Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 20:22, реферат
Рост городов Узбекистана, бурное развитие промышленности, интенсификация сельского хозяйства, значительное расширение площадей орошаемых земель, улучшение культурно-бытовых условий и ряд других факторов все больше усложняет проблемы обеспечения водой.
Потребности в воде огромны и ежегодно возрастают. Ежегодный расход воды на земном шаре по всем видам водоснабжения составляет 3300-3500 км3. При этом 70% всего водопотребления используется в сельском хозяйстве.
Западно Казахстанский Аграрно-Технический университет имени Жангир хана
Реферат
Экология Сырдарьи
Введение
Рост городов Узбекистана, бурное
развитие промышленности, интенсификация
сельского хозяйства, значительное расширение
площадей орошаемых земель, улучшение
культурно-бытовых условий и ряд других
факторов все больше усложняет проблемы
обеспечения водой.
Потребности в воде огромны
и ежегодно возрастают. Ежегодный расход
воды на земном шаре по всем видам водоснабжения
составляет 3300-3500 км3. При этом
70% всего водопотребления используется
в сельском хозяйстве.
Много воды потребляют химическая
и целлюлозно-бумажная промышленность,
черная и цветная металлургия. Развитие
энергетики также приводит к резкому увеличению
потребности в воде. Значительное кол-во
воды расходуется для потребностей отрасли
животноводства, а также на бытовые потребности
населения. Большая часть воды после ее
использования для хозяйственно-бытовых
нужд возвращается в реки в виде сточных
вод.
Дефицит пресной воды уже сейчас
становится мировой проблемой. Все более
возрастающие потребности промышленности
и сельского хозяйства в воде заставляют
все страны, ученых мира искать разнообразные
средства для решения этой проблемы.
На современном этапе определяются
такие направления рационального использования
водных ресурсов:
- более полное использование
и расширенное воспроизводство ресурсов
пресных вод;
- разработка новых технологических
процессов, позволяющих предотвратить
загрязнение водоемов и свести к минимуму
потребление свежей воды.
Целью данной работы является изучение охраны и
рационального использования водных ресурсов
реки Сырдарьи, анализ проблем связанных
с рациональным использованием.
Достижение поставленной цели
предполагает решение следующих задач:
- изучить структуру бассейна
реки Сырдарьи;
- рассмотреть основные проблемы
рационального использования водных ресурсов
реки Сырдарьи;
- проанализировать проблемы
загрязнения и методы очистки водных ресурсов;
- определить основные проблемы
и направления оздоровления экологической
обстановки Республики Узбекистан.
1.
Структура бассейна реки Сырдарьи
Сырдарья - длиннейшая и вторая
по водности после Амударьи река Средней
Азии.
Образуется при слиянии Нарына
и Карадарьи в восточной части Ферганской
долины. Сток Сырдарьи формируется в горной
части бассейна. Питание преимущественно
снеговое, в меньшей мере ледниковое и
дождевое. В среднем течении (от Фархадских
гор до Чардаринского водохранилища)
в Сырдарью впадают реки Ангрен (Ахангаран), Чирчик и Келес. От Фархадского гидроузла
начинается Южно-
В нижнем течении Сырдарья протекает
по восточной и северной окраинам песков Кызылкум; русло реки здесь
извилисто и неустойчиво, в зимне-весенний
период нередки паводки. Последний приток — Арыс. В низовьях реки на участке
от города Туркестана до райцентра Жосалы имеется обширная пойма (шириной
10-50 км, длина около 400 км), пронизанная множеством проток, местами заросшая тростником и тугаями, широко используемая
для сельского хозяйства (рисоводство,
бахчеводство, овощеводство, местами садоводство). В устье Сырдарья образует дельту (в районе города Казалинск) с многочисленными
протоками, озёрами и болотами, используемую для
бахчеводства.
Сырдарья ранее впадала в Аральское море, ныне, вследствие
катастрофического снижения его уровня
и распада моря на две части (в 1989 году), река впадает в северную
часть моря (так называемое «Малое море»). Воды Сырдарьи
в значительной мере разбираются на хозяйственные
нужды, в связи с этим нынешний объём стока в устье снизился более чем
в 10 раз (с 400 м³/с до 30 м³/с) по сравнению
с условно-естественным периодом (до 1960
года).
