Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:18, курсовая работа
В курсе изучения истории мировых цивилизаций я непосредственно ознакомился о цивилизации Китая об учениях великого китайского философа Конфуция. Но так как у меня уже издавна возбуждает интерес к жизни стран Востока, его традициям, нравам, а именно к Японии и Китаю, я решил изучить их. У меня был выбор между этими двумя странами, но я остановился на Китае, из-за его многочисленного населения. А так как основной главенствующей религией Китая является конфуцианство, я решил ознакомиться с ней.
1. Введение. ..................................................................................................................1.
2. Глава I. «Зарождение учений Конфуция. ..................................................................3 .
3. Глава II. «Культы конфуцианства». .........................................................................7.
4. Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая» ...............................................11.
5. Заключение. .............................................................................................................14.
6. Список использованной литературы. ......
Содержание.
1. Введение. ..................
2. Глава I. «Зарождение
учений Конфуция. ..............................
3. Глава II. «Культы конфуцианства». .............
4. Глава III. «Роль конфуцианства
в истории Китая» ....................
5. Заключение. ............
6. Список использованной
литературы. ..............
Введение.
В курсе изучения истории мировых цивилизаций я непосредственно ознакомился о цивилизации Китая об учениях великого китайского философа Конфуция. Но так как у меня уже издавна возбуждает интерес к жизни стран Востока, его традициям, нравам, а именно к Японии и Китаю, я решил изучить их. У меня был выбор между этими двумя странами, но я остановился на Китае, из-за его многочисленного населения. А так как основной главенствующей религией Китая является конфуцианство, я решил ознакомиться с ней.
Целью моего реферата было раскрытие того, что вообще представляет из себя религия Конфуция, каковы её традиции, моральные устои, культы и т. д. Одной из задач было выяснить, когда зародилась одна из древнейших консервативных религий Востока. Также меня озадачило как складывались отношения между людьми и государством, между родителями и сыновьями, между старыми и молодыми... И главной же задачей стало раскрытие того, как повлияло конфуцианство на жизнь народов Китая.
Тема, выбранная мною, очень актуальна и по ей день. Изучением религий, а особенно религий Востока, ученые занимаются до настоящего времени, так как многое ещё нераскрыто, не разгадано, неосознанно. Если же говорить о сотрудничестве России и стран востока, то отношения стали более крепкими и дружными.
Для ответов на поставленные вопросы я воспользовался материалами трех изданий. Первое - это 2 часть 6 тома популярной «Энциклопедии для детей» под названием «Религии мира». Из аннотации мы узнаем:
«Вторая часть тома «Религии мира» содержит сведения об основных и мировых религиях. Впервые одна из важнейших сфер духовной жизни человека освещается столь полно, в популярной форме и с позиций равноуважительного отношения ко всем описываемым религиям.
Книга рассчитана для детей старшего школьного возраста, родителей, преподавателей, а также всех тех, кто интересуется религиями разных народов. Все вышедшие тома «Энциклопедии для детей» рекомендованы управлением развития общего и среднего образования Министерства образования Российской Федерации как дополнительное пособие для учащихся».
Второе издание - книга
Л. С. Васильева «История религий
Востока» вышедшая в 1983 году. Книга
предназначена как учебное
«В книге дается
очерк истории возникновения
религий Востока, их роли в развитии
социально-экономической и
Третье издание - книга Н. Я. Холопова «Мировые религии». Аннотация даётся краткой:
«Книга исторических очерков «Мировые религии» - результат многолетнего изучения мировых религий. Издание предназначается для широкого круга читателей.»
Глава I.
Зарождение учений Конфуция.
В конце III тысячелетия до нашей эры на территории центральных равнин Китая начинало складываться протогосударство, которое в то время представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным вождем. Этот период принято называть эпохой Шан-Инь - по имени клана, который главенствовал в ту пору. После очередной междоусобицы в Китае наступила эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)-один из самых интересных периодов в истории страны, когда начали закладываться основы практически всех философских школ и мистических учений.
Издревле китайская социальная система была четко поделена на уровни, каждому из которых предписывались свои строжайшие нормы поведения, причем эти предписания порой касались даже мелочей. Например, было точно известно, в каких одеждах кому ходить, какую пищу есть, какие обряды совершать. Высшая аристократия так и назевалась - «те, кто ест мясную пищу», в то время как на столе простолюдинов мясо не появлялось, и поэтому, что его не хватало на всех, - причина заключалась в ритуальных предписаниях.
Вся земля принадлежала верховному правителю - вану. Немного ниже вана стояли несколько властительных князей, которые иногда управляли областями. Ван долгое время сочетал в себе функции племенного вождя и жреца, т.е. мог и управлять людьми и общаться с Небом. О его священной функции говорил даже сам иероглиф «ван», который представлял собой горизонтальные черты, пересеченные одной вертикальной. Это символически обозначало, что дух правителя способен соединить в себе три начала: Небо, Землю и Человека. Ван, обладая неограниченной властью, мог перераспределять землю, чем привязывал к себе наследственную знать.
