Аграрно-промышленный комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 04:42, реферат

Краткое описание

Агропромышленный комплекс суверенного белорусского государства стартовал в сложных экономических и социально-политических условиях, обусловленных последствиями цазьи-ла единого экономического пространства Союза ССР. Было потеряно большинство сырьев., ресурсов, прежде всего топлива и зерна, "'р. кратнлись поставки средств защиты растен п. и животных. Ограниченной была и номешлап ра отечественного сельскохозяйственного машиностроения.

Вложенные файлы: 1 файл

Агропромышленный комплекс суверенно.docx

— 47.09 Кб (Скачать файл)

      Агропромышленный  комплекс суверенного белорусского государства стартовал в сложных экономических и социально-политических условиях, обусловленных последствиями цазьи-ла единого экономического пространства Союза ССР.  Было   потеряно   большинство сырьев., ресурсов, прежде всего топлива и зерна, "'р. кратнлись поставки средств защиты растен п. и животных. Ограниченной была и номешлап ра отечественного сельскохозяйственного машиностроения.

      

      США В

      В этих условиях Президентом страны в  первые дни его избрания была поставлена задача любой ценой, не считаясь ни с какими затратами, срочно наполнить  внутренний рынок продовольствием, накормить свой народ. И эта задача уже к 2000 г. была выполнена. Продовольственные рынки приблизились к европейским, была обеспечена безопасность государства, получил развитие и аграрный экспорт. В текущем году в системе предприятий Минсельхозпрода  он  превысит   1,5  млрд  долл.

      настоящее время по абсолютному боль-

      шинству продукции аграрного сектора в расчете на дущу населения Беларусь является лидером в СН1. На должном уровне республика выглядит и на европейском аграрном пространстве. Так, по производству зерна и молока в расчете на душу населения она занимает четвертое место, а по производству льна и картофеля - первое.

      Вместе  с тем избранные на этапе возрожде-

      я белорусского сельскохозяйственного произ-

      Дства методы хозяйствования набрали значи-

      • ьную инерцию и в большой мере используются

      ц     иастоящее  время, хотя  ранее ставившиеся

      ем'-» ^*е В лолнои мере достигнуты. Следстви-

      эФ(Ье°!° является низкий уровень экономической

      ровап^."ВНОСТИ агРаРно,'о производства. Сформи-

      ■чозяйаСЬ многоплановая задолженность сельско-

      Дальне"ЕеННЫХ пРелпРия™й, препятствующая их

      не  обнИШСМУ развитию- В первую очередь в пла-

      "ическТ-ЛеНИЯ инФРастРУкт>'Ры отрасли, ее тех-

      10 н технологического переоснащения.

      Поэтому назрела необходимость внести суще 
ственные коррективы в практику хозяйствования 
на земле. Белорусский аграрный комплекс необхо 
димо вывести на новый этап развития, где главным 
'- чыато ! стпо бы с щест" у^еплер! с

      '">|<ик<     ^т.. о\ч яйс-',е1 1 1'лачч, и

      I. "■ це ),-\ пр.д« то твь'рю^ тле. зс5

      н.'з'ц'юнныч. 'I технопошческ м рнятий г.

      инновационному  развитию отрасли, который будет  заложен в основу очередной программы  развития АПК. Предполагается, что она  будет иметь целевое название- Программа укрепления аграрной экономики на 20! 1-2015 гг.». В этом случае программа завершит процесс формирования белорусской национальной модели сельского хозяйства (первая программа на 1996-2000 гг. решила задачи продовольственной безопасности страны; вторая,- на 2001-2005 гг. - позволила широко выйти на зарубежный рынок; третья - на 2005-2010 гг. - обеспечила инновационное развитие производственной и социальной сфер села, а нынешняя призвана вывести аграрную отрасль на самофинансирование в условиях расширенного воспроизводства при реальном уровне ее государственной поддержки).

