Антимонопольное регулирование в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2014 в 17:18, творческая работа

Краткое описание

С февраля 2012 года Министерство коммерции активизировало применение санкций к сторонам, уклоняющимся от уведомления о планирующихся слияниях. Согласно новым правилам, если о нарушениях сообщает третья сторона, то Министерство коммерции имеет право наложить на нарушителей штраф в 500 тысяч юаней (около $80 400) и вернуть стороны в статус, существовавший до слияния.

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование в Китае.ppt

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Антимонопольное  регулирование в Китае 

 

Китайская система антимонопольного

регулирования в своем современном

виде функционирует не так давно. Ее

цель – создать условия для

эффективной работы второй экономики

мира и не допустить возникновения

угроз ее развитию. Антимонопольное

регулирование в Китае осуществляется

на основании «Антимонопольного

закона» КНР, который вступил в силу

1 августа 2008 года. За почти 4 года

его действия, механизм работы

«антимонопольной машины» начал

действовать довольно слажено и

сегодня уже можно говорить о том, что

эта система приобретает свои

неповторимые черты.

Антимонопольные  органы: структура и функции

 

    В Китае функции антимонопольного регулирования разделяются между тремя структурами. Так, Министерство коммерции (MOFCOM) специализируется на контроле слияний и поглощений, Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC) занимается вопросами ценового регулирования, Государственная администрация промышленности и торговли (SAIC) специализируется рассмотрении дел, не связанных с ценами.

 

    Кроме того, в Китае действует Антимонопольная комиссия, действующая под патронажем Госсовета (правительство КНР), которая вырабатывает общую линию антимонопольной политики, а также координирует работу трех вышеназванных структур.

Контроль слияний

 

     С февраля 2012 года Министерство коммерции активизировало применение санкций к сторонам, уклоняющимся от уведомления о планирующихся слияниях. Согласно новым правилам, если о нарушениях сообщает третья сторона, то Министерство коммерции имеет право наложить на нарушителей штраф в 500 тысяч юаней (около $80 400) и вернуть стороны в статус, существовавший до слияния.

 

     Также летом 2012 года была доработана форма уведомления о слиянии. Ее отличает более комплексный характер, в частности, стороны должны предоставлять все свои внутренние анализы и исследования относительно возможных преимуществ от сделки.

 

     Кроме того, в прошлом году Министерство коммерции, в целях повышения прозрачности работы по слияниям, опубликовало отчет о всех сделках, заключенных с 2008 года (всего 458 дел) и объявило о том, что теперь подобные документы будут появляться ежеквартально. Для сравнения, Федеральная торговая комиссия и антимонопольный отдел Министерства юстиции США публикуют такие материалы один раз в год. Из рассмотренных в 2012 году 201 уведомления 55% касались приобретения акций и 36% - создания СП. Кроме того, 65% составляли горизонтальные соглашения и около 35% - вертикальные. Более половины сделок относились к сферам производства и сырьевым секторам, хотя отмечается рост в сфере услуг, розничной торговли и высоких технологий.

Когда власти  ставят условия?

 

     В 2012 году Министерство коммерции сделал условия по созданию совместных предприятий более четкими. Были введены условия по вертикальным соглашениям между покупателями и продавцами, а также по горизонтальным сделкам – между конкурентами. Были прописаны правила поведения на рынке, включая отсутствовавший ранее запрет на дискриминацию. К примеру, в прошлом году по сделке между Google и Motorola Китай ввел более жесткие условия, чем в США и ЕС 

 

     Более суровые условия по слияниям Министерство коммерции  объясняет существованием ряда независимых факторов, которые, согласно анализу министерства, несли возможные риски для китайских рынков, производителей и потребителей.

 

     Так, в подтверждение этого тезиса, 8 апреля текущего года официальный представитель Министерства коммерции КНР Яо Цзянь заявил: ««Во-первых, Китай выступает против любых форм протекционизма; во-вторых, мы настаиваем на разрешении торговых трений посредством диалога и консультаций; в-третьих, мы будем и впредь прилагать усилия на продвижение создания справедливого и рационального международного торгового порядка. Посредством реализации реформ мы намерены укреплять конкурентоспособность китайских предприятий и товаров на мировом рынке; в-четвертых, мы намерены защитить законные интересы отечественных производителей на мировом рынке».

Процедурные  вопросы 
 

 

     Среди особенностей китайского антитраста стоит отметить более длительные сроки рассмотрения сделок по слияниям, чем это принято в других лидирующих экономиках мира. Это может быть связано отчасти с тем, что США и ЕС имеют двухфазные системы рассмотрения, в то время как в Китае действует трехфазная система (30, 90 и 60 дней, соответственно).

 

     Кроме того, есть мнение, что неторопливость Министерство коммерции в рассмотрении сделок может быть связана с ограниченностью со стороны кадрового обеспечения и с задержками, возникающими при необходимости координации их рассмотрения с другими профильными органами и министерствами. Стоит отметить, что в 2013 году, Министерство коммерции  была установлена приоритетность в создании новой системы надзора за слияниями, что бы сократить временной интервал рассмотрения более простых операций.

 

     Также в недостаток китайским антимонопольщикам ставится отказ от пояснений по многим важным решениям. В США и Европе, антимонопольные органы часто публикуют свои разъяснения о предполагаемых сделках и их влиянии на состояние конкуренции на тех или иных рынках, в виде, например, пресс-релизов, выступлений, заявлений. Механизм принятия решений Министерством коммерции, однако, остается менее прозрачным. Например, в нескольких случаях, Министерство коммерции  не представил анализ рынка или конкурентной среды, а в сделке Google/Motorola, Минкоммерции ввело условия без подробных объяснений, несмотря на то, что антимонопольные органы США и ЕС одобрили сделку без каких-либо условий.

Решения и  разрешения

 

   В прошлом году в Китае произошли довольно значимые слияния. Вот, к примеру, самые интересные из них. В мае крупнейшая в мире интернет-компания Google завершила сделку по покупке китайского производителя мобильной электроники Motorola Mobility. По условиям сделки Google приобрела Motorola Mobility за $12,5 млрд, выплатив акционерам компании по $40 за каждую ценную бумагу, которой они владеют. В результате сделки Google стал обладателем около 24 тыс. запатентованных продуктов и технологий.

  •  

Правоприменение  новых мер

 

     Помимо контроля слияний, в 2012 году наблюдались изменения в ценовом неценовом секторах антимонопольного регулирования, особенно после того, как в 2011 году Китай разработал новые правила о монополистических соглашениях и злоупотреблении доминирующим положением. В частности, китайские власти продемонстрировали готовность налагать значительные штрафы на нарушителей. К примеру, на сумму в 353 млн юаней ($56,8 млн) были оштрафованы южнокорейские корпорации LG и Samsung, а также четыре тайваньские компании за ценовой сговор в сделках по продаже экранов. В феврале 2012 года NDRC наложил штраф в 10,12 млн юаней ($1,6 млн) на китайские химические компании за организацию ценового картеля, что стало максимальным за всю историю штрафом, наложенным на китайские компании.

 

     В итоге, несмотря на существование стереотипа о бескомпромиссном государственном контроле всех сфер экономики, можно говорить о приближении китайского антимонопольного регулирования к мировым стандартам. Именно в последний год эта работа стала более прозрачной, а сами чиновники демонстрируют готовность давать объяснения по всем своим решениям, что имеет большое значение для наших бизнесменов, заинтересованных в ведении дел в Китае. Однако следует помнить, что на первом месте для китайских чиновников всегда будут стоять именно интересы собственных производителей и потребителей.


Информация о работе Антимонопольное регулирование в Китае