Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 04:42, реферат
Агропромышленный комплекс суверенного белорусского государства стартовал в сложных экономических и социально-политических условиях, обусловленных последствиями цазьи-ла единого экономического пространства Союза ССР. Было потеряно большинство сырьев., ресурсов, прежде всего топлива и зерна, "'р. кратнлись поставки средств защиты растен п. и животных. Ограниченной была и номешлап ра отечественного сельскохозяйственного машиностроения.
Агропромышленный комплекс суверенного белорусского государства стартовал в сложных экономических и социально-политических условиях, обусловленных последствиями цазьи-ла единого экономического пространства Союза ССР. Было потеряно большинство сырьев., ресурсов, прежде всего топлива и зерна, "'р. кратнлись поставки средств защиты растен п. и животных. Ограниченной была и номешлап ра отечественного сельскохозяйственного машиностроения.
США В
В этих условиях Президентом страны в первые дни его избрания была поставлена задача любой ценой, не считаясь ни с какими затратами, срочно наполнить внутренний рынок продовольствием, накормить свой народ. И эта задача уже к 2000 г. была выполнена. Продовольственные рынки приблизились к европейским, была обеспечена безопасность государства, получил развитие и аграрный экспорт. В текущем году в системе предприятий Минсельхозпрода он превысит 1,5 млрд долл.
настоящее время по абсолютному боль-
шинству продукции аграрного сектора в расчете на дущу населения Беларусь является лидером в СН1. На должном уровне республика выглядит и на европейском аграрном пространстве. Так, по производству зерна и молока в расчете на душу населения она занимает четвертое место, а по производству льна и картофеля - первое.
Вместе с тем избранные на этапе возрожде-
я белорусского сельскохозяйственного произ-
Дства методы хозяйствования набрали значи-
• ьную инерцию и в большой мере используются
ц иастоящее время, хотя ранее ставившиеся
ем'-» ^*е В лолнои мере достигнуты. Следстви-
эФ(Ье°!° является низкий уровень экономической
ровап^."ВНОСТИ агРаРно,'о производства. Сформи-
■чозяйаСЬ многоплановая задолженность сельско-
Дальне"ЕеННЫХ пРелпРия™й, препятствующая их
не обнИШСМУ развитию- В первую очередь в пла-
"ическТ-ЛеНИЯ инФРастРУкт>'Ры отрасли, ее тех-
10 н технологического переоснащения.
Поэтому
назрела необходимость внести суще
ственные коррективы в практику хозяйствования
на земле. Белорусский аграрный комплекс
необхо
димо вывести на новый этап развития, где
главным
'- чыато ! стпо бы с щест" у^еплер! с
'">|<ик< ^т.. о\ч яйс-',е1 1 1'лачч, и
I. "■ це ),-\ пр.д« то твь'рю^ тле. зс5
н.'з'ц'юнныч. 'I технопошческ м рнятий г.
инновационному развитию отрасли, который будет заложен в основу очередной программы развития АПК. Предполагается, что она будет иметь целевое название- Программа укрепления аграрной экономики на 20! 1-2015 гг.». В этом случае программа завершит процесс формирования белорусской национальной модели сельского хозяйства (первая программа на 1996-2000 гг. решила задачи продовольственной безопасности страны; вторая,- на 2001-2005 гг. - позволила широко выйти на зарубежный рынок; третья - на 2005-2010 гг. - обеспечила инновационное развитие производственной и социальной сфер села, а нынешняя призвана вывести аграрную отрасль на самофинансирование в условиях расширенного воспроизводства при реальном уровне ее государственной поддержки).
На новом этапе предстоит решить многосторонние проблемы. И, в первую очередь, 8 целях придания экономической направленности функционированию агропромышленного комплекса необходимо изменить критерии оценки работы сельскохозяйственных организаций и регионов. Доминирование объемных показателей, приемлемых на первых этапах развития АПК, ныне не ориентирует сельхозпроизводителей на укрепление экономики. Ориентир, прежде всего, берется на производство не экономически наиболее целесообразных, а объемных видов продукции. Дефицит капитальных вложений и оборотных средств при этом предполагается покрывать за счет кредитов и инвестиций государства, ежегодно наращивая объемы этих источников. Поэтому следует принять в качестве критериев оценки работы сельскохозяйственных организаций и регионов за
отчетный период интегрированный экономический показатель - прибыль в расчете на 1 балло-гектар сельхозугодий с учетом условий ее формирования: наличие животноводческих комплексов, созданных на средства государства и функционирующих на покупных кормах; присоединение убыточных сельскохозяйственных организаций и уровень их финансовых обязательств, уровень государственных инвестиций текущего года.
Придание приоритета экономическим показателям оценки работы сельскохозяйственных организаций и регионов позволит создать эффективный механизм объективной оценки результатов хозяйствования на земле, ориентирующий сельхозпроизводителей на укрепление экономики, побуждающий наращивать производство сельскохозяйственной продукции на основе использования наиболее экономически выгодных организационных, технических и технологических подходов. Будут максимально реализованы внутренние резервы аграрной отрасли, при нынешнем уровне государственной поддержки отрасль сможет эффективно функционировать на принципах самофинансирования.
