Антимонопольная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение видов монополий, рассмотрение принципов антимонопольной политики, а так же ее реализации в условиях современной России.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. «История возникновения монополий в России. Конкуренция, как часть монополии .Формы и виды монополий.»
1.1. Возникновение и развитие монополий в России…………………………………4
1.2. Конкуренция. как часть монополии. Виды и формы конкуренции…………………………………………………………………………5
1.3. Формы и виды монополий ………………………………………………………...9
1.4. Основные направления современной антимонопольной политики……………………………………………………………………………12
ГЛАВА 2. «Антимонопольная политика в России. Цели и задачи. Методы. Проблемы и перспективы.»
2.1. Антимонопольная политика. Принципы и цели антимонопольной политики в России……………………………………………………………………………………….15
2.2. Методы антимонопольного регулирования в России…………………………...19
2.3. Недостатки и перспективы развития антимонопольной политики в РФ.……....21
2.4 Нарушения антимонопольного законодательства…………………………………………………………………………..24
Заключение ………………………………………………………………………………..29
Список литературы ………………………………………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

kursivaya_macroeconomica_ocenka 4.docx

— 116.74 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. «История возникновения монополий в России. Конкуренция, как часть монополии .Формы и виды монополий.»

    1. Возникновение и развитие монополий в России…………………………………4
    2. Конкуренция. как часть монополии. Виды и формы конкуренции…………………………………………………………………………5
    3. Формы и виды монополий ………………………………………………………...9
    4. Основные направления современной антимонопольной политики……………………………………………………………………………12

ГЛАВА 2. «Антимонопольная политика в России. Цели и задачи. Методы. Проблемы и перспективы.»

2.1.    Антимонопольная политика. Принципы и цели антимонопольной политики в России……………………………………………………………………………………….15

2.2.    Методы антимонопольного регулирования в России…………………………...19

2.3.    Недостатки и перспективы развития антимонопольной политики в РФ.……....21

2.4     Нарушения антимонопольного законодательства…………………………………………………………………………..24

 

Заключение ………………………………………………………………………………..29

Список литературы ………………………………………………………………………..30

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной  системы правовых норм бизнеса, и  объединяемых единым понятием - рынок.

В условиях рынка все больше и больше возникает необходимость  государству вмешиваться в бизнес, контролировать цены и.т.д.

Разберемся, что же такое монополия, и с чем его «едят»? Простыми словами, монополия – это предприятие, которое выпускает один уникальный продукт, цену которого устанавливает само предприятие-производитель. Выпуская такой продукт, потребители, не имея возможности выбирать из  множества товаров, вынуждены покупать данный продукт у единственного изготовителя. То есть, на рынке один продавец и множество покупателей.

Но иногда компании монополисты  начинают завышать цены на столько, что  это становится очень убыточно как  для обычных людей, так и для  государства. Поэтому государство принимает меры по антимонопольному регулированию.

Целью работы является изучение видов монополий, рассмотрение принципов антимонопольной политики, а так же ее реализации в условиях современной России.

 

ГЛАВА 1. . «История возникновения монополий в России. Конкуренция, как часть монополии .Формы и виды монополий.»

 

    1. Возникновение и развитие монополий в России.

 

    Cлово «монополия» происходит греческого от cлова «моно», т.е «одна» или «единоличное право на продажу».

Bпервые монополии возникли в России в начале 80-х годов 19-го века среди предприятий, которые обслуживали железнодорожное строительство. B результате промыщленного подъема 90-х годов, крупнейшие банки страны приступили к активному финансированию промышленности. Cвоеобразное развитие заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в деятельность монополий,  в отраслях промышленности (металлургия, машиностроение, транспорт, нефтяная и сахарная промышленности). Всё это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций.

     B 80-90-х годах, уже существовало не менее 50 различных союзов в промышленности и на водном транспорте.  Вплоть до начала 20 века, роль монополий в экономике была очень не велика. Сильное влияние на них оказал экономический кризис 1900 гг. Постепенно монополии стали охватывать все больше и больше отрасли промышленности. Стали появляться картели и синдикаты. Отсутствие законов, которые регулировали бы деятельность монополий, привело к тому, что государство могло использовать против них лишь формальные законы, которые запрещали деятельность монополий.  Благодаря этому, стали появляться официально не зарегистрированные монополии.

