Валовой региональный продукт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 14:04, контрольная работа

Краткое описание

Валовой региональный продукт (ВРП) – обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг.
Валовой региональный продукт (ВРП) – показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления, определяется как сумма вновь созданных стоимостей отраслей экономики региона.

Содержание

1. Методика расчета Валового регионального продукта 3
2. Используя данные Приложения 1, определите дифференциацию Валового регионального продукта (ВРП) по регионам, экономическим районам и макрорегионам 8
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная экономика КР.doc

— 539.50 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Региональная экономика

по теме: Валовой региональный продукт, Вариант 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление: Экономика

Профиль: Экономическая безопасность

Группа: ЭПБ-12П

Ф.И.О. Гуляева Анна Александровна

 

 

 

 

 

Пермь, 2014 г.

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методика расчета Валового регионального продукта

 

Валовой региональный продукт (ВРП) – обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг.

Валовой региональный продукт (ВРП) – показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления, определяется как сумма вновь созданных стоимостей отраслей экономики региона.

Hа национальном уровне валовой  региональный продукт (ВРП) соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов. [4, с.17]

Существует несколько методов расчета ВРП. Валовой региональный продукт на стадии производства, рассчитанный производственным методом, представляет сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами-резидентами на экономической территории региона (без учёта чистых налогов на продукты).

Рассчитывается на уровне отраслей и секторов производственным методом как разница между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением, образованным из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются, или полностью потребляются в процессе производства. Термин «валовая» указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.

Валовой региональный продукт рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный объем валового регионального продукта), а также в сопоставимых ценах (реальный объем валового регионального продукта). [4, с.17]

Показатель валового регионального продукта является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта. Однако между показателями валового внутреннего продукта (на федеральном уровне) и валового регионального продукта (на региональном уровне) есть существенная разница.

Сумма валовых региональных продуктов по России не совпадает с ВВП, поскольку при расчете ВРП не учитывается ряд элементов, которые включает в себя ВВП. Поэтому суммарный ВРП всех регионов России меньше ВВП страны.

Перечислим элементы, не учитываемые при расчете валового регионального продукта (ВРП):

  • добавленная стоимость отраслей, оказывающих коллективные нерыночные услуги обществу в целом (государственное управление, оборона, международная деятельность и т.д.);
  • добавленная стоимость услуг финансовых посредников (в первую очередь банков), деятельность которых редко ограничивается строго отдельными регионами;
  • добавленная стоимость услуг внешней торговли, которые во многих случаях можно получить  только на федеральном уровне;
  • часть налогов (налоги на импорт и экспорт), которые невозможно учесть на региональном уровне. [5, с.5]

Что касается первого пункта рассмотренных элементов, то концептуально учет этих услуг должен осуществляться по месту их производства (оказания), а их величина должна включаться в объем ВРП соответствующего региона.

Объем этих коллективных услуг определяется в размере соответствующих расходов государственного бюджета, отражаемых в отчете об исполнении федерального бюджета. Все расходы федерального бюджета в региональном разрезе должны  учитываться и отражаться системой региональных казначейств в соответствии с действующей единой бюджетной классификацией. Но до сих пор продолжает сохраняться практика учета некоторых расходов федерального бюджета в целом по стране без разбивки по отдельным регионам. [5, с.6]

Это обусловлено, в основном, невозможностью определить, к какому конкретно региону можно отнести осуществляемые расходы (например, расходы бюджета на международное сотрудничество, обслуживание государственного долга и т.д.), а также сохраняющимися недостатками финансового учета или некоторыми политическими соображениями (расходы на оборону, органы внутренних дел и т.д.).

Таким образом, наличие проблем, связанных с распределением по регионам страны части государственных расходов, а также с преодолением недостатков регионального учета (неполноты отражения данных в отчетах казначейств) заставляют в настоящее время отказаться от их учета на региональном уровне.

Кроме того, к числу позиций, определяющих расхождение между валовым внутренним продуктом в целом и суммой валовых региональных продуктов по всем территориям, относятся показатели, отражающие финансовое и внешнеторговое посредничество. [6, с.19]

Производство услуг финансовых посредников в современных условиях весьма затруднительно корректно учесть по регионам. В силу специфики банковской деятельности проблематично привязать ее объем к одному региону, где зарегистрирован банк. Банк может быть зарегистрирован, например, в Москве или иметь здесь только филиал, ведущий, как правило, большой объем операций, но при этом московский банк или московский филиал провинциального банка сегодня реально может обеспечить финансовое посредничество практически на всей территории России. В результате территориальные органы статистики практически не располагают данными для того, чтобы точно оценить производство финансовых услуг на территории региона.

Такой элемент расчета ВВП, как «косвенно измеряемые услуги финансовых посредников», также не представляется возможным распределить по отдельным территориям. Как известно, по методологии СНС стоимость этих услуг включается в промежуточное потребление их получателей. Но вопрос отнесения стоимости услуг финансовых посредников на промежуточное потребление конкретных потребителей этих услуг до настоящего времени не решен даже теоретически, их объем измеряется косвенно в целом и, соответственно, не распределяется, ни по отраслям, ни по территориям. [6, с.19]

В настоящее время большую проблему в региональных расчетах представляет учет межрегионального обмена товарами и услугами, что и обуславливает невозможность осуществления учета добавленной стоимости внешней торговли для региона с удовлетворительной степенью достоверности.

Очевидно то, что объем чистых налогов на импорт в существующих условиях можно оценить только в целом по экономике без распределения по регионам. Практически невозможно определить территориальную структуру ни налогов, ни субсидий по импорту, поскольку отсутствует информация о территориальном распределении самого импорта товаров.