      На  новом этапе предстоит решить многосторонние проблемы. И, в первую очередь, 8 целях придания экономической направленности функционированию агропромышленного комплекса необходимо изменить критерии оценки работы сельскохозяйственных организаций и регионов. Доминирование объемных показателей, приемлемых на первых этапах развития АПК, ныне не ориентирует сельхозпроизводителей на укрепление экономики. Ориентир, прежде всего, берется на производство не экономически наиболее целесообразных, а объемных видов продукции. Дефицит капитальных вложений и оборотных средств при этом предполагается покрывать за счет кредитов и инвестиций государства, ежегодно наращивая объемы этих источников. Поэтому следует принять в качестве критериев оценки работы сельскохозяйственных организаций и регионов за

      отчетный  период интегрированный экономический показатель - прибыль в расчете на 1 балло-гектар сельхозугодий с учетом условий ее формирования: наличие животноводческих комплексов, созданных на средства государства и функционирующих на покупных кормах; присоединение убыточных сельскохозяйственных организаций и уровень их финансовых обязательств, уровень государственных инвестиций текущего года.

      Придание  приоритета экономическим показателям оценки работы сельскохозяйственных организаций и регионов позволит создать эффективный механизм объективной оценки результатов хозяйствования на земле, ориентирующий сельхозпроизводителей на укрепление экономики, побуждающий наращивать производство сельскохозяйственной продукции на основе использования наиболее экономически выгодных организационных, технических и технологических подходов. Будут максимально реализованы внутренние резервы аграрной отрасли, при нынешнем уровне государственной поддержки отрасль сможет эффективно функционировать на принципах самофинансирования.

      На  этапе корректировки задач агропромышленного комплекса планируется усовершенствовать механизм государственного регулирования в этой сфере. Достигнутый уровень производства .сельскохозяйственной продукции, сложившиеся и намечающиеся экономические механизмы деятельности сельскохозяйственных организаций позволяют ставить вопрос о разграничении функций государственного и хозяйственного управления в аграрной отрасли. Концепцией Государственной программы по укреплению аграрной экономики на 2011-2015 гг. предусмотрено, что за органами государственного управления, в большей мере Минсельхозпродом, следует оставить: мониторинг аграрного законодательства и участие в его разработке; обоснование стратегии развития и формирование целевых производственных программ; прогнозирование и координацию развития отраслей АПК; регулирование продовольственных рынков; организацию аграрного образования и подготовки кадров; реализацию единой государственной политики в области семеноводства, племенного дела, мелиорации и химизации земель; государственный контроль в области ветеринарии, защиты растений, технадзора, охраны труда и техники безопасности; координацию работ по созданию в республике новой сельскохозяйственной техники, организацию внедрения в сельскохозяйственное производство достижений научно-технического прогресса. Отраслевое управление производством должно быть функцией хозяйственных органов, самих хозяйств и их объединений.   Вмешательство   государственных органов в хозяйственную деятельность сельхоз-организаций возможно лишь в пределах обеспечения   санитарно-гигиенического   и   экологического благополучия страны, в сфере соблюдения законодательства. 

      В целях стабилизации внутреннего  продовольственного рынка и удовлетворения других потребностей государства предполагается установить всем сельскохозяйственным организациям государственный заказ на все необходимые виды сельскохозяйственной продукции в объеме полной потребности с учетом страховых запасов, обеспечить его оформление договорами с уполномоченными государством заготовительными организациями.

      Приведение  объемов производства сельскохозяйственной продукции в соответствие с внутренними потребностями государства и упорядочение внешнеторговой деятельности агропромышленного комплекса позволят эффективно распорядиться природными и материально-энергетическими ресурсами страны для укрепления экономики отрасли, а предоставление самостоятельности хозяйствующим субъектам АПК в выборе организационных, технических и технологических решений создаст возможность реализации профессионального потенциала руководителей и специалистов, повысит ответственность за экономические результаты их деятельности, конкретизирует направления работы органов государственного управления в сельскохозяйственной сфере.

      Представляется  необходимым пересмотреть ценовой  механизм в сельскохозяйственном производстве. Закупочные цены на все виды продукции должны обеспечивать не менее 20 % рентабельности при нормативном уровне затрат. При этом потребуется определить источники и механизм государственных субсидий для поддержки стабильности и дифференцирования цен по регионам в зависимости от кадастровой оценки сельхозугодий, установить источники и порядок оплаты госзаказа. Безусловно, должны быть сформулированы меры взаимной ответственности производителей и государственных заготовителей за выполнение договорных условий на поставку сельскохозяйственной продукции. Всем сельскохозяйственным организациям предполагается обеспечить полную свободу в реализации продукции, произведенной сверх заказа, и полную их ответственность по этой позиции.

