Валютное регулирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 15:04, контрольная работа

Краткое описание

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь валютная политика - это составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Валютное регулирование в России.docx

— 30.36 Кб (Скачать файл)

 

Валютное регулирование  в России

Основные понятия

Валютное регулирование  представляет собой законодательную  форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь валютная политика - это составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т. д.

К основным элементам валютного  регулирования указанных экономических  отношений можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является закон РФ № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г.«О валютном регулировании и валютном контроле».

Принципы валютного регулирования  и валютного контроля

Основными принципами валютного  регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

а) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

б) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

в) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

г) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

д) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органы валютного  регулирования


Органами валютного регулирования  в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации  и Правительство Российской Федерации.

Для реализации функций, предусмотренных  федеральным законом, Центральный  банк Российской Федерации и Правительство  Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов  валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления  валютных операций, порядок использования  счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного  регулирования в соответствии с  настоящим федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета  открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим федеральным законом.

Не допускается установление органами валютного регулирования  требования о получении резидентами  и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Не допускается установление органами валютного регулирования  требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, установленных  ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 15 федерального закона.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления, а также готовит  и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим федеральным законом, без ограничений.

Объекты валютных правоотношений

а) валюта Российской Федерации:

б) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

в) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

г) иностранная валюта:

д) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

е) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

ж) внутренние ценные бумаги:

з) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

и) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

к) внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим федеральным законом к внутренним ценным бумагам;

л) валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Субъекты валютных правоотношений

Резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением  граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном  государстве в соответствии с  законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие  в Российской Федерации на основании  вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без  гражданства;

в) юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами  территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения  резидентов, указанных в подпункте  «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные  представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации  при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования, которые выступают  в отношениях, регулируемых настоящим  федеральным законом и принятыми  в соответствии с ним иными  федеральными законами и другими  нормативными правовыми актами.

Нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с  подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие  местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие  местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных  государств и постоянные представительства  указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и  межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства  в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

ж) иные лица, не указанные  в пункте 6 настоящей части.

Валютные операции:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЕ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И КОНТРОЛЕ

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон  «О валютном регулировании и валютном контроле» в части упрощения  процедур валютного контроля.

Закон направлен на совершенствование  порядка проведения валютного контроля при осуществлении внешнеэкономических  сделок путём сокращения документооборота, исключения дублирования функций агентов  валютного контроля, сокращения объёма информации, необходимой для оформления паспорта сделки, а также уточнения  компетенции таможенных органов  как агентов валютного контроля в целях создания благоприятных  условий для перехода на оформление паспорта сделки в электронном виде.

Федеральным законом уточняется круг граждан РФ, относящихся к  категории физических лиц – нерезидентов.

Указанным изменением обеспечивается возможность беспрепятственной  выплаты юридическими лицами – резидентами  заработной платы и иных выплат гражданам  РФ, постоянно проживающим в иностранном  государстве не менее одного года либо временно пребывающим в иностранном  государстве не менее одного года на основании рабочей или учебной визы.

Также вводится принцип  однократности представления документов резидентами и нерезидентами  органам и агентам валютного  контроля. Регламентируются вопросы  информационного обмена в форме  электронных документов между органами и агентами валютного контроля в  части защиты передаваемой информации.

Федеральный закон был принят Госдумой 21 ноября 2011 г. и одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 г.

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ  О НЕЭФФЕКТИВНОСТИ ВАЛЮТНОГО  КОНТРОЛЯ В РОССИИ

Под занавес прошедшей  недели снова разгорелись жаркие дебаты в печати по поводу бегства  денег из страны. Причина в том, что вопреки всем прогнозам о  снижении, в третьем квартале чистый отток капитала из России вырос почти  вдвое, и достиг 12,9 млрд долларов, против 7 млрд во втором квартале нынешнего года, подсчитали в Банке России. Больше утекло только в первом квартале - 28,2 млрд долларов. В итоге за неполный 2013 год Россия уже потеряла "вчистую" 48,2 млрд долларов, а с учетом "коррекции", как говорят в Центробанке – и все 49,8 млрд долларов. При этом доля предприятий в утечке капитала из страны выросла за последние три месяца в десять раз.

Однако глава Минэкономразвития  Алексей Улюкаев почему то упорно заявляет, что отток капитала из России "в последнее время замедлился". Хотя еще в конце августа его ведомство повысило прогноз по оттоку капитала из России в 2013 году с 30 до 70 млрд долларов. Впрочем, не он один - ранее замедление утечки капитала прогнозировала первый зампредседателя Центробанка Ксения Юдаева.

Может быть, поэтому Банк России, вместо того, чтобы как то ограничить бегство денег, согласовывает  с Минфином и Росфиннадзором поправки к закону "О валютном регулировании и валютном контроле", чтобы вернуть россиянам возможность пользоваться услугами иностранных банков напрямую – проще было выводить. Как пишут "Ведомости", это касается зарплат, дивидендов, гонораров, доходов от продажи, аренды имущества и даже процентов по депозитам российских граждан. А значит, поток капитала из России еще вырастет – возможностей будет больше. Вот так "регулирование и контроль"!

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Энциклопедия экономиста http://www.grandars.ru

2. Экономика и жизнь  http://www.eg-online.ru

2. Информационное агентство "АМИТЕЛ" 1999-2013


Информация о работе Валютное регулирование в России