биотическое равновесие (а  для этого понадобятся сотни  лет). Такая разбалансировка угрожает не только потеплением, но и увеличением  частоты и силы всевозможных аномальных и экстремальных погодно-климатических  явлений (засух, наводнений, ураганов, смерчей, резких выбросов температуры  как вверх, так и вниз). В мире нет ни одной страны, для которой  суммарные прямые последствия климатических  изменений в наступившем веке будут положительными.

В 1992 г. во время Конференции  ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро была открыта  для подписания и через несколько  лет вступила в действие рамочная Конвенция ООН об изменении климата (РКИК), которая наметила направления деятельности по предотвращению или хотя бы замедлению глобальных климатических изменений и ослаблению их негативных последствий. В 1997 г. на очередной Конференции сторон РКИК в Киото был принят протокол, в котором существенно конкретизированы эти направления и, что еще важнее, предусмотрены конкретные обязательства по снижению выбросов двуокиси углерода промышленно развитыми странами и странами с переходной экономикой (включенными в Приложение 1 к РКИК). Вступление в действие Киотского протокола, однако, затягивается, прежде всего тем, что США объявили о своем выходе из него по причине «чрезмерности» затрат, необходимых для выполнения взятых согласно протоколу обязательств.

Дистанцирование США от участия  в Киотском протоколе отнюдь не означает невозможности его вступления в  силу. Более того, в создавшейся  ситуации Российская Федерация оказалась  в уникальном положении, получив  де-факто право решающего голоса в вопросе о вступлении Киотского  протокола в силу, так как теперь без России нельзя сформировать группу государств (из числа включенных в  Приложение 1 к РКИК), на долю которых  приходилось бы не менее 55 % выбросов углекислого газа, как это предусмотрено  протоколом. В этих условиях особенно важно ответственно определить отношение  Российской Федерации к данному  международному документу.

В данной работе Бюро экономического анализа (БЭА) изучаются перспективы, открывающиеся перед Российской Федерацией в случае реализации одной  из главных идей Киотского протокола  – формирования международного рынка  квот на выбросы парниковых газов.

Продавцами на таком рынке  в основном будут страны с преобладанием  производств невысокого технологического уровня, например таких, где при значительной энергоемкости и масштабах производства сокращение выбросов углекислого газа достигается благодаря относительно небольшим инвестициям, или где вследствие экономического спада накоплен определенный «запас» снижения выбросов парниковых газов. Российская Федерация обладает обоими указанными свойствами (как и Украина, но в существенно большей степени) и, несомненно, могла бы стать доминирующим продавцом на рынке квот. Кроме того, возможность продавать квоты может определяться высоким экологическим потенциалом территории страны – способностью экосистем депонировать значительное количество углерода в результате поглощения растительностью углекислого газа из атмосферы. В этом плане Россия также превосходит все страны мира, поскольку обладает 22 % лесопокрытых территорий мира, обширными ветландами и, помимо этого, самым высоким потенциалом лесовосстановления.

Покупателями квот будут  страны, где основные возможности  снижения выбросов парниковых газов  уже использованы, и дальнейшее снижение требует очень больших инвестиций. Разница в удельных инвестициях (на единицу экологического эффекта, т.е. уменьшения выбросов) должны быть довольно значительной, поскольку «переброска» инвестиций для реализации мероприятия  в другой стране не только связана  с непосредственными финансовыми  затратами, но и сопряжена с определенными  социальными и политическими  моментами (упущенные рабочие места  на своей территории, поддержка конкурента и пр.). Однако в настоящее время  разница между такими инвестициями в России и в передовых постиндустриальных странах более чем достаточна для обоюдного интереса к торговле квотами на выбросы и другим формам совместных действий. Даже при самых  благоприятных условиях для критического снижения этой разницы потребуется  не менее 10 лет. В течение всего  этого периода Россия без всякого  ущерба для будущего развития своей  экономики могла бы продавать  квоты на выбросы парниковых газов  и эффективно использовать другие возможности, предусматриваемые Киотским протоколом.