    В период промышленного  подъема продолжался дальнейший  рост монополий. Промышленных картелей и синдикатов насчитывалось более 150.  Многие крупные банки, стали превращаться в банковские монополии.

В связи с эти, отрасли  промышленности разделились. У одних  уровень концентрации сбыта был  очень велик (металлургия, транспорт, машиностроение и т.д.), а у других, наоборот очень низок (легкая пищевая  промышленность и металлообработка).

    Во время первой  мировой войны, ряд локальных монополий прекратил свою деятельность, но тем не менее война увеличила число монополий и их мощность. Возникли крупные концерны, такие как Второва, Путилова-Стахеева,  бр.Рябушинских и Батолина. В это время, конечно же, стремительно развивались монополии, которые были  связанны с военным производством.

    Вообще,  российский  монополизм развивался на основе  скрещивания монополий и государственных  органов.

    Подходя ближе  к современному времени,  вначале  90-х годов, существующие проблемы  остро встали перед Россией.  Потому что без принятия твердых  и последовательных мер против  монополизма нельзя надеяться  на успех экономических реформ  и переходу к рыночной экономике.  Успех этих самых реформ и  преобразований  в немалой степени  зависит от  системы регулирования  государством монопольных процессов.  Нашей стране, в наследство от СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов. Поэтому главное проблемой для государства является проблема демонополизации и недопущение усиления роли действующих на рынке монополий.

     Поэтому государству  следует создавать и усовершенствовать  законодательную базу по поводу  регулирования монополий и конкуренции,  проводить реформы в данной  области и вести контроль за  монополиями.

 

    1. Конкуренция , как часть монополии. Виды и формы конкуренции.

 

Конкуренция – общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. Цель конкуренции – получение дополнительной

прибыли.

На первый взгляд, может  показаться, что конкуренция и  монополия совсем несовместимы друг с другом.  Ибо монополизация  способна устранить  свободную конкуренцию , а свободная конкуренция ,в свою очередь подпорчивает чье-либо господство на рынке.

Но между тем, монополия  находится  в противоречивой связи  с конкуренцией. Уже то, что производство находится в руках монополистов и крупных предпринимателей,  которые получают огромные прибыли, вызывает  соперничество со стороны  других бизнесменов, которые так  же хотят получить прибыль. То есть, получается, что конкуренция существует и между монополистами.

 

Различия  между монополией и конкуренцией можно увидеть в таблице.

 

 

 

Конкуренция и монополия

Параметры состояния рынка  

Конкуренция 

Монополия 

Число продавцов 

Много 

Один 

Барьеры входа и выхода  

 

 

 

 

из рынка 

Нет 

Есть (нет вхождения) 

Участие товаровладельцев 

 

 

 

 

_____________________________________________________________

Таблица 1. Конкуренция и монополия.

 

 

А теперь рассмотрим, какие  же бывают виды конкуренции, и что  они из себя представляют.

 

Виды конкуренции 

 

Существует  4 вида конкуренции:

1) Совершенная конкуренция

2) Несовершенная конкуренция

3)Внутриотраслевая конкуренция 

4)Межотраслевая конкуренция

 

Для начала таблично покажем  сравнительные черты видов конкуренции (внутриотраслевая и межотраслевая).

 

 

 

Признаки 

Внутриотраслевая  конкуренция

Межотраслевая конкуренция

Субъекты

Предприятия одной отрасли

Предприятия разных отраслей

Объекты

Лучшие условия производства и сбыта 

Сферы наиболее прибыльного  вложения капитала

Предпосылки

Различие индивидуальной стоимости разнородных товаров

Различные нормы при-

были в отраслях с раз-

ным органическим

строением и скоростью

оборота капитала

Результат

Рыночная стоимость и

рыночная цена на одно-

родные товары

Средняя прибыль и

цена производства


Таблица 2. Сравнительные черты видов конкуренции

 

Совершенная конкуренция

Основные черты:

1. Наличие большого числа  фирм, множества покупателей и  продавцов; отсутствие ценовой  дискриминации; производители и  продавцы приспосабливаются к  существующим ценам и выступают  как ценополучатели. Кривая спроса  на продукцию фирмы всегда  горизонтальна (абсолютно эластична).

2. Наблюдается мобильность  всех ресурсов, которая предполагает  свободу вступления в отрасль  и выхода из нее. 

3. Однородность товаров  и услуг, т.е. производство стандартной  продукции и абсолютная информированность  производителей и потребителей.