По представлениям, характерным для древнего Китая, император обладал огромной духовной помощью, или дэ, которая дарована ему Небом и которую он мог передавать своим подданным. Эту помощь можно также называть священной силой, благостью, благодатью или просто благодетелью. Представление о ней сложилось ещё в глубокой древности, когда мир понимался как место встречи людей с духами и поэтому был пропитан особой «энергией». Именно благодать (дэ) вана стала позже одним из ключевых моментов учения Конфуция о государстве и роли в нем правителя. Безраздельная власть требовала одновременно и особой нравственной чистоты, добродетельности, личного духовного совершенства вана, к чему призывал Конфуций.
Существовал принцип: «Кто знатен - тот богат». Незнатный не мог быть не только богатым, но даже зажиточным.
На первый взгляд такая система может показаться несправедливой и даже бесчеловечной. Но не стоит оценивать древность с точки зрения современных представлений о свободе, равенстве возможностей, демократических правах. Факт остаётся фактом: в течение многих веков именно такая система социального разделения с её жесткими предписаниями поддерживала стабильность в обществе и достаточно ровные отношения между властями и народом.
В китайской истории период правления Чжоурской династии считается едва не идеальным временем в жизни людей и государства, когда все жили в достатке и каждый «знал своё место». Как сказал бы Конфуций, «правитель был правителем, а подданный - подданным».
Основателем дома Чжоу
считается Чжоу-гун, мужественный и
добродетельный человек. Он выгодно
отличался от своего неудачливого предшественника,
последнего правителя династии Инь,
который погряз в разврате. Именно
Чжоу-гуну история приписывает лозунг:
«Уважать добродетель и оберегать
народ». Многие мудрецы, в том числе
и Конфуций, называли его образцом
лучших нравственных качеств, подтвержденных
временем. Учитель ставил Чжоу-гуна
выше всех правителей древности, указывая
на то, что он «полностью овладел
культурным началом»,а значит, и
«ритуальными» нормами
Однако такому благоденствию не суждено было длиться долго. Сильнейшие социальные и духовные кризисы, разрушение идей архаического оккультизма потеря веры в духов - все это способствовало рождению совсем иного типа философии. Но прежде следует рассмотреть, какие причины привели Китай к такому кризису.
Несколькими веками
ранее в обиходе появилось
железо. Это нарушило гармонию общественных
отношений, позволив людям, не обладающим
знатностью, богатеть за счет обработки
новых земель. В результате возникли
так называемые «сильные дома». Казалось,
золотой век китайской
Страна, раздробленная
на противоборствующие владения, вела
долгие, изнурительные и бесполезные
войны. В начале этой эпохи на территории
центральных равнин оказалось около
140 мелких и крупных царств. Не проходило
и года, чтобы между ними не возникали
стычки. Образовалась даже особая группа
бродячих мудрецов, которые, переходя
из одного государства в другое,
пытались уладить конфликты между
правителями. К таким людям принадлежал
известный философ Мо-цзы.
В результате кровопролитных
междоусобиц выделилось «семь сильнейших»
царств: Чу (где, по приданию, родился
Лао-цзы), Ци, Чжао, Хань, Вэй, Ян и Цинь.
Многие государства оказались
Что-то разладилось в Поднебесной... Разрушился стержень взаимоотношений между людьми. Неужели великую страну ожидают хаос и смута?
Именно в этот момент многие мудрецы, философы и мистики, страшась «великой смуты в Поднебесной», размышляли над способами, которые могли бы привести к покою и процветанию. На этой волне возникло множество духовных, философских и политических учений. Некоторые из них угасли за несколько столетий или даже десятилетий; другие - такие, как конфуцианство, легизм, даосизм, - настолько внедрились в культуру Китая, что китайская цивилизация сегодня просто немыслима без них.
И все же, говоря о рождении мощных учений Китая в VI - V вв. до н.э., необходимо заметить, что возникновение их было обусловлено не только социальной и политической ситуацией. Характерно, что все крупнейшие китайские духовно-философские системы возникли приблизительно в одно и то же время.
Духи, которым поклонялся Китай, оказались не способны привести страну к гармонии. Наступил кризис архаического сознания, духообщение уже не давало человеку полноты истины, а человек стремился именно к ней, его больше не устраивало просто спасение от бед и несчастий. Не случайно Конфуций однажды заметил, что «если утром постигнешь истину, то вечером можно и умереть».
Единственное известное
крупное мистическое
Мир представлялся
чередой вечных изменений, он дан
человеку как «вечное непостоянство»,
как переход двух противоположных
и взаимодополняющих начал - светлого
(ян) и темного (инь). Окружающий мир
в равной степени и реален, иллюзорен,
за видимой действительностью
В «Книге перемен», непостижимым
образом повлиявшей на развитие всей
китайской философии, видимо, содержалось
какое-то древнее
Глава II. «Культы конфуцианства».
«Культ предков и нормы «сяо».
Речь идет о культе
предков - как живых так и мертвых.
Значительно изменив содержание
и формы этого культа, известного
в своих основных чертах едва ли
не всем народам («Чти отца и матерь
свою», - сказано в Библии), конфуцианство
придало ему глубокий смысл символа
социального порядка и