Река Сырдарья
Протекает по территории Таджикистана,
Узбекистана и Казахстана
Устье Аральское море
Длина 2212 (вместе с рекой Нарын 3019)
км
Площадь бассейна 219,000 км²
Расход воды 703 м³/с
Длина русла — 2212 км. На территории бассейна реки Сырдарья находятся 3 области Кыргызстана: Нарынская
На реке создано несколько водохранилищ: Токтогульское (
2.
Основные проблемы и направления оздоровления
экологической обстановки
Узбекистан, располагаясь в
центре водных систем бассейна Аральского
моря, потребляет более 50% его водных ресурсов,
тогда как на территории страны формируются
около 10-12% (10-13 куб.км в год) речного стока
региона. Дефицит водных ресурсов испытывают
также часть северных районов Афганистана
и территория Казахстана, примыкающие
к водным системам бассейна Аральского
моря. В странах, расположенных в верховьях
рек Сырдарья и Амударья, формируется
более 80% водных ресурсов бассейна: в Кыргызстане
27-28 куб. км. в год или 71-72% речного стока
бассейна Сырдарьи, в Таджикистане около
47 куб. км. или 63% стока по бассейну Амударьи,
а 20-22 куб. км. (примерно 25%) стока Амударьи
формируется на территории Афганистана.
Природная неравномерность
распределения водных ресурсов в регионе
приводит к прямо противоположным подходам
в отношении режима использования гидротехнических
сооружений, воздвигнутых в верховьях
Сырдарьи. Кыргызстану и Таджикистану,
выгодно использовать эти сооружения
в режиме выработки электроэнергии, выпуская
воду в пиковые периоды её потребления
без учета интересов государств, расположенных
ниже по течению.
В результате расположения
на территории сопредельных государств
ряда гидротехнических сооружений, обеспечивающих
водой ирригационно-мелиоративные системы
Узбекистана, возникает зависимость от
их действий в вопросе использования водных
ресурсов республики.
Изменение в одностороннем
порядке режимов работы, например, Токтогульского
и Кайракумского водохранилищ от ирригационного
к энергетическому может привести, особенно
в нижнем и среднем течении Сырдарьи, к
тяжелым водохозяйственным и экологическим
последствиям: в летние периоды - к нехватке
оросительной воды, а в зимние - подтоплению
орошаемых земель, пастбищ и народнохозяйственных
объектов.
Так, возобновившиеся сбросы
из Чардарьинского водохранилища в Арнасай,
связанные с эксплуатацией Токтогульского
водохранилища в энергетическом режиме
и низкой пропускной способностью русла
Сырдарьи в нижнем течении, особенно в
период ледостава, привели к коренной
перестройке режима Арнасайских озер.
В результате разрушены дамбы и водослив
между озерами Айдар и Тузкан, автодорожный
мост через Восточно-Арнасайские озера,
затоплены пастбища, колодцы, автомобильные
дороги и др. Заполненное Арнасайское
понижение создает подпор, препятствующий
отводу грунтовых вод с территории Голодной
и Джизакской степей, ухудшая их мелиоративное
состояние. Коллекторно-дренажные системы
этих территорий зарастают, заиливаются
и выходят из строя.
Слабая управляемость водораспределением
не обеспечила равномерности управления
водопользованием в условиях маловодья.
Характерен пример 2000 года. В бассейне
реки Сырдарья в условиях приоритета верхних
водопользователей при средней водообеспеченности
бассейна 75-80% специфические зоны оказались
водообеспеченными на 45-55%. Игнорирование
интересов дельт и низовьев Амударьи привело
к практическому высыханию всех водоемов
и резко ухудшило их экологическое состояние,
в том числе даже такого устойчивого водоема
как Судочье - минерализация воды в нем
поднялась до 10 г/л, практически рыбное
поголовье погибло, также как и ондатра.
Только в Каракалпакии из-за нехватки
воды погибли посевы на площади 210 тыс.
га, или 45% всех посевных площадей. Из 116
тыс. гектаров посевов риса осталось только
15 тыс. гектаров. Не лучшее положение сложилось
и в Хорезмской области. Здесь погибло
более 65 тыс. гектаров посевов.
