Экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:00, реферат

Краткое описание

Основу российской системы экологической оценки составляют экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), а также согласование применяемых подходов с международной практикой при учёте специфики нашей страны.
Системы экологической оценки намечаемой деятельности сегодня используется практически всеми странами мира и многими международными организациями. Экологическая оценка основана на простом принципе: легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадии осуществления этой деятельности.

Содержание

Введение
1 Понятие и цели экологической экспертизы
2 Виды экологической экспертизы
3 Порядок производства экологической экспертизы
4 Заключение экспертизы
5 Экологический контроль
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экология.docx

— 23.46 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

 

Введение

1     Понятие и цели экологической экспертизы

2     Виды экологической экспертизы

3     Порядок производства экологической экспертизы

4     Заключение экспертизы

5     Экологический контроль

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение 

 

Основу российской системы  экологической оценки составляют экологическая  экспертиза и оценка воздействия  на окружающую среду (ОВОС), а также  согласование применяемых подходов с международной практикой при  учёте специфики нашей страны.

Системы экологической оценки намечаемой деятельности сегодня используется практически всеми странами мира и многими международными организациями. Экологическая оценка основана на простом принципе: легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадии осуществления этой деятельности.

В России основными составляющими  экологической оценки является экологическая  экспертиза, организуемая государственными природоохранными органами, и оценка воздействия на окружающую среду, проводимая заказчиками документации, подлежащей экспертизе.

Системы экологической оценки очень молоды. Активно развиваться  системы экологической оценки стали  в середине 19 в. в связи с проблемой предупреждения техногенных катастроф и вопросами организации экологического мониторинга, которые к настоящему времени не являются главным содержанием проблемы обеспечения экологической безопасности.

Роль современной процедуры  проведения ОВОС в обосновании инвестиции очень велика. Экологические ограничения  хозяйственной деятельности при  реализации предлагаемых инвестиционных проектов позволяют выполнять ранжирование территории по уровню экологической  безопасности на региональном и локальном  уровнях и определить допустимость будущих техногенных воздействий  на объекты природы. Уже на стадии планирования готовятся рекомендации и регламенты обеспечения безопасности населения. Экономическая интерпретация  экологических ограничений –  это оценка ущерба природной среде  и здоровью населения в результате воздействия различного рода, в том  числе и чрезвычайного характера. Непосредственными предшественниками российской системы экологической оценки явились правила проектирования, территориальные комплексные схемы охраны природы и разрешения на отдельные виды природопользования, а также ведомственные и межведомственные экспертизы, не обеспечивающие подлинную комплексность анализа экологических воздействий.

 

1 Понятие и цели экологической экспертизы

Существовавшая в прошлом  практика осуществлять хозяйственную  деятельность без учёта существующего  и прогнозируемого состояния  природной среды, без оценки последствий  от хозяйственной деятельности привела  к ухудшению экологической обстановки и образованию очагов социальной напряженности в местах расположения экологически неблагоприятных предприятий. В целях предотвращения принятия экологически не продуманных решений на стадии разработки предпроектной и проектной документации в законе «Об охране окружающей природной среды» впервые были сформулированы основы проведения экологической экспертизы в РФ. В исполнении этих принципов был разработан и 23 ноября 1995г. принят ФЗ «Об экологической экспертизе» с последующими изменениями и дополнениями.

Настоящий Федеральный закон  регулирует отношения в области  экологической экспертизы, направлен  на реализацию конституционного права  граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной  и иной деятельности на окружающую природную среду.

Экологическая экспертиза –  установление соответствия документов и документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта  экологической экспертизы хозяйственную  и иную деятельность, экологическим  требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством  в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного  воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Цели экологической экспертизы заключаются в предупреждении возможных  неблагоприятных воздействий хозяйственной  и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных  с ними социальных, экономических  и иных последствий реализации объекта  экологической экспертизы, а также  в обеспечении реализации конституционных  прав граждан России на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

1.   презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

2.   обязанности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

3.   комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

4.   обязательности учёта требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

5.   достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

6.   независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

7.   научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

8.   гласности, участия общественных организаций, учёта общественного мнения;

9.   ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

2 Виды экологической  экспертизы

По российскому законодательству существует два вида экологической  экспертизы – государственная и общественная.

Государственная экологическая  экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической  экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Объектами государственной  экологической экспертизы федерального уровня являются:

1.   проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ;

2.   проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учётом режима охраны природных объектов;

3.   проекты соглашений о разделе продукции;

4.   материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством РФ к компетенции федеральных органов исполнительной власти;

5.   проекты технической документации на новую технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

6.   объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995г № 187-ФЗ «О континентальном шельфе РФ», Федеральном законе от 17 декабря 1998г № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ», Федеральном законе от 31 июля 1998г № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ».

Государственная экологическая  экспертиза объектов регионального  уровня проводится органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  в порядке, установленном настоящим  Федеральным законом и иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной  экологической экспертизы регионального  уровня являются:

1.   проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ;

2.   проекты целевых программ субъектов РФ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учётом режима охраны природных объектов;

3.   материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством РФ к компетенции исполнительной власти субъектов РФ;

4.   объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию:

¾  доработки такого объекта, по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

¾  истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

¾  внесение изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Общественная экологическая  экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными  организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды. В том числе  организация и проведение экологической  экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством  РФ.

3 Порядок производства  экологической экспертизы 

 

Порядок проведения государственной  экологической экспертизы устанавливается  федеральным законом об экологической  экспертизе.

Порядок проведения государственной  экологической экспертизы:

1.   государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания, представляемых заказчиком материалов требованиям Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:

¾  документации, подлежащей государственной экологической экспертизе;

¾  заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае её проведения;

¾  материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями, организованных органами местного самоуправления.

2.   государственная экологическая экспертиза проводится при условии её предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объёме и в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти в области экологической экспертизы;

3.   начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после её оплаты и приёмки комплекта необходимых материалов и документов в полном объёме и количестве;

4.   срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев.

5.   государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов РФ для проведения экологической экспертизы конкретного объекта;

6.   результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы;

7.   повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

Экспертная комиссия государственной  экологической экспертизы

В состав экспертной комиссии включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области  экологической экспертизы, могут  включаться в качестве экспертов  государственной экологической  экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов  государственной власти субъектов РФ.

Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической  экспертизы, формирование экспертной комиссии при участии её руководителя и утверждение её персонального  состава осуществляются федеральным  органом исполнительной власти в  области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов РФ.

Информация о работе Экологическая экспертиза