На
этапе корректировки задач
В целях стабилизации внутреннего продовольственного рынка и удовлетворения других потребностей государства предполагается установить всем сельскохозяйственным организациям государственный заказ на все необходимые виды сельскохозяйственной продукции в объеме полной потребности с учетом страховых запасов, обеспечить его оформление договорами с уполномоченными государством заготовительными организациями.
Приведение объемов производства сельскохозяйственной продукции в соответствие с внутренними потребностями государства и упорядочение внешнеторговой деятельности агропромышленного комплекса позволят эффективно распорядиться природными и материально-энергетическими ресурсами страны для укрепления экономики отрасли, а предоставление самостоятельности хозяйствующим субъектам АПК в выборе организационных, технических и технологических решений создаст возможность реализации профессионального потенциала руководителей и специалистов, повысит ответственность за экономические результаты их деятельности, конкретизирует направления работы органов государственного управления в сельскохозяйственной сфере.
Представляется необходимым пересмотреть ценовой механизм в сельскохозяйственном производстве. Закупочные цены на все виды продукции должны обеспечивать не менее 20 % рентабельности при нормативном уровне затрат. При этом потребуется определить источники и механизм государственных субсидий для поддержки стабильности и дифференцирования цен по регионам в зависимости от кадастровой оценки сельхозугодий, установить источники и порядок оплаты госзаказа. Безусловно, должны быть сформулированы меры взаимной ответственности производителей и государственных заготовителей за выполнение договорных условий на поставку сельскохозяйственной продукции. Всем сельскохозяйственным организациям предполагается обеспечить полную свободу в реализации продукции, произведенной сверх заказа, и полную их ответственность по этой позиции.
Подлежит дальнейшей корректировке практика государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Следует считать, что этап прямого государственного субсидирования технологических процессов и создания малозначимых объектов инфраструктуры закончился. Поддерживаться должно только экономически целесообразное производство с высоким уровнем окупаемости вложенных средств. В связи с этим инвестиции государства намечается направить:
• на долевое участие в реализации госпро-
грамм;
- долевое участие з финансировании через предприятия-интеграторы технологических процессов в АПК;
'■ льготирование кредитования субъектов АПК;
' льготное страхование.
Уже давно назрела необходимость обеспечить многоплановый характер кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом длительности оборота капитала по низким банковским ставкам. Не может быть единым подход для торговой организации, где рубль оборачивается за 1 месяц и даже быстрее, и в скотоводстве, где для формированияодойной коровы требуются
тендовать на то, чтобы льготный режим с учетом аграрной специфики был установлен при выделении кредитов и бюджетных ссуд за счет средств республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов. А компенсация потерь банков в связи с предоставлением льготных кредитов сельсчо о зяйственным товаропроизводителям должна ществляться за счет бюджетных источников
В первую очередь льготные кредитнь сурсы в АПК предполагается использовать:
» на реализацию государственных целевь П| грамм развития агропромышленного произвол т>х
■ инновационную деятельность в сфере АПК.
В сельскохозяйственном производстве далеко не по вине сельхозпредприятий, прежде всего вследствие постоянного удорожания материальных и энергетических ресурсов, к настоящему времени сформировалась высокая задолженность, которая не позволяет создавать необходимые фонды оборотных средств для технического обновления и выполнения в необходимых объемах техно-ло1ических операций. Поэтому важным шагом на "Ути экономического оздоровления сельхозпро-зв°днтелей может быть частичное списание или сРочка на 5-10 лет всех видов задолженностей.
Руководству регионов и сельскохозяйственных Р низаций предстоит интенсифицировать про-в АПь- П° пРИШ1ечению иностранных инвестиций ни прямые инвестиции, кредиты, международ-зов .ЛИ5ИНГ Приоритетными направлениями исполь-
ния иностранных инвестиций следует считать:
про
|
Расширение экспортного
в°Дств-
~ совершенствование технической и технологической базы:
^ создание донолнительнь.'х рабочих мест.
Несмотря на постоянные инициативы Минсельхозпрода, в республике медленно развиваются процессы горизонтальной и вертикальной кооперации в АПК. вследствие чего не в полной Мере используется потенциал аграрного производства в целом, недостаточно реализуются принципы делового партнерства. Мировой опыт и практика свидетельствуют, что интегрированные структуры обладают более высокой надежностью функционирования, способствуют совершенствованию размещения сельскохозяйственного производства, углублению его специализации, рациональному использованию сырьевых ресурсов и производственного потенциала отраслей и субъектов хозяйствования АПК. При этом проявляется тесная взаимосвязь и взаимозависимость субъектов кооперации, успешнее решаются вопросы специализации и концентрации, что создает условия для повышения эффективности агропромышленного производства. С учетом рско-менданин тграи-пн эюно\ че кои ' Т)Ки чш а