Согласно общим принципам и
нормам международного права, государства
водотока должны в пределах своей территории
использовать трансграничный водоток
на справедливой и разумной основе. В частности,
водоток, имеющий межгосударственное
значение и протекающий через территорию
двух и более государств, используется
и осваивается государствами водотока
с целью достижения его оптимального использования
и получения связанных с этим выгод при
надлежащей его защите. Государства водотока
участвуют в использовании, освоении и
защите международного водотока справедливым
и разумным образом. Такое участие включает
как право использования u1074 водотока,
так и обязанности по сотрудничеству в
его защите и освоении.
Оптимальное (справедливое)
использование в данном случае, означает
достижение максимально возможного удовлетворения
всех потребностей, при сведении до минимума
ущерба или неудовлетворённых потребностей
каждой из сторон. Такие принципы международного
сотрудничества отражены в документах
международного права (Устав ООН, Стокгольмская
декларация ООН по проблемам окружающей
среды, Конференция ООН по окружающей
среде и развитию (Рио-де-Жанейро) - “Повестка
дня на ХХI век” и др.).
Юридические документы, разработанные
после 1991 года, полностью не охватывают
круг проблем, возникших в нашем регионе
в новых условиях. Международные воды,
как и воздушный океан, тем и отличаются
от других природных ресурсов типа полезных
ископаемых, что они в равной степени принадлежат
всем народам, живущим в речном бассейне.
Следовательно, нужно найти оптимальное
сочетание исторически равных прав народов
региона на трансграничные водные ресурсы
бассейна и суверенных права государств
в использовании природных ресурсов на
своей территории без нанесения ущерба
соседним государствам. Такой подход был
положен в основу межгосударственного
соглашения, проект которого разослан
государствам Сырдарьинского бассейна
и сейчас находится на стадии рассмотрения
и согласования. Очевидно, аналогичное
соглашение следует подготовить и для
бассейна реки Сырдарья.
С обретением независимости
Узбекистан выступил инициатором создания
единой системы управления и охраны водных
ресурсов бассейна Аральского моря. С
этой целью была создана Межгосударственная
координационная водохозяйственная комиссия
(МКВК), которой передано управление водами
бассейна Аральского моря, включая реки
Амударья и Сырдарья, а также возвратные
воды.
С целью справедливого и взаимовыгодного
использования водных ресурсов, примирения
противоположных интересов в использовании
гидротехнических сооружений в марте
2008 года между Казахстаном, Кыргызстаном
и Узбекистаном было подписано соглашение
“Об использовании водно-энергетических
ресурсов бассейна р. Сырдарья”. Соглашение
предусматривает экономическую компенсацию
Кыргызстану в регулировании водных ресурсов
и режима работы гидротехнических сооружений
в интересах нижерасположенных государств.
В тоже время, данное Соглашение
затрагивает только одну сторону вопроса
– как компенсировать упущенные возможности,
не затрагивая основные принципы непосредственного
распределения и использования трансграничных
вод бассейна.
Более того, до сих пор не согласован
полностью статус МКВК и других входящих
в Международный фонд спасения Арала (МФСА)
структур и не отлажен механизм реализации
их решений.
В настоящее время в области
управления и использования трансграничных
вод складывается следующая тенденция.
Кыргызстан стремится добиться
преимущества в использовании водного
ресурса Сырдарьи и оказывает тормозящее
действие в подписании подготовленных
Соглашений, обсуждающихся в течение последних
лет.
Таджикистан в последнее время
принимает линию поддержки идеологии
Кыргызстана и переноса ее на бассейн
реки Амударьи. Также частично претендует
на роль регулятора в бассейне Сырдарьи
также как и Кыргызстан.
Казахстан, в целом, так же как
и Узбекистан, заинтересован в сохранении
и поддержании сотрудничества с Центральноазиатскими
государствами в части управления и использования
водными ресурсами региона. Вместе с тем,
в целях избавления от зависимости режима
работы Токтогульского водохранилища,
в Казахстане намечается строительство
ниже Чардары еще одного водохранилища
- Коксарайского, которое будет перехватывать
зимние попуски из Токтогула.
С другой стороны, ограниченность
водных ресурсов в регионе требует более
рационального использования их в нашей
республике. В частности, путем осуществления
комплекса водоохранных и водосберегающих
мероприятий, включающих тесную увязку
режима и параметров оросительной сети
с техникой полива для минимизации потерь
воды.