4. Свободный доступ к  информации о состоянии рынка,  ценах, затратах и т.д.

Фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем  производства, при котором MR = MC = P. Если цена продукта на краткосрочном временном  интервале превышает средние  издержки, то фирма получает экономическую прибыль. Если цена равна средним издержкам, то фирма получает нормальную (нулевую) прибыль. Если рыночная цена оказывается ниже средних издержек, то фирма несет убытки. Производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (точки закрытия).

Для длительного периода  это невозможно, т.к. в условиях свободного входа и выхода из отрасли высокая  прибыль привлекает в данную отрасль  другие фирмы, а убыточные фирмы  уходят из отрасли. В условиях совершенной  конкуренции в долгосрочном периоде  соблюдается равенство:

MR = MC = AC = P.

Совершенная конкуренция  помогает распределить ограниченные ресурсы  таким образом, чтобы достичь  максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда P = MC. Данное положение означает, что фирмы будут производить  максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны  его цене. Совершенная конкуренция  заставляет фирмы производить продукцию  с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую  этим издержкам.

 

Несовершенная конкуренция

Наиболее ярко выраженным типом несовершенной конкуренции является чистая монополия. Абсолютная или чистая монополия существует тогда, когда одна фирма является производителем продукции, не имеющей близких заменителей. Ей присущи следующие характерные черты:

а) продавец – единственный производитель – монополист;

б) реализуемый продукт  уникален: небольшой город подчас обслуживается одной авиалинией или железной дорогой. Местный банк и кинотеатр можно также отнести  к монополии в маленьком географически  изолированном населенном пункте;

в) монополист обладает рыночной властью, контролирует цены. Причем, если в  совершенной конкуренции фирмы  сценой соглашаются, то здесь ее назначают!

г) на пути входа на рынок  монополиста устанавливаются непреодолимые  барьеры – как естественные, так  и искусственные. В первом случае говорят о естественной монополии.

Это ситуация, в которой  производство товаров или услуг  сосредоточено на одной фирме  в силу объективных природных  или технических причин. В самом деле, реально ли предположить, что в подземных перевозках у московского метрополитена появится конкурент. Как правило, такие естественные монополии находятся в руках государства или действуют под его строгим контролем. Сюда также относят транспорт и связь. К искусственным барьерам относят патенты и лицензии, предоставляющие некоторым фирмам исключительное право функционирования на данном рынке. Институт частной собственности также может быть использован монополией как средство создания преграды для конкурентов.

Графически, сравнить фирмы  совершенной и несовершенной  конкуренции можно следующим  образом.

 

Сравнение фирм совершенной и несовершенной конкуренции

 

 

  График 1. Совершенная  конкуренция                   График 2. Несовершенная конкуренция

Если линия спроса понижается, т.е. имеет отрицательный наклон, то мы имеем дело с фирмой несовершенным конкурентом.

 

    1. Формы и виды монополий.

Чтобы начать рассматривать формы  и виды монополии, для начала рассмотрим, что же такое монополия.

Монополия – это фирма (отрасль), производящая продукцию, не имеющую заменителей. Поэтому фирма – монополист диктует цену на свою продукцию.

Монополия выступает в следующих формах: 
1) закрытая – защищена от конкуренции юридически: авторитарным правом, патентом; 
2) открытая – не имеет специальной защиты от конкуренции (фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией); 
3) естественная – эксплуатирующая уникальные природные ресурсы (электросети, компании водоснабжения, газовые предприятия).

Данная  классификация весьма условна: некоторые  фирмы-монополисты принадлежат к  нескольким видам сразу.

Монополия, продающая продукцию  всем покупателям по одной цене, называется простой.

Монополист, проводящий ценовую дискриминацию, продает свою продукцию разным потребителям по разным ценам. Ценовая дискриминация монополиста проводится: 
1) по объему покупки (опт и розница); 
2) покупателю (по доходам, возрасту). Например, продажа авиабилетов бизнесменам и туристам. Для последних назначена более низкая цена, так как они, собираясь в турпоездку, заказывают билеты заранее и могут выбрать более дешевый вид транспорта (спрос эластичен). У бизнесменов срок заказа более короткий (чаще в последний момент), поэтому альтернативы практически нет (спрос неэластичен); 
3) разным ценам на внутреннем и внешнем рынках.

Информация о работе Антимонопольная политика в России