Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 06:12, сочинение
По сегодняшний день спорным остается вопрос о связи религии с экономикой и экономической деятельностью. Целый ряд религий и религиозных культов развивали и продолжают культивировать негативное отношение к обычных жизненных потребностей человека, а тем более - к богатству, состоятельности, стремление накапливать материальные блага. Соответственно, их отношение к экономике возникает отрицательным; здесь срабатывает тезис “чем больше человек обращена к своим материально-чувственных потребностей, тем меньше в нем остается места богу”.
Эссе «Взаимосвязь религии с экономикой»
По сегодняшний день спорным остается вопрос о связи религии с экономикой и экономической деятельностью. Целый ряд религий и религиозных культов развивали и продолжают культивировать негативное отношение к обычных жизненных потребностей человека, а тем более - к богатству, состоятельности, стремление накапливать материальные блага. Соответственно, их отношение к экономике возникает отрицательным; здесь срабатывает тезис “чем больше человек обращена к своим материально-чувственных потребностей, тем меньше в нем остается места богу”. Однако, как уже отмечалось в предыдущих разделах, религии живут в обществе и не могут полностью уклонения от общественных дел и проблем, в том числе - и от экономики. Экономические отношения, экономическая деятельность возникают, с одной стороны, органической составляющей человеческой жизнедеятельности, обусловленной необходимостью обеспечивать само человеческое существование, с другой стороны, они представляют собой важный вид человеческих взаимодействий и отношений. Уже древние мыслители отмечали, что один человек является существом недостаточной, что она нуждается в кооперации с другими людьми и, прежде всего, и особенно - в материально-практической деятельности, направленной на удовлетворение самых первых и простых жизненных потребностей. Однако экономическая деятельность имеет свои законы и ставит перед человеком серию императивных требований. Так, экономический обмен может состояться лишь при определенных условиях, так же и структура экономической деятельности, определенное соотношение производства и сбережения, возобновление ресурсов как средств деятельности, так и ее субъектов, - все это не может происходить стихийно или произвольно. Следовательно, участие религии в реальных процессах жизни невольно втягивает ее в определенные экономические связи. Однако, как уже отмечалось, существовали и существуют и в наше время такие религиозные верования, которые пытаются отвлечь человека от любых жизненных забот; как правило, они настроены резко отрицательно относительно любых экономических интересов людей. Еще известный греческий философе Эпикур любил произносить тезис: поблагодарим блаженным богам за то, что нужно для жизни сделал легким и доступным, а ненужное - тяжелым и недосягаемым. Но в Священных письменах многих сложных и достаточно распространенных религий так или иначе присутствуют следы экономики: например, в Ветхом завете (иудейская Тора) приводится целый ряд достаточно подробных наставлений относительно того, как вести хозяйство, каким образом должны регулироваться имущественные отношения между членами сообщества, как и какие материальные возмещения должны осуществляться в случае возникновения конфликтных ситуаций между людьми. Руководствуясь Торой, иудеи предполагали право на пошлина, на ростовщичество, на получение процентов по ссуде. Иудейские храмы служили местом довольно оживленной торговли, поскольку собирали большое количество людей. Все это раннее христианство осуждало и запрещало, хотя впоследствии его экономические интересы заставляли вносить коррективы в отношении экономики. Например, рост могущества церкви, строительство монастырей, политические интересы, интересы материальной поддержки бедных и обездоленных, - все это вводило христианство в экономические отношения. Более того, обещания лучшей посмертной судьбы тем, кто завещал имущество церкви или монастырям, учение о чистилище, во время пребывания души в котором ее ситуацию можно было улучшить определенными материальными дарами невольно превращало католическую церковь на активного экономического деятеля. Православная церковь также не стояла в стороне от экономических интересов; в разные исторические периоды своего существования она владела землей, предприятиями, получала стали прибыли за счет церковного пошлины и др. Одной из причин противостояния протестантизма с римо-католической церковью были как раз непомерные экономические стремления последней: протестанты выступали за дешевую церковь, отвергали учение о чистилище, вставали против накопления имущества церковными организациями. Протестантская тезис “Только верой!” предусматривала, что отношения человека с Богом не рассматривались по принципу экономического обмена, то есть нельзя всерьез надеяться на то, что за грехи можно откупиться или же Бога можно задобрить. В то же время протестантизм настаивает на том, что человек должен нести на себе всю тяжесть последствий грехопадения; в этой христианской конфессии отсутствует такое огромное количество праздников, как у католиков и православных, труд рассматривается как естественное состояние человека, который не может засуджуватись Богом никогда, поэтому работать можно, например, и в воскресенье. В чем подобных взглядов придерживались и так называемые православные старовірці, которые считали и считают добросовестный и самоотверженный труд условием выполнения человеком божьих наставлений после грехопадения. При том протестантизм и старовірці всячески пропагандируют свою бережливость, скромную жизнь даже при условии получения крупных денежных доходов, благотворительную деятельность.
“Коран”, священная книга мусульман, также подает своим адептам достаточно подробные экономические установки. При этом запрещается нетрудовое наращивания богатства, ростовщичество. К одной из обязательных заповедей мусульман принадлежит помощь бедным. В банках мусульманских стран запрещаются займы под проценты, а прибыли за использование средств вкладчиков направляются на общие общественные потребности.
Определенные религиозные культы, что существуют на почве индуизма, сегодня считают, что экономическая и производственная деятельность должны быть определенной стороной их деятельности, но не основной, однако необходимой учитывая стремление распространять свои взгляды с помощью издательской деятельности и благотворительности.
В наше время вряд ли кто станет отрицать связь религии с экономикой. Но отношение религии к экономике остается неоднозначным. Можно утверждать, что абсолютное большинство религий воспринимает экономику и экономическую деятельность как нечто неизбежное, но такое, что не вытекает из самой сущности религиозного отношения человека к действительности. Аскетизм и ограничения материальных потребностей как и раньше, остаются ведущими мотивами экономических религиозных взглядов. С другой стороны, развитые религии считают, что есть люди, которые очень крепко привязаны к мирскому, материально-чувственного жизни, но есть и другие, которые дело служения богу рассматривают как свое жизненное предназначение. Соответственно, для этих категорий людей отношение к экономике должно быть существенно отличным: если в мирской жизни экономических интересов избежать невозможно, то у тех, кто отдается делу служения богу такого рода интересы должны быть минимальными, или вообще отсутствовать. Именно такие люди составляют тот слой общества, который берет на себя заботу о душевную чистоту и спасение человечества.
Таким образом, религия оказывает влияние на экономическую сферу. Во-первых, когда в экономической жизни акцентируются такие добродетели личности и бизнеса, как честность, достоинство, уважение к обязательствам, а религия успешно прививает эти добродетели своим последователям. Во-вторых, религия иногда поощряет потребление - религиозные праздники поощряют потребление определенных материальных вещей, даже если это всего лишь особые свечи или специальная пища. В-третьих, подчеркивая труд человека как "призвание", религия (особенно протестантизм) возвысила труд, какой бы унизительный он ни был, и это связано с ростом производительности труда и доходов. В-четвертых, религия может оправдать и утвердить конкретные экономические системы и виды деятельности. Так же американские исследователи пришли к выводу, что религия влияет на темп экономического роста. И, как правило, вера в ад подстегивает рост сильнее, чем вера в рай.
Связь между религией и экономической деятельностью человека существует с древнейших времен. Религия оказывала и оказывает активное воздействие на поведение верующих в сфере экономики и производства, на отношение к труду.