По оценкам экспертов, внедрение
водосберегающих технологий, новых способов
орошения, осуществление мероприятий
по совершенствованию ирригационных систем
позволит сэкономить только в Узбекистане
до 15-20 куб. км. воды в год, однако, это потребует
значительных капитальных затрат и должно
быть сопряжено с мерами организационного
порядка.
В Узбекистане 50% орошаемых
земель в той или иной мере засолены, что
приводит к снижению урожайности, увеличению
использования воды на промывку, поднятию
уровня подпочвенных вод и росту объема
сильно минерализованных коллекторно-дренажных
вод. Данные процессы связаны с ухудшением
мелиоративного состояния земель, низкой
эффективностью оросительной и коллекторно-дренажной
сети, одной из причин которого является
невыполнение на них очистных работ, ремонта
и реконструкции в нужном объеме.
3.
Основные негативные последствия загрязнения
и нерационального
использования
водных ресурсов
Учитывая зависимость систем
питьевого водоснабжения от трансграничных
источников, особенно актуальным для республики
является обеспеченность населения чистой
питьевой водой. Так, в Каракалпакстане
обеспеченность питьевой водой в среднем
составляет 61,5%, при этом в Берунийском
районе - 36,3%, в Шуманайском - 32,5%, в Сырдарьинском
- 28,7%. В целом, более трети населения страны
потребляет питьевую воду, не соответствующую
государственному стандарту.
Отмечается также трансграничное
загрязнение подземных и поверхностных
вод нашей страны. Оно происходит в основном
в двух регионах: в восточной части Сохского
конуса выноса (Ферганская область) и верхней
части долины р.Сырдарья. Основными загрязнителями
являются минеральные и химические удобрения,
поступающие со сточными водами с орошаемых
полей, а также промышленные стоки, связанные
с деятельностью горнорудных предприятий
в Кыргызстане и Таджикистане (Анзобский
горнообогатительный комбинат и Таджикский
золотодобывающий комбинат).
Угрозу безопасности населению
региона представляет и техническое состояние
многих плотин, а также состояние естественной
плотины Сарезского озера, в котором скопилось
16,6 куб.км воды.
На основании изложенного представляется
возможным спрогнозировать основные угрозы
национальной безопасности страны в части
ее водообеспечения, имея в виду, что водные
ресурсы для Узбекистана это не только
источник водоснабжения населения, промышленности
и орошаемого земледелия, но и первостепенный
фактор поддержания определенного уровня
социально-экономического развития и
экологической ситуации. Ниже приводятся
некоторые основные негативные последствия
для республики при условии сохранения
нынешней ситуации в области использования
трансграничных водотоков и непринятия
совместно с соседними странами соответствующих
эффективных мер.
Первое. Недостаточное водообеспечение
особенно остро отразится на орошаемом
земледелии, выражающееся в снижении или
гибели урожая, заведомо низком уровне
планирования сельхозпосевов, увеличении
засоленности земель, снижении их продуктивности
и др. При этом будет сохраняться неравномерность
водообеспечения между верхними и нижними
зонами рек, что значительно повлияет
на дифференциацию внутри республиканских
регионов (производство ВВП на душу населения)
и способствует росту численности отстающих
регионов, снижению темпов решения в них
социальных и экономических задач, усилению
социальной напряженности.
Более того, на уровень водообеспеченности
Узбекистана в будущем может оказать также
воздействие обводнение территорий на
севере Афганистана, который потенциально
способен забирать из Сырдарьи до 15 куб.км (20% всего ее годового
стока).
Второе. Практическое сведение
на нет поступления воды в Аральское море
вызовет дальнейшее снижение его уровня
и усугубит и без того напряженную социально-экологическую
обстановку в Приаралье вследствие деградации
дельт рек и опустынивания.
Третье. Неэффективное функционирование
водохозяйственного комплекса региона
будет также способствовать ухудшению
качества водных ресурсов, связанных со
сбросами в поверхностные водотоки коллекторно-дренажных
вод, минеральных и химических удобрений,
промышленных стоков. Сохранится угроза
попадания в поверхностные воды выносимых
с паводковыми и селевыми потоками содержимого
хвостохранилищ горнорудных предприятий
с высоким содержанием токсичных и радиоактивных
отходов, тяжелых металлов.
