Антимонопольные органы и их деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:28, творческая работа

Краткое описание

Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны.
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольные органы и их деятельность.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

         Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны.

         Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.

            Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче.

          Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.

         Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом, который создает свои территориальные органы.

          Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Основными задачами этих органов являются:

- содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

          Сотрудники этих органов в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в коммерческие и некоммерческие организации и их объединения, в другие организации и учреждения и знакомства на основании письменного запроса с необходимыми документами, а также получения письменных и устных объяснений и другой информации с соблюдением ими коммерческой тайны.

        Основными направлениями содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации, по которым федеральный антимонопольный орган разрабатывает свои рекомендации органам исполнительной власти, являются:

- предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;

- определение сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

- создание и развитие параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

- финансирование мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

- привлечение иностранных инвестиций, создание организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;

- лицензирование экспортно-импортных операций и установление таможенных тарифов;

- определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, и порядка их лицензирования.

          Основными видами государственного контроля, осуществляемого антимонопольными органами, являются:

1. Контроль  за созданием, реорганизацией, ликвидацией  коммерческих организаций и их объединений, а именно за:

- созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);

- слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

- ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.

Решения по этим вопросам подлежат согласованию с антимонопольными органами.

2. Контроль  за соблюдением антимонопольного  законодательства при приобретении  акций (долей) в уставном капитале  коммерческих организаций.

С предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства  юридического или физического лица осуществляется:

- приобретение  лицом (группой лиц) акций (долей)  с правом голоса в уставном  капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа  лиц) получает право распоряжаться  более чем 20% указанных акций  (долей);

- получение  в собственность или пользование  одним хозяйствующим субъектом  (группой лиц) основных производственных  средств или нематериальных активов  другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество;

- приобретение  лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

Предварительное согласие на осуществление указанных  сделок требуется в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов указанных лиц превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.

3. Принудительное  разделение (выделение) коммерческих  организаций и некоммерческих  организаций, занимающихся предпринимательской  деятельностью.

          В случае, когда такая организация занимает доминирующее положение и совершила два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение о принудительном разделении или выделении из ее состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.

        Такое решение принимается при наличии совокупности следующих условий:

- возможности  организационного и территориального  обособления структурных подразделений  организации;

- отсутствия  между ее структурными подразделениями  тесной технологической взаимосвязи,  в частности, если объем потребляемой  юридическим лицом продукции  (работ, услуг) ее структурного  подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим  структурным подразделением продукции (работ, услуг);

- возможности  юридических лиц в результате  реорганизации самостоятельно работать  на рынке определенного товара.

         Особую роль в формировании правового поля  конкурентных рыночных

отношений играет совершенствование федерального законодательства. В этой связи необходимо ускорить разработку и принятие федеральных законов и иных правовых актов по вопросам регистрации юридических лиц, лицензирования, защиты конкуренции на финансовых рынках, конкурсного порядка распределения заказов на поставку продукции для государственных нужд, сертификации. Четкая правовая регламентация данных вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения законодательства и злоупотребления со стороны власти, даст возможность и производителям эффективно защищать свои права и интересы.

        Ежегодно ФАС России (ее центральный аппарат и территориальные антимонопольные органы) принимает десятки тысяч решений по различным вопросам антимонопольного законодательства. Решение о нарушении антимонопольного законодательства может быть принято как на основании рассмотрения жалобы в ФАС России, так и по результатам проведения контрольных мероприятий. Тысячи решений рассматриваются в рамках полномочий ФАС России по контролю за экономической концентрацией. Заявление или жалоба в ФАС России подаются в соответствии с Законом о защите конкуренции и административными регламентами ФАС России.

        Наряду с решением антимонопольный орган имеет право выдавать предписание – акт, направленный на регулирование поведения лица, нарушившего антимонопольное законодательство. 

Заключение 
 

          Государство выполняет в экономической жизни цивилизованных стран несколько важнейших функций. Первая из них – защита экономических свобод и правил хозяйственной жизни, что делает коммерческие операции более предсказуемыми и снижает их риск. Для защиты экономических свобод и принятых обществом форм хозяйственной деятельности государство создает антимонопольные законы, судебную систему и организует исполнение таких законов.

            Важнейшей функцией государства в мире экономики является компенсация слабостей рыночных механизмов. Необходимость в этом диктуется тем, что рыночные механизмы допускают ошибки, а некоторые проблемы решить не могут. Это ухудшает условия хозяйственной деятельности, а потому участники рынка, исходя из общенациональных интересов, поручают государству устранению таких ошибок.

Выполняя  возложенные на него задачи, государство  защищает рынки от монополизации, совершенствуя антимонопольные законы.

        В России антимонопольное законодательство имеет существенные особенности. Во-первых, для экономики страны важно развивать разнообразное производство и воссоздавать конкурентноспособные фирмы, а

затем  уже защищать специальными законами конкуренцию. Во-вторых, нужно ускорять разработку законов, их принятие в вопросах защиты производителя от злоупотреблений со стороны власти.

Информация о работе Антимонопольные органы и их деятельность