Определенные  проблемы связаны и с региональным учетом чистых налогов на продукты. Они обусловлены недостаточностью информации в бюджете. В частности, для расчета чистых налогов по регионам необходимо представлять региональное распределение субсидий на продукты, выплачиваемых из федерального бюджета.

В полном объеме таких данных нет не только в региональной статистике, но и на федеральном уровне, так как определенная часть субсидий на продукты распределяется Минфином России не в регионы, а передается министерствам и ведомствам на развитие соответствующей отрасли и только затем через ведомственное распределение попадает на предприятия. Проследить весь путь таких субсидий до регионов практически невозможно, поэтому для определенной части чистых налогов на продукты удается сделать только общую оценку по экономике в целом.

Таким образом, в силу ряда методологических и организационных причин ряд важных позиций ВВП может быть рассчитан только на федеральном уровне для экономики в целом и сумма ВРП по всей территории России объективно меньше, чем ВВП. Объективно обоснованное расхождение между ВВП и ВРП составило в 2002 году 12,6 процентов. [5, с.14]

Начиная с итогов за 2004 год, данные о валовом региональном продукте (ВРП) публикуются на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в основных ценах, ранее публикация данных о ВРП осуществлялась в рыночных ценах.

В настоящее время в России идет активное внедрение ДИС ПДНС (Двухуровневой Интегрированной системы подготовки данных для национальных счетов). Уже за 2007 год ВРП был рассчитан с внедрением ДИС ПДНС, которая позволила провести дополнительный контроль показателей и сбор данных. К сожалению, до последнего времени ДИС ПДНС не переросла стадию опытной эксплуатация и представляет собой неразрешённый клубок конфликтов постановок задач по различным статистическим формам. [4, с.20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Используя данные Приложения 1, определите  дифференциацию Валового регионального  продукта (ВРП) по регионам, экономическим районам и макрорегионам

 

1. Рассчитайте какой объем ВРП  создается на территории Европейского, Восточного макрорегионов. Определите  удельный вес объема ВРП каждого  экономического района и макрорегиона  в РФ (табл. 1).

Таблица 1 - Валовой региональный продукт, созданный на макроуровне

 

Макрорегионы, экономические районы

Объем ВРП,

млн.руб.

Удельный вес ВРП территорий в РФ, %

Российская Федерация

22292451,8

100

Западный макрорегион

   

Северный ЭР

868821,8

3,90

Северо-Западный ЭР

1199716,6

5,38

Центральный ЭР

7138663,5

32,02

Центрально-Черноземный ЭР

710970,2

3,19

Волго-Вятский ЭР

668430,4

3,00

Поволжский ЭР

1835011

8,23

Северо-Кавказский ЭР

1264911,7

5,67

Уральский ЭР

2525665,8

11,33

Восточный макрорегион

   

Западно-Сибирский ЭР

3846172,6

17,25

Восточно-Сибирский ЭР

1153239,1

5,17

Дальневосточный ЭР

980959,3

4,40


 

Порядок расчета к таблице 1:

Удельный вес ВРП Северный ЭР = 868821,8/22292451,8*100=3,90%

Удельный вес ВРП Северо-Западный ЭР = 1199716,6/22292451,8*100=5,38%

Удельный вес ВРП Центральный ЭР = 7138663,5/22292451,8*100=3,90%

Удельный вес ВРП Центарльно-Черноземный ЭР = 710970,2/22292451,8*100=3,19%

И т.д.

Отразим структуру удельного веса ВРП территорий в РФ на рисунке 1.

 

 

 

Рисунок 1 - Структура удельного веса ВРП территорий в РФ, %

 

Таким образом, наибольший удельный вес в структуре ВРП занимает Центральный ЭР (32,02%). Далее следует Западно-Сибирский ЭР – 17,25% от всего объема ВРП. Третье место занимает Уральский ЭР, на долю которого относится 11,33% всего ВРП по РФ.

Наименьший удельный все занимает Волго-Вятский ЭР, на долю которого относится 3,00% всего ВРП по РФ.

 

2. Определите регионы (т.е. субъекты  РФ), которые создают наибольший  и наименьший ВРП и рассчитайте  степень дифференциации по регионам (Степень дифференциации рассчитывается делением самого большого значения на самое маленькое значение ВРП).

И так по результатам расчетов, наибольший ВРП создают следующие регионы:

Рисунок 2 - Регионы (т.е. субъекты РФ), которые создают наибольший ВРП

Рисунок 3 - Регионы (т.е. субъекты РФ), которые создают наименьший ВРП

Степень дифференциации рассчитывается делением самого большого значения на самое маленькое значение ВРП = 32,02/0,04=800,5

3. Выберите 20 регионов (субъектов РФ) (10 – из европейской части страны, 10 – из азиатской).

Регионы

Площадь территории тыс.кв.км

Численность населения тыс.чел.

Валовый региональный продукт млн.руб.

1

2

3

4

Белгородская область

27,1

1519

181008,8

Воронежская область

52,2

2280

163246,3

Тамбовская область

34,4

1106

78481,1

Московская область

45,8

6673

938432

Тверская область

84,2

1380

125563,8

Калужская область

29,9

1006

84790,2

Смоленская область

49,8

983

79230

Тульская область

25,7

1566

143311,9

Ленинградская область

83,9

1633

265404,8

Новгородская область

54,5

652

73203,4

Свердловская область

194,3

4396

655026,6

Челябинская область

88,5

3511

442441,3

Удмуртская Республика

42,1

1533

163001,5

Республика Алтай

92,9

207

11147,8

Новосибирская область

177,8

2636

286888,6

Приморский край

164,7

1996

196212,1

Хабаровский край

787,6

1404

91281,4

Амурская область

361,9

870

53741,9

Камчатский край

464,3

346

208858,8

Сахалинская область

87,1

518

162645,1

       

Информация о работе Валовой региональный продукт