Это дает основания рассматривать  рынок квот на выбросы парниковых газов как новый экономический  инструмент, позволяющий привлекать в российскую экономику дополнительные финансовые ресурсы и современные энерго- и ресурсосберегающие технологии. Максимальный потенциал энергосбережения и, соответственно, сокращения выбросов парниковых газов, наиболее ясные и технологически проработанные возможности реализации подобных мер сосредоточены в энергетическом секторе экономики России. Значимость проблемы климатических изменений сопоставима только лесовосстановлением, также представляющим весьма перспективное направление международного сотрудничества.

После четырех лет напряженных  международных переговоров на седьмой  сессии Конференции Сторон рамочной Конвенции ООН об изменении климата, состоявшейся в г. Марракеше (Марокко, ноябре 2001 г.), были, наконец, согласованы  международные руководящие нормы, принципы и правила, регулирующие участие  стран в механизмах гибкости Киотского  протокола. Это создало условия  для перехода к новому этапу –  практической реализации этих механизмов. Страны Европейского Союза и другие страны, не отвергнувшие Киотский протокол, начали проработку практических путей  реализации предусмотренных им механизмов гибкости. Со своей стороны, Российская Федерация заявила о приверженности к так называемым целевым экологическим  инвестициям, или схеме «зеленых»  инвестиций, при которых все доходы от международной торговли квотами  Россия готова направлять в проекты  по повышению энергоэффективности  и дополнительному сокращению выбросов парниковых газов.

Настоящее исследование является продолжением работы БЭА, выполненной  в 1997-1998 гг. и связанной с разработкой  национальной стратегии сокращения выбросов парниковых газов. В данной работе БЭА поставило вопросы  формирования условий для выполнения положений РКИК и Киотского протокола  по соблюдению «количественных» (ограничение  выбросов) и «качественных» (создание национальной системы мониторинга, национального регистра сделок по продаже и переуступке квот и др.) обязательств.

В исследовании содержится анализ выбросов парниковых газов в 1990-х  гг., прогноз развития экономики  России и выбросов парниковых газов, подготовленный на основе современных  программных документов, таких как  Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2020 г. и Основные положения социально-экономического развития страны на период до 2010 г. Рассмотрен потенциал России и проанализированы конкретные планируемые меры по снижению выбросов парниковых газов.

В работе впервые приведены  оценки и перспективы участия  России в международной торговле квотами на выбросы парниковых газов  с учетом сложившейся в настоящее  время политической обстановки вокруг Киотского протокола.

Весьма актуальными являются представленные в исследовании вопросы  правового регулирования внутренней и внешней торговли квотами на выбросы углекислого газа в Российской Федерации. Необходимо весь «запас»  снижения выбросов парниковых газов, накопленный  вследствие экономического спада, объявить федеральной собственностью. На настоящем  этапе преждевременно давать конкретные рекомендации относительно того, каким  образом и на основе каких механизмов Российское государство будет предоставлять  право распоряжения этой собственностью российским компаниям, регионам и предприятиям. Этот вопрос требует дальнейшей проработки в рамках дополнительного специального исследования и должен быть увязан с планами развития отечественной  законодательной и нормативной  базы.

В работе приведены возможные  схемы и правила торговли квотами  на международном и национальном уровне, включающие будущую систему  торговли квотами Европейского Союза. Представляется, что предварительная  апробация этих вопросов может также  получить развитие в запланированных на 2002 г. работах в рамках Энергодиалога Россия – Европейский Союз и на примере пилотного Балтийского региона.

В исследовании впервые в  России проанализированы основные принципы реализации подхода «Целевых экологических  инвестиций». Эти работы будут продолжены в 2002 г., включая проведение в Москве в апреле 2002 г. специальной международной  конференции, на которой могут быть представлены и результаты настоящего исследования.

 

 

 

 

 

Обычно, когда говорят  о рынке квот на выбросы парниковых газов, то концентрируются на вопросах, лежащих на поверхности: кто будет  покупать российские квоты и по какой  цене, не слишком ли строги ограничения  Европейского Союза на торговлю и, наконец, когда на рынок вернется Америка? Рассуждая на эти темы, обычно приходят к не очень оптимистичным выводам  – сегодня цены низки, покупатели пока не становятся в очередь, что  происходит в Америке  не ясно и вообще Киотский протокол не оправдывает возлагавшихся на него надежд. В этой статье мы предложим более глубокий взгляд на Киотский протокол и на установленные им квоты, которыми Россия щедро наделена.