Четвертое. Продолжение сброса
из Чардарьинского водохранилища в Арнасай
в объеме, превышающем 1,5-2,0 куб.км приведет
к затоплению новых пастбищных угодий
и территорий, что будет способствовать
увеличению препятствия отводу грунтовых
вод с территории Голодной и Джизакской
степей и дальнейшему ухудшению их мелиоративного
состояния. Каждый последующий куб.км.
воды будет повышать уровень на 0,2-0,3 м.
и затапливать 50-70 кв. км. территорий. В
то же время, при ежегодном сбросе менее
1,5 куб. км. будет наблюдаться падение уровня
озер, засоление водоема и его берегов.
В результате перереформирования берегов
и их засоления, осушенное дно озер будет
трудно поддаваться рекультивации и практически
не оправдает вложенные капитальные средства
.
Пятое. Разрушение образованного
в Сарезском озере завала может вызвать
катастрофические паводки, повлечь за
собой, помимо значительных жертв, разрушение
десятков гидротехнических сооружений,
мостов, автомобильных дорог, объектов
гражданского строительства и нанести
ущерб сельскохозяйственным угодьям.
В этих условиях представляется
необходимым решение следующих задач:
1) обеспечить эффективное функционирование
системы совместного управления водно-энергетическими
ресурсами бассейна Аральского моря через
придание МКВК статуса международной
организации;
2) внедрение водосберегающих
технологий, новых способов орошения,
осуществление совершенствования ирригационных
систем в государствах региона, особенно
на объектах совместного пользования,
дальнейшее упорядочение режима работы
водохранилищ;
3) активизировать работу по
доработке, согласованию и подписанию
пакета правовых документов (межгосударственных
Соглашений) по эффективному, рациональному
использованию и управлению трансграничными
водными ресурсами региона с учетом имеющихся
проблем и интересов республики;
4) дальнейшая разработка и реализация
межгосударственной программы по охране
трансграничных вод, недопущению и предотвращению
трансграничного загрязнения вод, правилах
контроля их качества и обеспечения экологической
устойчивости в регионе и др.
На основании изложенного, в
целях улучшения водохозяйственной обстановки
в регионе, предлагается план мероприятий
по реализации вышеперечисленных основных
задач по углублению сотрудничества между
государствами Центральной Азии в сфере
рационального использования водно-энергетических
ресурсов.
На сегодняшний день рациональное
использование и освоение водно-энергетических
ресурсов бассейнов Сырдарьи и Амударьи
остаются наиболее сложными региональными
проблемами Центральной Азии. Всем сегодня
известно, какую важную роль и задачи играют
водотоки рек Сырдарьи и Амударьи.
При их использовании важнейшим
условием является безусловное соблюдение
государствами региона Соглашения между
Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан,
Республикой Узбекистан, Республикой
Таджикистан и Туркменистаном о сотрудничестве
в сфере совместного управления использованием
и охраной водных ресурсов межгосударственных
источников (Алматы, 18 февраля 1992 года),
а также Конвенций ООН по охране и использованию
трансграничных водотоков и международных
озер от 17 марта 1992 года (Хельсинки) и о
праве несудоходных видов использования
международных водотоков от 21 мая 1997 года
(Нью-Йорк). Необходимо обеспечить соблюдение
справедливого и рационального водного
баланса, не нарушающего интересы стран
региона, с учетом международного статуса
трансграничных водотоков, протекающих
через территорию Центральной Азии.
Строительство новых гидроэнергетических
сооружений в верховьях рек Амударья и
Сырдарья должно осуществляться с учетом
ирригационного режима и экологической
безопасности.
Поэтому каждая страна должна
действовать исходя из требований вышеуказанных
документов ООН, которые предусматривают
строительство и ввод новых гидро-энергетических
сооружений с обязательным привлечением
авторитетных, нейтральных международных
аудиторских организаций для проведения
оценки ТЭО и проектов этих сооружений
на предмет обязательного соблюдения
экологических требований и сохранения
сложившихся объемов и режимов водотока
этих рек.
В случае изменения состояния
водных ресурсов трансграничных источников
страны Центральной Азии, где проживают
более чем 50 млн. чел., могут столкнуться
с непредвиденной по своим масштабам экологической
катастрофой, а также с проблемами в обеспечении
населения и сельского хозяйства стран
региона питьевой и поливной водой, системной
засухой со всеми вытекающими последствиями.