      Подлежит  дальнейшей корректировке практика государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Следует считать, что этап прямого государственного субсидирования технологических процессов и создания малозначимых объектов инфраструктуры закончился. Поддерживаться должно только экономически целесообразное производство с высоким уровнем окупаемости вложенных средств. В связи с этим инвестиции государства намечается направить:

      • на долевое участие в реализации госпро-

      грамм;

  • долевое участие в создании инфраструктуры АПК и его техническом переоснащении;
  • стимулирование    объемов    производств1 с учетом природных факторов;
 

      - долевое участие з финансировании через предприятия-интеграторы технологических процессов в АПК;

      '■  льготирование кредитования субъектов АПК;

      ' льготное страхование.

      Уже давно назрела необходимость  обеспечить многоплановый характер кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом длительности оборота капитала по низким банковским ставкам. Не может быть единым подход для торговой организации, где рубль оборачивается за 1 месяц и даже быстрее, и в скотоводстве, где для формированияодойной коровы требуются

      тендовать на то, чтобы льготный режим с учетом аграрной специфики был установлен при выделении кредитов и бюджетных ссуд за счет средств республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов. А компенсация потерь банков в связи с предоставлением льготных кредитов сельсчо о зяйственным товаропроизводителям должна ществляться за счет бюджетных источников

      В первую очередь льготные кредитнь сурсы в АПК предполагается использовать:

      » на реализацию государственных целевь   П| грамм развития агропромышленного произвол т>х

  • приобретение     материально-техничеи и ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции;
  • государственным заготовителям на выплату госзаказа;
  • предприятиям-интеграторам на поддержку технологических процессов в хозяйствах сырьевых зон;
  • инвестиционную деятельность, включая приобретение сельскохозяйственной техники и иного имущества по лизингу;

      ■ инновационную деятельность в сфере  АПК.

      В сельскохозяйственном производстве далеко не по вине сельхозпредприятий, прежде всего вследствие постоянного удорожания материальных и энергетических ресурсов, к настоящему времени сформировалась высокая задолженность, которая не позволяет создавать необходимые фонды оборотных средств для технического обновления и выполнения в необходимых объемах техно-ло1ических операций. Поэтому важным шагом на "Ути экономического оздоровления сельхозпро-зв°днтелей может быть частичное списание или сРочка на 5-10 лет всех видов задолженностей.

      Руководству регионов и сельскохозяйственных Р  низаций   предстоит интенсифицировать про-в АПь- П° пРИШ1ечению иностранных инвестиций ни        прямые инвестиции, кредиты, международ-зов .ЛИ5ИНГ Приоритетными направлениями исполь-

      ния иностранных инвестиций следует считать:

      

      про

      | Расширение экспортного потенциала; создание   , импортозамещающих     ппо1*

      в°Дств- 

      ~ совершенствование технической  и технологической базы:

      ^ создание донолнительнь.'х рабочих мест.

      Несмотря  на постоянные инициативы Минсельхозпрода, в республике медленно развиваются процессы горизонтальной и вертикальной кооперации в АПК. вследствие чего не в полной Мере используется потенциал аграрного производства в целом, недостаточно реализуются принципы делового партнерства. Мировой опыт и практика свидетельствуют, что интегрированные структуры обладают более высокой надежностью функционирования, способствуют совершенствованию размещения сельскохозяйственного производства, углублению его специализации, рациональному использованию сырьевых ресурсов и производственного потенциала отраслей и субъектов хозяйствования АПК. При этом проявляется тесная взаимосвязь и взаимозависимость субъектов кооперации, успешнее решаются вопросы специализации и концентрации, что создает условия для повышения эффективности агропромышленного производства. С учетом рско-менданин тграи-пн эюно\   че кои ' Т)Ки    чш а

Информация о работе Аграрно-промышленный комплекс