Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:42, контрольная работа
Угроза глобальных климатических изменений в настоящее время признается мировым сообществом едва ли не как самая опасная из экологических угроз. Всемирной метеорологической организацией достоверно установлено, что антропогенные факторы значимо присутствуют среди причин наблюдаемого в последние десятилетия потепления. Продолжение научных дискуссий относительно состава этих факторов и механизмов их влияния на климатическую систему Земли отнюдь не должно восприниматься как обоснование для бездействия.
Угроза глобальных климатических
изменений в настоящее время
признается мировым сообществом
едва ли не как самая опасная из
экологических угроз. Всемирной
метеорологической организацией достоверно
установлено, что антропогенные
факторы значимо присутствуют среди
причин наблюдаемого в последние
десятилетия потепления. Продолжение
научных дискуссий относительно
состава этих факторов и механизмов
их влияния на климатическую систему
Земли отнюдь не должно восприниматься
как обоснование для
В 1992 г. во время Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро была открыта для подписания и через несколько лет вступила в действие рамочная Конвенция ООН об изменении климата (РКИК), которая наметила направления деятельности по предотвращению или хотя бы замедлению глобальных климатических изменений и ослаблению их негативных последствий. В 1997 г. на очередной Конференции сторон РКИК в Киото был принят протокол, в котором существенно конкретизированы эти направления и, что еще важнее, предусмотрены конкретные обязательства по снижению выбросов двуокиси углерода промышленно развитыми странами и странами с переходной экономикой (включенными в Приложение 1 к РКИК). Вступление в действие Киотского протокола, однако, затягивается, прежде всего тем, что США объявили о своем выходе из него по причине «чрезмерности» затрат, необходимых для выполнения взятых согласно протоколу обязательств.
Дистанцирование США от участия
в Киотском протоколе отнюдь не означает
невозможности его вступления в
силу. Более того, в создавшейся
ситуации Российская Федерация оказалась
в уникальном положении, получив
де-факто право решающего
В данной работе Бюро экономического анализа (БЭА) изучаются перспективы, открывающиеся перед Российской Федерацией в случае реализации одной из главных идей Киотского протокола – формирования международного рынка квот на выбросы парниковых газов.
Продавцами на таком рынке
в основном будут страны с преобладанием
производств невысокого технологического
уровня, например таких, где при значительной
энергоемкости и масштабах
Покупателями квот будут
страны, где основные возможности
снижения выбросов парниковых газов
уже использованы, и дальнейшее снижение
требует очень больших
Это дает основания рассматривать рынок квот на выбросы парниковых газов как новый экономический инструмент, позволяющий привлекать в российскую экономику дополнительные финансовые ресурсы и современные энерго- и ресурсосберегающие технологии. Максимальный потенциал энергосбережения и, соответственно, сокращения выбросов парниковых газов, наиболее ясные и технологически проработанные возможности реализации подобных мер сосредоточены в энергетическом секторе экономики России. Значимость проблемы климатических изменений сопоставима только лесовосстановлением, также представляющим весьма перспективное направление международного сотрудничества.
После четырех лет напряженных
международных переговоров на седьмой
сессии Конференции Сторон рамочной
Конвенции ООН об изменении климата,
состоявшейся в г. Марракеше (Марокко,
ноябре 2001 г.), были, наконец, согласованы
международные руководящие
Настоящее исследование является продолжением работы БЭА, выполненной в 1997-1998 гг. и связанной с разработкой национальной стратегии сокращения выбросов парниковых газов. В данной работе БЭА поставило вопросы формирования условий для выполнения положений РКИК и Киотского протокола по соблюдению «количественных» (ограничение выбросов) и «качественных» (создание национальной системы мониторинга, национального регистра сделок по продаже и переуступке квот и др.) обязательств.
В исследовании содержится анализ
выбросов парниковых газов в 1990-х
гг., прогноз развития экономики
России и выбросов парниковых газов,
подготовленный на основе современных
программных документов, таких как
Энергетическая стратегия Российской
Федерации на период до 2020 г. и Основные
положения социально-
В работе впервые приведены оценки и перспективы участия России в международной торговле квотами на выбросы парниковых газов с учетом сложившейся в настоящее время политической обстановки вокруг Киотского протокола.
Весьма актуальными являются
представленные в исследовании вопросы
правового регулирования
В работе приведены возможные схемы и правила торговли квотами на международном и национальном уровне, включающие будущую систему торговли квотами Европейского Союза. Представляется, что предварительная апробация этих вопросов может также получить развитие в запланированных на 2002 г. работах в рамках Энергодиалога Россия – Европейский Союз и на примере пилотного Балтийского региона.
В исследовании впервые в России проанализированы основные принципы реализации подхода «Целевых экологических инвестиций». Эти работы будут продолжены в 2002 г., включая проведение в Москве в апреле 2002 г. специальной международной конференции, на которой могут быть представлены и результаты настоящего исследования.
Обычно, когда говорят о рынке квот на выбросы парниковых газов, то концентрируются на вопросах, лежащих на поверхности: кто будет покупать российские квоты и по какой цене, не слишком ли строги ограничения Европейского Союза на торговлю и, наконец, когда на рынок вернется Америка? Рассуждая на эти темы, обычно приходят к не очень оптимистичным выводам – сегодня цены низки, покупатели пока не становятся в очередь, что происходит в Америке не ясно и вообще Киотский протокол не оправдывает возлагавшихся на него надежд. В этой статье мы предложим более глубокий взгляд на Киотский протокол и на установленные им квоты, которыми Россия щедро наделена.
Киотский протокол установил
квоты на выбросы парниковых газов
для развитых стран. Россия – одна
из них. Ее квота на период 2008-2012 гг.
составляет примерно 15 млрд. тонн СО2 эквивалента.
Плюс к этому Россия может увеличить
свою квоту за счет проектов, связанных
с лесовосстановлением, лесоразведением
и устойчивым лесопользованием. При
рациональном управлении этим новым
ресурсом России хватит его с избытком,
чтобы покрыть нужды
Сопряженные рынки
Экономические эффекты от
вступления Киотского протокола
в силу не сводятся лишь к прямым
доходам от торговых операций на рынке
квот на выбросы парниковых газов. Подавляющая
часть доходов от Киотского протокола
реализуется через перенос
Российское государство само вправе определить, как распорядиться квотами и как их раздать отдельным товаропроизводителям. Таким образом, Россия может поддерживать экспорт ряда товаров, не вступая в противоречие с правилами ГАТТ и ВТО.
Отдельного внимания заслуживает
газовая отрасль. Европейский Союз
делает ставку на увеличение доли природного
газа в энергобалансе. Если Россия не
будет демпинговать на европейском
рынке «голубого топлива», то газовая
отрасль может существенно
Профицит российского
бюджета выбросов создает уникальные
возможности для повышения
Политика использования квот на выбросы
Как природный ресурс бюджет
выбросов (квота) должен быть объектом
политики оптимального использования
на долгосрочную перспективу. Цена квот,
как невозобновимого ресурса, будет
определяться альтернативными издержками
их использования. Такой подход включает
в себя гораздо больше, чем простые
спекуляции о цене квоты в ближайшем
будущем. Чтобы сделать адекватные
выводы на этот счет, следует принять
во внимание деятельность на связанных
рынках и последствия для здоровья
населения. Предварительная оценка
стоимости российского бюджета
выбросов ПГ составляет сотни миллиардов
долларов США только в первый бюджетный
период (2008-2012 гг.). Чистая экономическая
стоимость будет несколько
Информация о работе Угроза глобальных климатических изменений