Все эти вопросы, связанные
с обеспечением водно-энергетического
баланса в Центральной Азии, должны решаться
на основе взаимопонимания, двустороннего
диалога и консенсуса между странами региона.
Любое игнорирование этих принципов
может привести к непредсказуемым экологическим,
экономическим, социальным и политическим
последствиям в регионе.
Очевидно, что целенаправленная
работа по наращиванию гидроэнергетических
мощностей на трансграничных реках в среднесрочной
перспективе, при реализации намеченных
проектов, негативно отразится на системе
водопользования, ситуации в агропромышленном
комплексе и экологическом балансе в регионе,
в первую очередь в Узбекистане, Казахстане
и Туркменистане.
Поэтому все решения по использованию
стока трансграничных рек, в том числе
при сооружении гидроэнергетических сооружений,
должны в обязательном порядке учитывать
эти интересы. В противном случае это может
еще более усугубить положение с обеспечением
водой в низовьях Сырдарьи, ускорить экологическую
катастрофу высыхающего Арала, сделать
практически невозможным проживание здесь
миллионов жителей региона.
Поэтому необходимо предусмотреть
механизм межгосударственного согласования
намечаемых проектов по строительству
ГЭС и других гидротехнических объектов
и сооружений, изменяющих сложившийся
режим попуска воды на трансграничных
водотоках.
Исходя из требований основополагающих
конвенций ООН, ТЭО новых гидротехнических
объектов в бассейнах трансграничных
рек должны подвергаться обязательной
объективной экспертизе со стороны нейтральных
международных аудиторских организаций.
Должны быть даны гарантии, что сооружение
объектов не будет иметь непоправимых
экологических последствий, и не нарушит
сложившийся баланс использования водотока
всеми государствами, расположенными
вдоль течения этих рек.
Подобной принципиальной позиции
придерживаются Всемирный банк и Азиатский
банк развития. И в Узбекистане выражают
надежду, что линия этих весьма авторитетных
международных финансовых структур будет
примером и для других организаций и государств,
что позволит укрепить, в конечном итоге,
социально-экономическую безопасность
и стабильность в регионе.
Заключение
Рациональное использование
водных ресурсов - это прежде всего охрана
водных пространств от загрязнения, а
так как промышленные стоки занимают первое
место по объёму и ущербу, который они
наносят, то именно в первую очередь необходимо
решать проблему сброса их в реки.
В частности ограничение сбросов
в водоёмы, а также усовершенствование
технологий производства, очистки и утилизации.
Также важным является взимание платы
за сброс сточных вод и загрязняющих веществ
и перечисление взимаемых средств на разработку
новых безотходных технологий и сооружений
по очистке. Например, необходимо снижать
размер платы за загрязнения окружающей
среды предприятиям с минимальными выбросами
и сбросами, что в дальнейшем будет служить
приоритетом для поддержания минимума
сброса или его уменьшения.
В настоящее время наиболее
сложная водно-экологическая обстановка
складывается в Айдаро-Арнасайской системе
озер, где наблюдается снижение уровня
воды и повышение ее минерализации. Это
в среднесрочной перспективе может привести
к возникновению еще одной зоны экологического
кризиса, сравнимого по последствиям с
высыханием Аральского моря, что негативно
повлияет на обстановку не только в Узбекистане,
но и Казахстане.
Для решения этой проблемы необходимо
обеспечить постоянный приток пресной
воды из р.Сырдарья в достаточных объемах,
что позволит сохранить сложившуюся в
этом районе экосистему и значительно
улучшить водно-экологическую ситуацию
в нашей стране.
В этих целях необходимо также
проработать вопрос о внесении соответствующих
изменений в проект Межгосударственного
соглашения между Центрально-Азиатскими
странами по использованию водно-энергетических
ресурсов, в том числе бассейна р.Сырдарья
с целью юридического признания на региональном
и международном уровне Айдаро-Арнасайской
системы озер неотъемлемой частью экосистемы
бассейна р.Сырдарья.
Только такой объективный подход
может обеспечить успех в реализации проектов
по использованию водных и энергетических
ресурсов региона.
Если сейчас не задумываться
о сохранении водных ресурсов, то уже в
ближайшем будущем это может пагубно отразиться
на всей жизни на Земле.