Киотский протокол установил  квоты на выбросы парниковых газов  для развитых стран. Россия – одна из них. Ее квота на период 2008-2012 гг. составляет примерно 15 млрд. тонн СО2 эквивалента. Плюс к этому Россия может увеличить  свою квоту за счет проектов, связанных  с лесовосстановлением, лесоразведением  и устойчивым лесопользованием. При  рациональном управлении этим новым  ресурсом России хватит его с избытком, чтобы покрыть нужды отечественного производства в выбросах парниковых газов. При нормальном сценарии развития российской экономики «профицит» углеродного  бюджета составит 3-4 млрд. тонн СО2 эквивалента. Квота России за пределами 2012г. –  предмет отдельных переговоров, которые начнутся в недалеком  будущем. Кроме России, только Украина  и некоторые страны Восточной  Европы хорошо обеспечены этим ресурсом, в то время как страны ОЭСР испытывают некоторый дефицит углеродного  бюджета. Это обстоятельство определяет их положение как покупателей на рынке квот – это хорошо известный факт. Мы хотим отметить, что есть и другие, более глубокие последствия. Дефицит квот приводит к удорожанию энергоемких производств в странах ОЭСР, а значит, благодаря Киотскому протоколу российские производители получают конкурентные преимущества на рынках этих продуктов. Различные рынки связаны между собой и обладание «киотской» квотой принесет российскому бизнесу доходы на том или ином звене воспроизводственной цепочки.

Сопряженные рынки

Экономические эффекты от вступления Киотского протокола  в силу не сводятся лишь к прямым доходам от торговых операций на рынке  квот на выбросы парниковых газов. Подавляющая  часть доходов от Киотского протокола  реализуется через перенос стоимости  квоты на российские товары, потребляемые как внутри страны, так и идущие на экспорт. Российская энергетика, металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, транспорт, сельское и лесное хозяйство  получают конкурентные преимущества по сравнению с зарубежными производителями. Причина этого заключается в  том, что зарубежные производители  будут испытывать дефицит квот, а  российские получат их в необходимом  объеме с учетом перспектив экономического развития.

Российское государство  само вправе определить, как распорядиться  квотами и как их раздать отдельным  товаропроизводителям. Таким образом, Россия может поддерживать экспорт  ряда товаров, не вступая в противоречие с правилами ГАТТ и ВТО.

Отдельного внимания заслуживает  газовая отрасль. Европейский Союз делает ставку на увеличение доли природного газа в энергобалансе. Если Россия не будет демпинговать на европейском  рынке «голубого топлива», то газовая  отрасль может существенно выиграть на резком повышении цен на природный  газ после вступления Киотского  протокола в силу, которое произойдет сразу после того, как Россия его  ратифицирует.

Профицит российского  бюджета выбросов создает уникальные возможности для повышения конкурентоспособности  отечественных товаропроизводителей на мировом рынке. Но эти преимущества очень легко потерять, если не относится  к квотам как к новому природному ресурсу, имеющему ценность не только и не столько из-за того, что его  можно продать на углеродном рынке, а потому, что от обеспеченности этим ресурсом зависит успешность функционирования экономики страны в целом. Стоимость  нового ресурса (квот на выбросы) переносится  на стоимость товаров и услуг. И если сегодня формирующийся  рынок квот не сулит колоссальных доходов, то не надо делать поспешных  выводов, а посмотреть, как обладание  этим ресурсом повлияет на положение  российского бизнеса на сопряженных  традиционных рынках, например, электроэнергии, целлюлозы, алюминия, газа и т. п.

Политика использования  квот на выбросы

Как природный ресурс бюджет выбросов (квота) должен быть объектом политики оптимального использования  на долгосрочную перспективу. Цена квот, как невозобновимого ресурса, будет  определяться альтернативными издержками их использования. Такой подход включает в себя гораздо больше, чем простые  спекуляции о цене квоты в ближайшем  будущем. Чтобы сделать адекватные выводы на этот счет, следует принять  во внимание деятельность на связанных  рынках и последствия для здоровья населения. Предварительная оценка стоимости российского бюджета  выбросов ПГ составляет сотни миллиардов долларов США только в первый бюджетный  период (2008-2012 гг.). Чистая экономическая  стоимость будет несколько ниже, учитывая необходимые управленческие затраты.

Информация о работе Угроза глобальных климатических изменений